Привлечь инвестиции и первых клиентов, повысить узнаваемость бренда и лояльность аудитории - получить все это начинающему стартаперу поможет грамотная  стратегия продвижения, важной частью которой есть PR. И тут посыпались вопросы. Как правильно заявить о себе? Как быть на слуху когда “ничего не происходит” или происходит рабочий процесс, который едва ли интересен широкой аудитории?

Материал специально для UBR.ua подготовила PR-специалист Всеукраинского торгового центра в Интернете Prom.ua Юлия Олейник.

В чем особенность стартапов

Стартап - это бизнес, в основе которого лежит инновационная идея или технология, новая бизнес-модель. Например, ларек с шаблонной бизнес-моделью - это не стартап, а вот сеть ларьков с системой самообслуживания - вполне может быть. Сегодня стартапы прочно ассоциируются с IT-сферой, однако это не обязательно. Главное - ноу-хау, а сфера деятельности может быть любая.

Несмотря на многообразие стартапов, есть несколько характерных черт, которые объединяют их.

Во-перых, старпаты - это небольшие компании коллективом в 2-5 человек, у которых нет возможности держать в штате PR-специалиста. Соответственно, продвижением компании занимается лично руководитель.

Во-вторых, у стартапов всегда ограниченный, если не нулевой бюджет на продвижение.

В-третьих, низкий шанс на выживание. По оценкам инвесторов, в лучшем случае 1 из 10 проектов “взлетает”, 2 самоокупаются и 7 уходят в небытие.

В четвертых, стартапы - очень узкоспециализированные, а это значит, что круг тем для освещения, например, в СМИ, изначально узок. Однако, если идея действительно классная, то шанс, что о вас напишут и снимут сюжет, есть. Но один раз. А для долгоиграющего PR-эффекта этого отнюдь не достаточно.

Эти особенности, которые можно назвать и рисками, всегда нужно учитывать.

Пошаговая PR-инструкция для стартапа

После того, как вы успешно использовали свой единственный инфоповод - новость о запуске вашего суперпродукта, время переходить к реализации продуманной долгосрочной стратегии.

  

Тренд.  Для начала следует убедиться, что есть тенденция, в рамках которой можно говорить о вашем стартапе. Раскручивайте ее, а не стартап. Журналисту всегда интересно раскрыть общественно значимую тему, а не написать хвалебную оду о вас. Помогите ему в этом  - расскажите о тенденциях, проблемах, особенностях вашего рынка. Пусть информация о вашем стартапе дополняет общую картину.

Тренд-нейминг. Если у тенденции, которую вы оседлали, нет названия, придумайте. Раскручивайте ее.

Читайте также:

Присвоение. Добивайтесь ассоциации тренда или определенных действий с вашим названием. Например, поиск информации в Интернете ассоциируется с Google, селфи - с Instagram. Украинские примеры: покупай украинское - покупки на Prom.ua, оставить объявление о купле/продаже - Olx.ua, сравнить цены на товары - Price.ua.

Кросс-индустриальность. Чтобы показать глубину и актуальность явления, нужно поместить его в разный контекст - отрасли, аудитории, технологии, т.е. освещать тему под разным углом. В рамках этого можно генерировать развлекательный контент, аналитику, лайфхаки, социальные инфоповоды и т.п.

Как быть всегда востребованным

 

Одни из. Предлагайте журналистам истории о Вашем рынке, о его проблемах, нуждах и развитии. Не бойтесь быть одним из комментаторов, вовлекайте в диалог конкурентов.

Торговцы фактами. Сам по себе фактаж ничего не значит, но и без него никуда. Всегда нужно иметь на вооружении несколько свежих цифр и фактов и уметь жонглировать ими в зависимости от ситуации.

Лидеры мнений. Делитесь действительно полезной информацией, анализируйте, первыми замечайте интересные тенденции - озвучивайте их. В выигрыше всегда те, кто первыми заметили изменения.

Когда у вас нет новостей

Классическая для любого пиарщика (даже большой компании) ситуация - нет новостей, не о чем рассказать. Есть как минимум 8 проверенных способов.

Блоги. Нередки случаи, когда рейтинги блогов превышают рейтинги отдельно взятых статей, а то и онлайн-изданий. Серьезная работа, но проводить ее нужно регулярно, а не от случая к случаю.   

Отраслевые СМИ. Менее требовательны к эксклюзиву, готовы публиковать узкоспециализированную информацию. (Например, если это портал о страртапах, могут даже написать о фишках которые вы тестируете).

Колонки. Относительно простой, но очень эффективный способ попасть в самые рейтинговые издания. От вас требуется ни много ни мало - интересные инфоповоды и хороший слог.

Истории успеха. Не обязательно ваша. Можно, даже лучше - ваших клиентов.

Обзоры продукта, лайфхаки, статьи how to. Любые советы, которые вы способны дать. Каждый в чем-то эксперт.

Исследования/аналитика/итоги. Систематизируйте данные, проводите параллели, замечайте то, чего не видят другие - делитесь, комментируйте.

ТОП-6 просчетов пиарщика

Если вы открыты, интересны и вам есть, что поведать миру, вы хотите взаимодействовать, а не извлекать выгоду  прямо здесь и сейчас, есть большая вероятность, что у вас все получится. Однако есть грабли, по которым до сих пор топчутся даже бывалые пиарщики. Стартаперам такие ошибки дорого обойдутся.

  1. Пресс-релизы. Не вздумайте писать длинные пресс-релизы на фирменных бланках и рассылать их по базе данных из сотни получателей. Пресс-релиз умер. На смену ему пришел питч - краткая презентация инфоповода с целью заинтересовать журналиста. Будьте готовы в случае интереса предоставить необходимые данные и комментарии. Также в тренде - инфографики.
  2. “Уважаемые представители СМИ… (а также все, кому это может быть интересно)”. Вы не общаетесь с журналистом-личностью, вы апеллируете к  “уважаемым представителям СМИ”. Заканчивайте с этим - потратьте время на то, что бы изучить деятельность и интересы 5-10 журналистов, и предложить то, что нужно именно им.  
  3. Контакты в труднодоступных местах. Это классика: компании тратят невероятные усилия на привлечение к себе внимания, а когда журналист решает сам найти спикера -  это превращается в целое испытание. Будьте доступны. Границы приватности - это иллюзия. Дайте журналисту номер своего мобильного! Заполните раздел "Контакты" на сайте.
  4. “Нам нужно несколько дней на согласование комментария...” Вы не сотрудник  Администрации Президента. Согласуйте все за 20 минут.
  5. “Мы это не комментируем. Давайте-ка лучше вместе с Вами напишем что-то хорошее”. Бросьте! Второй раз к вам никто не обратится
  6. “Наш спикер недоступен (в отпуске, болеет и т.п) - перезвоните через неделю. Развивайте потенциал своих сотрудников - если они компетентны (а как же иначе?), они вполне могут говорить от имени компании. Однако прежде следует убедится, что ваши мнения по принципиальным вопросам не расходятся. И идеале ключевые сообщения должны быть прописаны и донесены до всех коммуникаторов.

ТОП-6 PR-принципов стартапа

  1. Продавайте идею, а не компанию
  2. Всегда будьте предельно честны
  3. Будьте нужными: PR - это о дружбе, а не о контактах
  4. Уважайте журналистов: не бойтесь, но и не преклоняйтесь
  5. PR — задача для всей команды
  6. PR — это не просто публичность. Это планирование, стратегия и ее выполнение.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: стартап реклама pr
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5126