Все эксперты в области стартапов сходятся в одном - идеи стартапов не воруют. Просто смысла нет их воровать.

Собственно, к написанию этого материала предпринимателя и стартапера Георгия Кнабе   подвигла он-лайн конференция Гайдара Магданурова, управляющего директора Фонда посевного финансирования Microsoft в России. Твердо следуя неписаным правилам стартап-движения, он уверенно заявил: "Идеи не воруют. Поскольку сама идея ничего не стоит. Важна конкретная реализация, конкретный план и команда, которая может эту идею реализовать".

Георгий Кнабе, для StartupCreation   

Так ли это на самом деле? Думаю, пора наконец разобраться с этим вопросом. Воруют ли идеи стартапов? Нужно ли защищать свою идею от копирования, и как это сделать? Сейчас посмотрим.

Давайте для начала посмотрим на широко известные интернет-проекты Рунета. "Одноклассники" - клон Classmates. ВКонтакте - клон Facebook. Профессионалы.ру - клон LinkedIn. Если идея ничего не стоит, значит, и ВКонтакте ничего не стоит? А между тем только в 2010 году прибыль ВКонтакте составила примерно $45 миллионов долларов. А общая стоимость компании оценивается примерно в 1,5 миллиарда долларов. Что касается "Одноклассников", то их показатели примерно такие же... Конечно, о цифрах можно спорить, но мысль, я думаю, понятна.

Два способа создать $100-миллионную компанию

Отвлечемся от интернета и посмотрим на автомобили. Да, да - китайские. Например, внешний вид и внутренний дизайн малолитражки Chery QQ практически идентичен автомобилю Chevrolet Stark, выпускаемому корейским подразделением General Motors. Концерн добивался полного запрета на экспорт модели-двойника на мировой рынок. Однако юристам GM не удалось доказать кражу интеллектуальной собственности, в которой пытались обвинить китайского автопроизводителя.

Или вот. Это не BMW X5, а его китайская копия Shuanghuan CEO. Несмотря на обвинения в плагиате, китайские производители не постеснялись выставить эту модель на 62 Франкфурстком автосалоне. Их козырь — это цена. Shuanghuan CEO стоит в два раза меньше своего прототипа.

А запрет продаж смартфонов Samsung в Европе после иска компании Apple, которая была недовольна тем, что смартфоны Samsung были очень похожи на iPhone? Этот список можно продолжать бесконечно. Вывод тут простой - идеи воруют, и еще как. Потому что это выгодно.

Почему не воруют идеи стартапов?

Откуда же у признанных авторитетов стартапов такая твердая убежденность в абсолютной непригодности идей стартапов в качестве объекта воровства и плагиата? Ответ на этот вопрос дает сам Гайдар Магдануров в своей он-лайн конференции:

"Сергей, Москва:

Какой процент из поданных заявок, на Ваш взгляд, жизнеспособен?

Гайдар Магдануров:

Сергей, из получаемых заявок в Фонд посевного финансирования Microsoft процент идей, жизнеспособных с точки зрения экспертов - порядка 5. При этом при общении с командами, предложившими эти проекты, эксперты выделяют менее 1% потенциально успешных бизнесов."

То есть 99% идей стартапов, по мнению Гайдара Магданурова, ничтожны, воровать которые нет никакого смысла. Здесь с ним трудно не согласиться. Действительно, подавляющее большинство идей стартапов, причем даже тех, на которые выделены инвестиции, представляет собой "пустую породу".

Таким образом, мы понимаем, что 99% генерируемых юными дарованиями идей не воруют просто потому, что они действительно ничего не стоят. Но как быть с тем 1%, который все же заслуживает внимания? Эти-то идеи как раз могут стоить очень дорого, и примеров тому вполне достаточно.

Чего боятся авторы стартапов

Китайцы рассуждают так - если ты сумел повторить мастера, значит, ты и сам мастер. И это вполне логичное рассуждение, согласитесь. Нас постоянно просят сделать "как ВКонтакте" или как еще где-то.

Ни один профессиональный разработчик не изобретает все свои решения сам. Он читает специализированные блоги и форумы, отмечает интересные и полезные решения на других сайтах, и внедряет на своих проектах все, что ему понравилось. Это воровство? Или нормальный процесс развития и обучения?

Не надо быть юристом, чтобы понимать, насколько сложно защитить свою идею или решение от копирования. Опытному дизайнеру достаточно одного взгляда на сайт, чтобы он смог сделать похожий, или использовать в своем дизайне то или иное решение. И никто не сможет обвинить его в плагиате.

Есть такой термин в дизайне - "насмотренность". Дизайнер - это не художник, это ремесленник. Если просто много смотреть на хорошие образцы дизайна, любой терпеливый и настойчивый человек, владеющий графическими пакетами, сможет делать достойный дизайн. Он просто будет воспроизводить удачные решения, которые где-то когда-то видел - причем он уже и сам может не знать, где и когда он это увидел.

То же самое касается идей - иногда достаточно случайно оброненного слова, чтобы возникла нужная мысль, вспыхнуло озарение, если человек думает в этом направлении. Что угодно может послужить толчком.

Вспомните сцену из фильма "Социальная сеть", когда товарищ подошел к Марку Закербергу и начал спрашивать его о том, не знает ли он, встречается ли какая-то девушка с кем-то или нет. А тот вдруг вскочил и побежал по снегу в шортах делать статус отношений и запустил Facebook?

Да, меня тоже удивил этот момент. Казалось бы, Марк был бы последним, к кому стоило бы обращаться с таким вопросом. Но это натолкнуло его на дельную мысль.

И разве сложно представить себе такую ситуацию, когда кто-то, услышав где-то интересную идею, сам или с помощью наемной команды разработчиков реализует ее раньше, или лучше, чем инвестор с командой настоящего автора идеи? Неудивительно, что множество авторов стартапов боятся презентовать свои идеи, не хотят их обсуждать и пытаются держать в тайне свои задумки.

Кому выгодно воровать идеи стартапов?

Как известно, в создании стартапа участвуют три субъекта: автор, инвестор и разработчики. Кому из них выгодно воровать чужие идеи? Мотивы у каждого свои, но выгодно всем.

Есть мнение, что автор не будет заниматься плагиатом, потому что он увлечен своей собственной идеей, и ему нет дела до чужих проектов. Я так не думаю. Любой автор всегда будет интересоваться всем, что хоть как-то связано с его идеей.

Возьмем, к примеру, регистрацию пользователя. Казалось бы, простейшая вещь. Тем не менее, существует множество самых разных реализаций регистрации - с подтверждением по СМС или по E-mail, с огромными и маленькими формами, с авторизацией через OpenID, с обычной капчей или нестандартной, с паролем и без и т.д. И если автор увидит у кого-то удачную реализацию, то почему бы ему не внедрить такое решение в своем проекте? Собственно, именно для обмена опытом и устраиваются многочисленные стартап-уикенды!

Итак, мотив автора - позаимствовать удачные идеи, которые можно использовать в его собственном проекте.

Бизнес с нуля. Какими бывают бизнес-модели стартапов

Гайдар Магдануров говорит, что "потенциальное воровство со стороны инвестора видится чем-то странным, потому что задача инвестора - это заработать деньги на собственных вложениях, обеспечить возврат инвестиций". Позвольте не согласиться с этой довольно странной логикой.

Автор идеи является законным участником проекта и претендует на свою долю в проекте, размер которой может быть весьма значителен. Если же автор выступает не один, а со своей командой разработчиков, то и они будут входить в долю.

Инвестор потому и инвестор, что он не может сам придумать идею. Но придумать одно, а понять услышанное (или прочитанное) - совсем другое. Не стоит считать инвестора глупым или наивным. Схватив суть идеи, он может нанять команду профессиональных разработчиков, поставить им задачу, и пока радостная команда вместе с автором будут подбадривать друг друга на вечеринках, проект будет запущен без них.

Таким образом, мотив инвестора - сократить издержки, связанные с долями прибыли автора идеи и команды стартапа, а также необходимостью поддерживать их существование в процессе реализации и разработки. А это не такие маленькие деньги. В зависимости от количества людей в команде, это может быть и $30 000, и $50 000, и больше.

В то же время наемники сделают весь проект быстрее, лучше, а разработка обойдется в любом случае на уровне $10 000-$30 000. При этом наемники, выполнив заказ, не будут претендовать на доли в прибыли проекта, который может быть продан в дальнейшем уже за сотни тысяч или даже миллионы долларов. И вся прибыль достанется инвестору.

В отличие от инвесторов и авторов, разработчики могут не только украсть идею, но и самостоятельно воплотить ее в жизнь. Достаточно вспомнить историю того же Марка Закерберга и братьев Винклвосс, которые обвинили его в краже их идеи социальной сети. И судя по тому, что в результате судебного разбирательства в 2008 году они получили 20 миллионов долларов наличными и 45 миллионов в акциях Facebook, так оно и было.

Мотив разработчика - за счет чужой идеи превратится из простого исполнителя в автора, перейти на другой уровень иерархии.

Кто должен защищать идею стартапа

Как ни странно, идею стартапа должен защищать не автор. Наоборот, автор заинтересован в том, чтобы о его идее узнало как можно больше людей. Ведь иначе она так и не покинет пределов его черепной коробки. И он не получит за нее ни копейки. Ведь самостоятельно он все равно не сможет ее реализовать! Именно это имеют в виду люди, которые говорят, что "идея ничего не стоит".

Идею стартапа должен защищать инвестор. Именно он прямо заинтересован в том, чтобы никто не перехватил идею, в которую он вложил деньги. И действительно - автору нужна слава и деньги, разработчикам - деньги и портфолио... Причем зачастую слава и портфолио могут перевесить деньги.

А вот инвестору нужны только деньги. Поэтому грамотный инвестор не будет связываться с некомпетентной командой энтузиастов. Он потратит некоторое время и найдет надежную команду разработчиков стартапов, профессионалов-наемников, которые выполнят разработку быстро и правильно. А уж откуда инвестор возьмет идею - это уже его профессиональная область.

Как защитить идею стартапа

Защитить свою идею можно только одним способом - реализовать ее. Здесь я солидарен со всеми специалистами. Действительно, идеи витают в воздухе и обладают особенностью возникать у разных людей одновременно. И здесь на первый план выходит скорость. Кто успел - тот и съел, как говорится.

А скорость - это профессионалы. Да, доктор наук вполне может выкопать глубокую траншею (как было доказано при постройке Беломорканала) или попытаться освободить заложников. Но профессионал справится с этой задачей гораздо быстрее и лучше, не так ли? И даже останется в живых.

Понимая мотивы возможных плагиаторов, можно противодействовать им, уменьшая их возможную мотивацию и снижая собственные риски. Да, пусть мою идею на этом этапе можно скопировать. А что дальше? Ведь только автор обладает пониманием перспектив проекта, знает, куда он должен прийти. И более того - он может оперативно реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства, вносить в свой проект необходимые коррективы.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес стартап воровство плагиат
Источник: StartupCreation Просмотров: 13498
Загрузка...
Загрузка...