Похоже, главная причина повышения коммунальных тарифов в Украине найдена. Оказывается, космические цифры в платежках объясняются банальным отсутствием в нашей стране единой системы мониторинга производства, поставок, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги. 

Другими словами, мы сами не знаем сколько тратим этих самых ресурсов на обогрев и водоснабжение украинских домов, а тарифы появляются в буквальном смысле "с потолка". Вкратце именно такой завуалированный смысл вложили в пояснительную записку к законопроекту №4844 ее авторы (народные депутаты Олег Мусий, Сергей Каплин, Петр Юрчишин и др.). Зарегистрированный ими в парламенте документ предусматривает созданием той самой спасительной "единой государственной системы мониторинга". 

Как утверждают нардепы, Украина на сегодняшний день не имеет системы учета потребления ресурсов и коммунальных услуг, не говоря уже об энергетическом балансе страны, который, между прочим, в большинстве государств считается стратегически важным. Госэнергоэффективности, которому по законодательству положено учитывать ресурсы, попросту собирает разрозненную информацию с областных госадминистраций, но вот с ней делать дальше чиновники не знают — нет ни методологии, ни кадров, ни, главное, — финансов.

Госстат тоже считает с погрешностями. В итоге, как говорится в пояснительной записке, "отсутствие объективной информации о расчетах за потребленные топливно- энергетические ресурсы не позволяет определить основные структурные и ценовые диспропорции на рынках энергоресурсов и получить реальный срез ситуации в отраслях".
Авторы приводят в пример Польшу, где ежегодно издается сборник об энергетическом балансе. В нем каждый желающий может сравнить цены на энергоносители с тарифами на ЖКХ и получить исчерпывающие пояснения как формируется стоимость той или иной услуги.

В украинской редакции энергетической стратегии на период до 2030 г., которая была одобрена коллегией министерства энергетики и угольной промышленности еще в 2012г, также говорится о важности ликвидации дисбаланса в потреблении. Скажем, для электроэнергетики одним из важных заданий является выравнивание суточного графика потребления мощностей. Но, чтобы понимать, что и как нужно выравнивать, опять-таки, нужны детальные балансы.

Данный законопроект является рамочным — он просто декларирует, что государство готово создать ЕГСМ (единую государственную систему мониторинга) с целью формирования прозрачных рынков энергоресурсов. Чтобы документ начал работать на практике, депутатам и правительству придется принять еще ряд законов и подзаконных актов.

Но, если депутаты все же доведут начатое до конца, результаты оценят даже самые пессимистично настроенные украинцы. По расчетам авторов законопроекта, экономический эффект от внедрения ЕГСМ только на первом этапе превысит 17 млрд. грн. (ориентировались на ожидаемое снижение энергоемкости как составляющей ВВП Украины, на 2%).

"Просчеты, выполненные при участии специалистов НАН Украины, подтверждают снижение энергоемкости как составляющей ВВП при условии внедрения Единой государственной системы мониторинга, на 15-29% ежегодно. Минимальный экономический эффект приблизительно составит 130,5-170,12 млрд. грн.", — говорится в пояснительной записке.

Но, главное, это должно позволить наконец-то выписать экономически обоснованные тарифы, и, как прогнозируют нардепы, они могут оказаться ниже нынешних на 35-40%. 

Вот только авторы не уточнили сколько денег понадобиться на создание ЕГСМ и как можно будет проконтролировать расходование этих средств.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: жкх коммуналка законопроект коммунальные платежи недвидимость
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1120