места вовремя зачастую не представляется возможным. Водителям слишком дорого ездить на своих авто без попутчиков, а тем, кто пользуется общественными транспортом, не нужно объяснять, что такое пробки, очередь и перегруженность. Новый украинский сервис GiveMeALift взялся разрешить эту проблему. С помощью приложения на своем смартфоне каждый желающий может найти попутчика-водителя автомобиля и вместе с ним добраться до нужной географической точки. О том, как создавался сервис и как он работает, а также о планах на будущее мы поговорили с соонователем GiveMeALift Антоном Мойсеенко (на фото) на конференции IDCEE 2014.

UBR.ua: Антон, как Вы считаете, какие факторы или обстоятельства чаще всего побуждают начинающих предпринимателей создавать собственные стартап-проекты?

-  Наверное, правильнее было бы говорить не о стартапах, а о предпринимательстве и инноваторстве в целом. Мотивы могут быть абсолютно разные. Кому слава Цукерберга покоя не дает, кто просто устал "ходить на работу", кто-то решил реализовать свою давнюю фантазию на тему "я самый правильный генеральный директор", а кто-то "меняет мир". Более-менее успешных объединяет одно – мы все авантюристы. Если ты не чувствуешь в себе готовность рисковать, быть готовым к неожиданностям, быть открытым к новому и постоянно меняться – ты изначально "сбитый летчик"

UBR.ua: Из Вашего опыта, какие направления, темы и сферы наиболее популярны в современном стартап-сообществе? Какие проекты создаются чаще всего?

-  Многие пробуют делать проекты по big data, internet of things, share economy. То есть все то, что созвучно эпохе. Хотя есть много хороших проектов по e-commerce, телекому. Кто-то делает сервисы знакомств и специализированные социальные сети. Направленность проектов очень сильно зависит от географии рынков.

UBR.ua: Вы являетесь основателем стартапа GiveMeALift. Опишите его, пожалуйста, несколькими фразами или предложениями.

-  Сооснователем.  Нас  трое. Есть еще Саша Жовнуватый – это наш мегамозг. Человек, который, собственно, и создает своими руками сервис и Саша Рыбак – это наша творческая составляющая.

GiveMeALift — это геолокационный сервис, объединяющий тех, кто хочет ехать и тех, кто хочет подвезти. С его помощью пассажиры смогут быстро найти машину, которая подвезет до точки назначения, а водители — подходящего им пассажира. По сути – это сервис поиска попутчиков в городском пространстве. В режиме реального времени.

UBR.ua: Каков принцип работы сервиса? Как появилась идея?

-  Приложение работает очень просто: пассажир указывает место назначения, место отправления определяется автоматически. С другой стороны, водитель перед началом движения указывает место, куда он едет и маршрут движения (место отправления тоже определяется автоматически) и отправляется в дорогу. GiveMeALift сопоставит заявки всех пассажиров и водителей и уведомляет обоих о подходящих маршрутах. Водителю остается только подтвердить намерения пассажира, подобрать его и подвезти до места назначения.

Идея? С самой идеей носились давно. Мы вообще фанаты транспорта. Наш первый проект – это интерактивная схема городского скоростного электротранспорта citytransport.com.ua. Но выкристаллизовалась идея во время событий на Майдане. В ночь штурма стало понятно, что нам нужен механизм, позволяющий быстро организовать доставку людей на Майдан. На хакатоне "ІТ-намета" мы сделали версию, которая позволяла найти попутчика. Однако мы не смогли обеспечить вопросы безопасности. Поэтому на тот момент запуск был отложен.

Вернулись мы к этой идее позже, когда начался кризис. Бензин и доллар стали дорожать, и автомобиль из средства передвижения стал превращаться в роскошь.

UBR.ua: Антон, расскажите, пожалуйста, с чего Вы начали реализацию своей задумки? Какие вопросы оказались самыми сложными?

-  Тут все просто и сложно одновременно. Мы пошли к нашим друзьям из Mitsubishi Ukrainian Club и начали обсуждать общий концепт. Обсуждали около месяца. Потом, когда стало понятно, что именно хотели бы видеть люди – начали дорабатывать софт. 19 мая было запущено приложения для Android. Что касается сложностей, то, помимо сложностей технической реализации, поскольку подобную задачу до нас никто не решал (американский Lyft запустил свой Lyft Line пару месяцев назад, а Uber запустил UberPool всего три-четыре недели назад), актуальной остается проблема сильной рассинхронизации пользователей по времени и географии, поэтому совместных поездок немного (до 10 в неделю). Но проблему мы знаем, и постоянно работаем над ее решением.

UBR.ua: GiveMeALift – это мобильное приложение. Какие операционные системы сервис поддерживает на сегодняшний день? Планируется ли версия для стационарных ПК?

- Сейчас это только Android. Приложение для iOS уже несколько месяцев проходит модерацию в AppStore. Возможно, к концу года мы попробуем сделать что-то под Windows. Хотя не факт. Пользователей с подобными девайсами очень мало. Если говорить о динамическом карпулинге, то со стационарного ПК он просто не возможен.  Однако пользователи настоятельно просят сделать возможность не только искать попутчиков здесь и сейчас, но и иметь возможность предварительного планирования своих поездок. Скорее всего, мы пойдем им на встречу и будем реализовывать эту функцию. Тогда, безусловно, в рамках нашего сайта мы будем давать пользователям возможность предварительно планировать свои поездки.

UBR.ua: На данный момент проект находится в разработке. Когда планируется полный релиз?

-  Никогда. Мы постоянно развиваемся и очень чутко реагируем на потребности наших пользователей. Поэтому сервис изменяется постоянно. Он работает, но постоянно находится в разработке.

UBR.ua: Поиск попутчика – это достаточно ответственное дело. Как в GiveMeALift реализованы вопросы безопасности?

-  Как я говорил ранее – это была ключевая проблема, которая не позволила нам запуститься в декабре 2013 года. В ходе обсуждения концепта весной было решено делать авторизацию в сервисе только через граф социальной сети. Сейчас их две Facebook и G+. "Вконтакте" и "Однокласники" не используем из гигиенических соображений.

Используя граф социальной сети, пользователи могут достаточно просто идентифицировать друг друга, посмотреть хронику, общих друзей, у которых, кстати, некоторые  через мессенджер, даже успевают уточнить уровень адекватности своего попутчика. Народ просит еще рейтинги, но мы пока не успеваем. Хотя, наверное, они действительно нужны.

Читайте также:

UBR.ua: Бытует мнение, что практически основной проблемой многих стартап-проектов является поиск инвестиций. Так ли это? Как вы подошли к решению данного вопроса? Какие этапы создания GiveMeALift стали самыми затратными?

-  Мне кажется, что эта тема относится к разряду "легенд и мифов родного края". В индустрии создана иллюзия, что мерилом успеха является именно количество привлеченных инвестиций. Хотя, как по мне, это далеко не так. О нас говорят, что мы странные в этом отношении. Мы не занимаемся поиском инвестиций. Вообще. Совсем. У классика написано: "Не проси ничего у тех, кто сильнее тебя. Сами придут. Сами предложат". Мы просто занимаемся своим делом. Да, у нас были встречи с рядом инвесторов. В основном, не по нашей инициативе. Однако в ходе беседы становилось понятно, что мы уже выросли из штанишек посевных инвестиций. Но еще не доросли до работы с серьезными фондами. Поэтому мы просто продолжаем заниматься любимым делом. И у нас есть время и на развитие и на общение с нашими пользователями. Нам кажется, что это главное. Безусловно, самым затратным является разработка сервиса. Но мы разрабатываем сами. Обходимся своими силами. Особенно, что касается бэкэнда, веба и Android. В продвижение мы не вложили ни цента. Но мы вкладываем в него наши души.

UBR.ua: Каков коллектив проекта на сегодняшний день. Планируется ли расширение штата?

-  Команда сервиса небольшая: Александр Жовнуватый занимается серверной частью и разработкой под Android, Александр Рыбак занят дизайном, вебом и разработкой под iOS, я – маркетингом и развитием бизнеса. Очень сильно нам помогает Григорий Городисский, с которым мы познакомились еще на декабрьском хакатоне. Он решает задачи, связанные с базами данных и геолокацией. Не так давно нам стал помогать Олег Стрельцов. Отличный парень! Во-первых, он "практикующий карпулер". Поэтому его советы очень полезны в развитии. А еще он хороший аналитик, который помогает нам в работе с метриками.

UBR.ua: Использование GiveMeALift на данный момент бесплатное. Появятся ли платные услуги? Какова предполагаемая схема монетизации проекта?

-  Не так давно мы реализовали возможность нашим пользователям собирать "километры" или "мили". Эти "километры" пользователь получает за то, что пользуется приложением и проезжает по маршруту. Пусть даже не найдя попутчика. За эти собранные "километры" пользователь может получать бонусы и скидки в случае партнерских программ. Мы же получаем "копеечку", за то, что наши карпулеры будут пользоваться услугами партнеров или покупать у них товары. У нас сейчас идут переговоры с одной сетью АЗС на данную тему. Так же мы планируем ввести платный "премиум-аккаунт" по символической цене. Например, 20 грн./месяц. Владельцу "премиум аккаунта" будет начисляться на 10% больше "километров", а также будет доступна возможность использовать дополнительные функции сервиса. Например, возможность предварительного планирования своих поездок.

UBR.ua: Есть ли у Вашего стартап-проекта конкуренты в Украине и за рубежом? В чем принципиальное отличие GiveMeALift от аналогичных сервисов?

-  Чтобы говорить о конкурентах, наверное, стоит немного прояснить, что такое карпулинг. Карпулинг или райдшеринг – это движение, возникшее в США в середине прошлого века. Основной целью карпулера было сократить свои затраты на бензин, парковку и нескучно провести время в дороге. Для этого водители брали попутчиков. Обычно соседей или коллег по работе. К концу века карпулинг стал заметным социальным явлением не только в США, но и Европе, Азии и постсоветском пространстве.  Карпулинг может быть трех видов:

  • классический — как правило, длительная (от 100 км) поездка, планируется заблаговременно (от 1 дня до нескольких месяцев);
  • динамический — перемещение в городском пространстве на незначительные расстояния (1—100 км) при наличии альтернатив (на собственном авто, общественным транспортом, на такси, велосипеде или пешком);
  • регулярный — участники, маршрут и расписание поездки постоянны.

В мире, да и в Украине хорошо развиты сервисы классического карпулинга. К ярким представителям на нашей территории можно отнести: Poputka.ua, Avtostop.ua и, безусловно, Blablacar.com.

Однако тема динамического карпулинга была не охвачена вследствие сложности технической реализации необходимости быстрого принятия решения. Ибо между формированием заявки водителя и откликом на нее пассажира в городской среде проходит максимум 15-20 минут.

Вообще-то складывается впечатление, что наш GiveMeALift был практически первым в мире подобным сервисом. Ибо, как я уже говорил ранее, американский Lyft запустил свой Lyft Line пару месяцев назад. А Uber запустил UberPool всего недели три-четыре как.

UBR.ua: Какие города на сегодняшний день поддерживает сервис? Планируется ли подключение новых городов?

- Технически сервис может работать по всему миру уже сейчас. Однако основой его работы есть сложившееся комьюнити карпулеров. Такое комьюнити сложилось, пока, только в Киеве. Ребята делали попытки начать пользоваться сервисом в Днепропетровске, Полтаве и Одессе, но пока у них это получается слабо.

К нам обратились команды из Беларуси и Индии с предложение о развитии карпулинга на базе нашего сервиса в их странах. Но пока это только переговоры на начальной стадии. Будет что-то более конкретное – обязательно сообщим.

UBR.ua: Сколько пользователей у GiveMeALift на сегодняшний день? Как Вы привлекаете внимание потенциальной аудитории к своему проекту?

-  У нас сейчас  556 пользователей, которые за последний месяц проехали 20619 км, совершив в общей сложности 4091 поездку. Как привлекаем? Личным обаянием. Мы постоянно общаемся с нашими пользователями. Они рассказывают о нас своим друзьям. Сарафанное радио. Вот еще с вами общаемся. Вы о нас напишите – люди прочитают. Может им будет интересно, и они присоединятся к нам.

UBR.ua: Антон, напоследок, расскажите, пожалуйста, есть ли стартапы или компании, чьи истории успеха Вас вдохновляют? Если да, то какие именно?

-  Стартапы и компании вдохновлять не могут. Вдохновлять могут люди. Есть огромное количество людей рядом.  Например, Андрей Колодюк. Это человек-визионер. Его идеи намного опережают свое время. Например, он создал первый венчурный фонд в этой стране, еще в самом начале 2000-х, когда мобильный телефон был далеко не у всех. "Национальная стратегия развития информационного общества Украины", которую он создал в 2004 году с группой экспертов, хоть и не стала официальным документом, была практически полностью реализована. Начиная от "Закона о телекоммуникациях", заканчивая развитием IT -бизнеса и инфраструктуры.

Или Денис Довгополый, который занимается построением и развитием стартап-комьюнити уже многие годы.

Или Макс Яковер, который отказался от очень успешной карьеры в крупном корпоративном и госсекторе, и создал креативное пространство "Часопыс". По моему скоромному мнению, "Часопыс" сегодня – это филиал Силиконовой Долины. Ибо инновационный бизнес, это, в первую очередь, не квадратные метры офисных помещений, а предпринимательская культура, постоянный обмен идеями и набор правильных ценностей. И именно это и есть в "Часопысе".

А еще есть один замечательный человек - Илья Кенигштейн. Израильтянин, который переживает за Украину и делает для нее значительно больше, чем многие. Таких людей еще очень много. И я очень рад, что знаком с ними. И горжусь тем, что некоторых их них я могу назвать своими друзьями. Потому что вместе мы можем очень многое.

Мы живем в непростое, но очень интересное время. Это время вызовов и возможностей. Поэтому наша святая обязанность усердно работать, чтобы эти возможности стали результатами. Поэтому, перефразируя одну украинскую пословицу, - "Сами работаем и других приглашаем".

Теги: стартап истории успеха истории стартапов givemealift idcee 2014 антон моисенко
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5270
Загрузка...
Загрузка...