Стартап-индустрия развивается семимильными шагами по всему миру. Но, к сожалению, многие предприниматели и фаундеры, создавая собственный проект, просто не отдают себе отчет в том, что делают, и с какими проблемами им придется столкнуться в самом ближайшем будущем. Чтобы рассказать о трудностях, с которыми имеет дело абсолютное большинство стартапов, UBR.ua запускает цикл материалов "Кейс-тайм". В каждой публикации мы будем поднимать проблему, обсуждать реальные кейсы и с помощью экспертов искать практические выходы и решения. Сегодня предлагаем поговорить о самом насущном – вопросах инвестирования и страхе перевода бизнеса за границу.

Об инвестициях

Процесс поиска инвестиций – едва ли не самый сложный период в развитии проектов. В особенности это касается технологических стартапов, в которых без крупной финансовой поддержки практически не обойтись. Подходить к вопросу поиска инвестора можно с двух разных сторон – теоретической и практической.

Теоретический подход

О том, как стартап-проектам привлекать инвестиции и что нужно делать для того, чтобы повысить свои шансы, написаны сотни книг и статей. Если обобщить все приведенные в них советы, то получится некий универсальный рецепт, призванный помочь в любой ситуации.

  1. Составьте точную смету и просчитайте нужную сумму инвестиций до копейки.
  2. Подумайте о монетизации. На чем вы сможете зарабатывать?
  3. Не врите, не преувеличивайте и не выдавайте желаемое за действительное.
  4. Старайтесь произвести впечатление. Учитесь мастерству "презентации в лифте".
  5. Участвуйте в профильных мероприятиях, конференциях. Не забывайте о нетворкинге.
  6. Будьте настойчивы, но не переусердствуйте.
  7. Постарайтесь установить партнерские и даже дружеские отношение с инвестором.

Список приведенных советов может варьироваться, но, если верить советам бывалых стартаперов, именно эти рекомендации могут привести к успеху и долгожданному финансированию.

Практический подход

Как же на самом деле стартапы получают свои инвестиции и какой путь проходят до подписания контракта? Мы попросили три украинских проекта рассказать о своем опыте.

Екатерина Фуртак, СЕО Dressboom: 

"Мы задумались об инвестициях, когда узнали, что такое стартап, и поняли, что именно этим и занимаемся. Наш бизнес не работает по стандартной схеме "деньги – товар – деньги". Поначалу нужно вкладывать, набирать аудиторию, которую в будущем вы сможете монетизировать. Это "будущее" может настать и через 3 года. Стартап должен расти быстро, и инвестиции играют в этом не последнюю роль. Первый инвестор - Happy Farm - нашел нас сам, когда мы участвовали в конкурсе "Инновационный прорыв". Нужно понимать, что от знакомства до "свадьбы" проходит целый ряд "свиданий". Так что, как правило, фаундеры должны быть готовы сами вкладывать в свою идею. Второго инвестора привлечь было легче. Хватило письменной заявки, разговора по skype и одной личной встречи, чтобы пожать руки с европейским фондом Fiedler Capital. Дальше – юридические вопросы. Если проект интересен инвестору, то решения принимаются достаточно быстро. За месяц можно выяснить все детали и согласовать Term Sheet". 

Стас Матвиенко, СЕО Settle:

"Вопрос "Где взять деньги?" возникает перед каждым, кто начинает свой бизнес. Наши проекты инвестировали бизнес инкубатор Happy Farm, российские венчурные фонды Imperious Group и Life.SREDA, а также фонд SMRK VC Fund.

Участие в конференциях и стартап-мероприятиях позволяет познакомиться с новыми и интересными людьми, но инвесторы не принимают решение на основе твоего выступления. Здесь лучше работает персональный подход к каждому инвестору и  личные встречи. На встречах с инвесторами мы презентовали уже готовые, работающие проекты, показывали достижения и запланированный рост. Особый акцент делается на способах монетизации. Инвестору важно понимать, как именно проект будет зарабатывать деньги. Также важно показать рост. Решение об инвестициях в нашем случае занимало по-разному, от одной до нескольких недель".

Татьяна Протасова, СЕО Skwibl:

"Когда был готов наш первый прототип, мы собрали команду и начали подавать заявки в акселераторы мира. К счастью, мы понравились менторам EastLabs и были приняты во вторую на тот момент когорту компаний. Благодаря регулярным менторским встречам, а так же нашему собственному опыту работы с веб дизайном, мы сделали первый pivot. Pivot, дословно “поворот”, это изменение первичной идеи вашего бизнеса. Мы создали Skwibl – сервис, который помогает заказчикам комментировать наброски дизайнеров,в оставляя комментарии прямо на изображениях.

Участие же в киевских конференциях и стартап-мероприятиях помогло наработать круг знакомств в индустрии и отшлифовать идею. К слову, для поиска инвестиций участие в конференциях играет слабую роль, так как для инвесторов подобные мероприятия, скорее, способ повысить узнаваемость своего фонда. На конференциях они обычно заняты презентациями, участием в панельных дискуссиях и нетворкингом.

В нашем же случае, встречи с потенциальными инвесторами назначались представителями EastLabs. В основном, это были представители инвестиционных фондов. Они открыто шли на контакт, давали ценные рекомендации, делали полезные интро возможным партнёрам. Однако, инвестиционные фонды, в большинстве своём, вкладывают более крупные суммы, чем необходимо стартапу на первом этапе".

О переезде

После получения инвестиций многие стартапы сталкиваются с проблемой необходимости переезда, поскольку это является одним из условий получения финансирования или дальнейшего развития. В переводе бизнеса за границу есть свои "плюсы" и "минусы".

Теоретический подход

Преимущества переезда за границу:

  • новые возможности, знакомства и плацдарм для расширения проекта;
  • выход на новые рынки;
  • шанс привлечь дополнительные инвестиции;
  • возможность сфокусироваться на плодотворной работе;

Недостатки переезда за границу:

  • высокая конкуренция;
  • вопросы оформления виз;
  • высокая стоимость переезда;
  • вероятность неготовности продукта к новым реалиям.

Практический подход

На самом деле, выбор стартаперов и их проектов в пользу переезда за рубеж связан с рядом проблем и сложностей, но, в большинстве случаев, это приносит свои плоды.

Читайте также:

Екатерина Фуртак:

"Мы задумались о возможности переезда после поездки в Силиконовую Долину в прошлом году. Когда увидели то невероятное количество возможностей, открытых для предпринимателей, которые находятся "в правильном месте в правильное время". Конечно, офис заграницей не является залогом успеха. А вот нестандартное мышление, творческий подход и предприимчивость – являются. Такие качества развиваются тогда, когда общаешься с большим количеством разных людей и путешествуешь. Когда появилась возможность переехать, времени на раздумья особо не было. Тут все просто – или ты что-то меняешь, или оставляешь все, как есть. В нашем случае переезд был обязательным условием для получения инвестиций. Если речь идет о США, Великобритании, то зачастую так и есть. Некоторые европейские фонды, однако, не придают значения местонахождению фаундеров. Но если цель – запустить продукт в другой стране, то нужно там пожить хотя бы какое-то время. Все не так, как нам кажется на расстоянии. Рынки Великобритании и Украины очень отличаются. Потребности людей находятся на разных уровнях пирамиды Маслоу. Подход к людям искать не так уж сложно – нужно просто много-много с ними общаться. Хотя иногда в этом и состоит основная задача – разузнать как можно больше о потенциальных пользователях. Понять их проблемы и желания".

Стас Матвиенко:

"Мы изначально планировали переезд в США и использовали украинский рынок как площадку для запуска масштабируемого бизнеса, нацеленного на глобальный рынок. Наши недавние инвестиции рассчитаны как раз на переезд в США и запуск там нового проекта Allset. Наша команда сейчас в процессе переезда в Сан-Франциско. Allset будет запущен в Сан-Франциско в конце июня, мы считаем этот город одним из самых благоприятных мест для ведения бизнеса. Здесь огромный рынок — самое большое количество ресторанов из всех городов США. И люди здесь очень активны в плане мобильных сервисов и технологий, любят все новое. В целом, заведения в Сан-Франциско хорошо идут на контакт, им интересны инновации. Подход к клиентам универсальный для любой страны: нужно предложить клиенту простой и понятный сервис, который помогает ему решить реальную проблему. Чтобы создать подобный сервис для другой страны, нужно очень хорошо понимать её рынок. После каждой нашей поездки в США мы продолжали улучшать продукт с учетом особенностей американского рынка".

Татьяна Протасова:

"Как только мы запустили стабильную версию продукта, пришло время расширять рынок. Мы выбрали Австралию, так как в этой стране находятся основные фриланс биржи. Мы подали заявку и были приняты в ANZ Innovyz Start. В Австралии, в первый же день, один из резидентов акселератора представил нас директору крупной фриланс биржи. Это был человек, выход на которого мы искали почти два года. Оказалось, правда, что они как раз заканчивали внедрять подобные технологии самостоятельно. Такое бывает достаточно часто. Это ещё одна причина не временить и переезжать туда, где базируются ваши потенциальные партнёры и рынок.По окончании программы мы подняли первый серьезный раунд, но основным условием было наше возвращение в Австралию. Мы вернулись в Киев и запросили длительную визу. К сожалению, не смотря на рекомендации правительства, организаторов программы и инвестиции, нам её не дали. Австралия все еще очень консервативна, когда идет речь о стартап миграции.Уже через пару месяцев, Skwibl получил грант от CRDF Global на поездку в Соединённые Штаты. Во время интервью для получения визы нас не спрашивали, что такое стартап и акселератор, но спрашивали, на каких технологиях мы писали наш сервис, и как у нас получилось реализовать real-time синхронизацию в браузере".

О страхах и рекомендациях

Многие стартапы так и не перерастают во что-то большее только из-за того, что их основатели бояться сделать решающий шаг. В итоге – инвестиции не получены в нужный момент, связи не налажены и перспектива роста откладывается на непредсказуемый срок. На самом деле, все бояться, но только немногие продолжают действовать. С теоретической стороны, можно сколько угодно размышлять о том, что принимать решения нужно здесь и сейчас, но в реальной жизни все немного иначе и иногда даже проще, чем кажется.

Стучитесь – и вам откроют. Наш опыт говорит о том, что одна из десяти дверей открывается.

Екатерина Фуртак:

"Для нас переезд не был сложным. Сложности возникли с организационными и юридическими моментами. Здесь (в Лондоне – прим.ред.) очень трудно снять достойное жилье – нужно иметь кредитную историю, рекомендации от предыдущих арендодателей и кругленькую сумму. Пока зарегистрируешь компанию и сможешь полноценно оперировать, пройдет, как минимум, месяц. Я бы очень советовала, как можно больше юридических вопросов решить "из дому" - практически все можно оформить онлайн, лишь для открытия счета в банке нужно появиться. Так можно и деньги сэкономить, и нервы сберечь. Стучитесь – и вам откроют. Наш опыт говорит о том, что одна из десяти дверей открывается. Не только стартапы ищут деньги, но и инвесторы ищут команды, достойные вложений. Для них это стоит не меньших усилий. Нужно определиться, в какую страну и почему проект стремится попасть. Нужно быть готовыми действовать в условиях постоянной неопределенности".

Стас Матвиенко:

"В первую очередь инвесторы вкладывают деньги в опыт и команду. Очень хорошо, если у вас есть уже запущенный проект с первыми пользователями. Или вы хорошо показали себя с прошлыми проектами. В целом никаких секретов нет: ваш продукт — это главное. Все силы должны быть брошены на его создание и постоянное улучшение. Будьте настойчивыми. Одной идеи мало, нужна постоянная работа. Изучайте особенности рынка, на который планируете выходить. Знайте потребности зарубежных пользователей, часто они отличаются от привычных. Советуем создавать нишевый продукт или начинать с продукта с четким фокусом. Не пытайтесь продать продукт, который делает всё. Нишевый проект намного быстрее привлечет своих первых пользователей. Кроме того, проект должен быть легко масштабируемым".
Татьяна Протасова:

"Сперва, придется хорошо проработать вашу идею, знать ответы на все типовые вопросы, создать прототип и отшлифовать презентацию. Для этого, ходите на всевозможные хакатоны и другие IT мероприятия, делайте доклады и рассказывайте о своём продукте знакомым. Затем, с уже проработанной идеей ,вы сможете заручиться поддержкой зарубежного акселератора.Обязательно регистрируйте бизнес на AngelList & f6s. Эти платформы предоставляют массу бесплатных услуг и скидок на различные сервисы, но главное - выход на инвесторов и акселераторы. Именно через платформу f6s мы попали в Австралию. Не бойтесь перемен, если ваш бизнес нацелен не только на локальный рынок, подавайте заявки в акселераторы за рубежом. Это поможет вам развить ваш бизнес, расширит круг знакомств, и главное - послужит незабываемым опытом, который не раз вам пригодится".

Поиск инвестиций и возможности переезда – это серьезные вопросы, от правильного выбора ответов на которые часто зависит будущее проекта. Принимать решения нужно последовательно и взвешенно. Но стоит помнить, что это только вершина айсберга. Многое может быть просто делом случая. Но в большинстве своем, правильное направление работы и мотивация все-таки находят свое вознаграждение.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес инвестиции стартапы кейсы dressboom settle skwibl
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3893