До недавнего времени инвесторы стремились вкладывать миллионы в стремительно развивающиеся  интернет-стартапы вне зависимости от того, приносили ли они доход или только планировали сделать это. Но после того как компания Facebook впервые разместила свои акции на бирже, а также после падения акций Groupon и Zynga, венчурные инвесторы стали более разборчивыми, пишет Ateamworks.

Как основать успешный стартап? Советы карьерного роста

"Раньше предприниматели не нуждались в реальной стратегии монетизации, — утверждает Брайан О`Мэлли, один из первых инвесторов Battery Ventures. – Они могли получать доходы бесконечно долго, поскольку их ивестиционные доллары и были их доходами".  

Не в фаворе теперь и стартапы, занимающиеся интернет-продажами: у них проблемы с логистикой, и они требуют больших денежных вливаний. Знаменитый бум продаж смартфонов, который когда-то радовал притоком инвестиций, теперь заставляет инвесторов переживать, поскольку монетизация мобильных устройств становится труднее, чем монетизация веб-ресурсов.

   Инвесторы также устали от стартапов и приложений, которые рассчитаны только на Facebook, Twitter и LinkedIn, ведь теперь эти компании сосредоточены только на своей прибыли. А в Силиконовой долине заметили, что, хотя сегодня как никогда просто открыть компанию, но вот построить стабильный бизнес как никогда трудно.

  Более молодые стартапы начинают испытывать нехватку денег. Исследовательская фирма CB Insights проанализировала 4056 первоначальных, или посевных инвестиций в высокотехнологичные стартапы, которые были сделаны в США с 2009 года. Исследования показали, что более 1000 стартапов, которым удалось получить посевные инвестиции от бизнес-ангелов – состоятельных инвесторов, готовых вкладывать в проекты собственные деньги, — окажутся в этом году не в самом удачном положении, когда венчурные инвесторы отвергнут их просьбы о дополнительных вложениях. В результате 1 миллиард долларов инвестиций просто испарится.

Три типа ангельского финансирования в США

Эта кровавая ситуация вряд ли сравнится с той, что случилась в 2000 году, когда лопнул пузырь dot-com — тогда 3 триллиона долларов сгорело на фондовой бирже Nasdaq —  но ее будет достаточно, чтобы интернет-инвесторы и предприниматели временно прекратили свою деятельность.

 CB Insights считает, что интернет-стартапы пострадают больше всего, поскольку они получили больше посевных инвестиций, чем промышленные предприятия и компании по производству оборудования. Вероятней всего, им будет непросто получить последующие инвестиции.

 Часть проблемы – это обычные подсчеты. Бизнес-ангелы вкладывают в предприятия небольшие суммы, обычно они составляют меньше 1,5 миллиона долларов. Но для развития бизнеса предпринимателям в конце концов приходится просить денег у венчурных инвесторов, капиталы которых формируются из средств благотворительных организаций, пенсионных фондов и прочих подобных организаций. И если количество бизнес-ангелов, готовых инвестировать деньги увеличилось, то количество венчурных инвесторов, наоборот, снизилось.

 Но инвесторы утверждают, что проблема не только в этом. Теперь многие начинают понимать все сложности построения стабильной компании. "Начать бизнес всегда было также непросто, как и построить стабильную компанию", — утверждает Дэвид Ли, венчурный капиталист из SV Angel, молодой инвестиционной компании.

  Дэвид О. Сэк, управленец из Силиконовой долины, который в прошлом году  продал созданную им социальную сеть Yammerкомпании Microsoftза 1,2 миллиарда долларов, проанализировал, какие выводы можно сделать после  падения акций Facebookв прошлом августе.

 "Я думаю, той Силиконовой долины, которую мы знаем, скоро не будет, — пишет Сэк. —  Чтобы создать успешную молодую компанию, предпринимателям нужно отыскать идею, которая еще не попала в поле зрения крупных интернет-компаний, которыми сегодня управляют как никогда хорошо". Чтобы привлечь новые инвестиции, компании должны дать понять, что на развитие им требуется менее 5 миллионов.

Кроме того, они должны быть "защищены от нападения этих больших компаний, если они прознают, что вы что-то придумали, — утверждает Сэк. – Сколько подобных идей так и не используются?"

Высказывания Сэка вызвали жаркие споры в Силиконовой долине. Одним из самых ярых критиков Сэка был Марк Андерсен, соучредитель Netscapeи венчурной фирмы Andreessen-Horowitz. В Facebook on написал, что возможности для стартапов "безграничны".

Вот только сами стартапы понимают, что источники инвестирования далеко не безграничны. "Теперь инвесторы просчитывают все на много дней вперед, — утверждает Рик Вонг, венчурный инвестор из Фссуд Partners. – Раньше они обращали внимание только на несколько месяцев, а сейчас возможные результаты просчитываются более чем на год".

 По мнению Вонга, наиболее пристальное внимание уделяется компаниям, занимающимся интернет-продажами. Инвесторы, которые пристально следили за тем, как Amazon купил Zappos за 1,2 миллиарда долларов и компанию Quidsiза 540 миллионов, владеющую интернет-магазином Diapers.com, вложили в электронную коммерцию миллионы долларов ради того, чтобы понять, что такими магазинами управлять очень трудно.

 Фэшн-сайт моментальный акционных предложений (эти предложения в электроном магазине длятся ограниченное количество времени – прим.пер.) GiltGroupполучил 220 миллионов долларов инвестиций, но до сих пор не приносит дохода. В прошлом году компания была вынуждена сократить персонал. Это все негативно сказывается на более мелких проектах, таких как Gilt Taste (продают еду, вино и сладости – прим.пер.) и Park & Bond, а их сайт о путешествиях вообще Jetsetter выставлен на продажу. Fab.com (магазин одежды, обуви, домашнего декора, осветительных приборов и прочих полезных в быту мелочей – прим.пер.) привлек средства по более низкой стоимости акций, чем рассчитывал. И все из-за того же первичного размещения акций Facebook. Инвесторы также предсказывают, что интернет-магазин детских товаров Zulily придется сильно постараться, чтобы оправдать свою стоимость, которая составляет 1 миллиард долларов.

Обувной магазин Ким Кардашьян ShoeDazzle получил 66 миллионов, а магазин вина Lot18– 45 миллионов от инвесторов, впечатленных количеством посетителей этих магазинов. В прошлом году эти два сайта вынуждены были сократить персонал.

"Я скептически отношусь к интернет-коммерции, которая подразумевает скидки и так называемые предложения дня", — говорит Питер Фентон, венчурный партнер Benchmark Capital. По словам Фентона, сайты типа Zulily и Gilt "требуют больших капиталовложений, имеют проблемы с прибылью, и, если они выпустят свои акции на рынок, их рыночный показатель не будет высоким. Я серьезно сомневаюсь в их способности тягаться с таким гигантом, как Amazon".

 Более того, инвесторы начинают относиться с недоверием к играм и приложениям в социальных сетях на базе Facebook, Twitter и LinkedIn. Эти социальные сети нельзя считать стабильными платформами для развития бизнеса, поскольку у них самих есть проблемы с получением прибыли.

 Например, Facebook прошлой осенью внес изменения в свой новостной алгоритм. Они сократили количество пользователей, которые могут видеть обновления статусов этой социальной сети. Компания утверждает, что эти изменения помогут пользователям получать более качественный контент, но рекламодатели начали жаловаться, что эти изменения вдвое уменьшили аудиторию, которая просматривает их посты.

 По словам рекламодателей, главный мотив всех этих изменений – попытка заставить компании использовать новую рекламную технологию Facebook, которая дает возможность  пользователям за определенную плату расширить аудиторию людей, которая будет читать их обновления.

5 стран, которые готовы выдавать предпринимателям стартап-визы

Сеть Branch Out, которая собирает данные с LinkedIn и Facebook, получила от венчурных инвесторов 49 миллионов, но в 2011 году она вынуждена была изменить свою бизнес-модель после того, как LinkedIn перекрыл ей доступ к своим данным. А в ноябре Tweetro, Twitter-приложение для Windows 8, вообще удалили с рынка, когда приложение превысило лимит новых сторонних пользователей.

 "Инвесторы теперь лучше разбираются в источниках трафика, — утверждает Брайан О`Мэлли из Battery Ventures. – Компаний, которые сильно зависят от Twitter, Facebook или мобильных устройств, переживают сейчас нелегкие времена".

По данным CB Insights, в первые 9 месяцев 2012 года венчурные инвестиции в мобильные компании увеличились на 75% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, но разработчики,  в настоящее время испытывают больше трудностей со смартфонами, чем до этого с Интернетом.

 "Хотя переход на мобильные устройства так сильно разрекламировали, люди все равно понимают, что мобильные устройства еще скрывают множество проблем", — говорит Брайан О`Мэлли. Одна из трудностей состоит в том, что разработчики слишком зависимы от капризов Apple. Кроме того, им необходимо убедить людей загрузить их приложения притом, что реклама на маленьких экранах не такая эффективная.

 Так какие же потребительские стартапы все таки выживут в этой мясорубке?

    "Люди теперь более пристально следят за статистикой посещений, — утверждает О`Мэлли. – Какой процент пользователей возвращается на сайт? Насколько они заинтересованы в информации на сайте? Являются ли они придирчивыми пользователями?"

    Такой реалистичный подход очень хорош.  Дэвид Ли из SV Angels утверждает, что еще 18 месяцев назад, каждая бизнес-идея, о которой он слышал, была социальной, локальной или мобильной. Сегодня от отмечает, что компании начали предлагать более разнообразные идеи, и их бизнес-модели стали более прогнозируемыми и надежными.

    "Сегодня компании с более предсказуемыми бизнес-моделями или те, кто знает способы, как привлечь внимание пользователей и глобальных целевых рынков, имеют высокую стоимость активов… что заставляет меня тратить больше денег", — говорит Ли.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес стартап инвесторы интерне
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2368