"Бизнес – это как брак, вы должны "сойтись характерами", чтобы просуществовать вместе долго", - считает Наталья Березовская (на фото), СЕО и управляющий партнер украинской компании Detonate Ventures, председатель правления сообщества бизнес-ангелов Uangel. По мнению Натальи, стартапы нельзя делить на мужские и женские, а вдохновение лучше всего искать в самом себе. Подробнее читайте в нашем интервью.

UBR.ua: Наталья, как Вы считаете, что такое "стартап по-женски"?

-  Как и многие предыдущие героини этой рубрики, я отказываюсь особо выделять "женскую" тему в предпринимательстве.  Способствовать человеку по гендерному принципу – такая же дискриминация, как и отказывать ему на этом основании. Я бы поняла, если бы мы вели этот разговор в странах, где женщинам исторически было отказано в равных правах с мужчинами, и им действительно нужно помогать менять свое мировоззрение. Но мы-то с вами выросли в обществе, где женщина объективно не была лишена возможностей ни получать образование, ни строить карьеру, если она сама этого хотела. А чаще всего, в советских семьях женщина трудилась даже больше, чем мужчина, потому что кроме работы занималась всем домашним хозяйством, воспитывала детей и т.п. 

Это я все к чему? Наши женщины и привыкли трудиться, и умеют это делать, и с развитием возможностей для предпринимательства, активно ими пользовались. Только это чаще делают те женщины, которые в силу своих личностных качеств, стремятся к самореализации, познанию нового, созиданию, активной жизненной позиции. Некоторым нравится "работать женой", и это их право, если так они чувствуют себя счастливыми. А в стартап приходят обычно дерзкие, амбициозные в хорошем смысле, любознательные особы, которые не просто готовы много работать, а работать в условиях со многими неизвестными. Это вам не в теплой корпорации сидеть, с расписанным карьерным ростом на десять лет вперед. Тут стрессов побольше, чем кто и как о твоем платье пошептался в корпоративной столовой за обедом. Хотя, чисто женских стартапов я вообще ни одного не видела, мужчины в любой команде всегда на пользу.

UBR.ua: Насколько часто представительницы прекрасного пола сегодня решаются на открытие и создание своих бизнес проектов? Что, на Ваш взгляд, может послужить катализатором и стоп-фактором в этом вопросе?

-  Я не была еще ни на одном отраслевом мероприятии, где среди его организаторов, участников, членов жюри или еще кого угодно не было бы женщин. Посмотрите на наш клуб частных инвесторов Uangel, который, по сути, тоже стартап.  Я, его председатель правления, - женщина. Регина Махотина, исполнительный директор – женщина. Эвелин Бучацкий, один из вдохновителей и организаторов, - женщина. Со-основатель, Виктория Тигипко, - женщина… Прошлым летом на пресс-конференцию по случаю запуска клуба приезжал представитель European Business Angels Network. Так он даже слегка растерялся, решив, что в Украине женщины доминируют в отрасли венчурного инвестирования. Нас, конечно, пропорционально меньше, но особых преград для женщин никаких нет. Вот, например, я была недавно в жюри конкурса IHUB Ring – из десяти проектов, которые питчились, два представляли их СЕО девушки. Обе блондинки, кстати, отлично выглядели и очень бойко презентовали свои проекты. Так что, очевидно, катализатором заниматься бизнесом уж точно не является какая-то "женская" невостребованность. Наоборот, стимулом становится понимание женщины, что она может получить от жизни все – и радости личной жизни, и бизнес-успехи, так почему нужно отказываться от какой-то из частей, если интересны обе?

А стоп-фактор, я думаю, это в первую очередь такая подсознательная лень, когда ты понимаешь, что под рукой есть план В, в виде родителей, которые будут помогать, или мужчины, который будет тебя обеспечивать. У большинства мужчин в этом смысле просто больше стимулов, потому что их чаще видят в роли добытчиков.

UBR.ua: Какие идеи девушки выбирают для своих проектов чаще всего? Это сугубо "женские" тематики или встречаются необычные варианты?

-  В технологичном предпринимательстве я вообще очень редко видела, чтобы женщины занимались сугубо женскими темами. Вот, например, украинский стартап Forcemove.com создает совсем не женскую вещь – носимое устройство, распознающее жесты. Сложный технологичный продукт с большим количеством областей его применения. Руководит "мужской" командой математик Лиза Воронкова, основатель проекта. А совсем недавно у нас на закрытом мероприятии для членов Uangel презентовался проект UCat, такой электронный каталог-посредник между торговыми сетями и их поставщиками. Его основательница, Никяра Пурмамбетова, сама проработала много лет в крупной компании, где и заметила  не совсем "женскую" проблему, которую сейчас решает своим продуктом. Когда такие проекты презентуются перед инвесторами, никто не воспринимает их менее серьезно, потому что руководит ими женщина. Тут credibility явно не в половой принадлежности.

UBR.ua: Где бы Вы посоветовали черпать идеи для будущих проектов? Из личного потребительского опыта, на конференциях?

-  Предпринимательское вдохновение – одинаково сложная задача как для мужчин, так и для женщин. Но тут я бы посоветовала, как ни странно, черпать идеи, в первую очередь, в себе. То есть, в буквальном смысле, досконально разобраться в том, какие свои навыки хотелось бы развивать, какие области для деятельности больше всего привлекают, что лучше всего получается и т.п. Все же помнят поговорку, что нужно заниматься любимым делом, и тогда ни дня не придется "работать". А в стартапе это особенно явно ощущается – ты живешь им 24 часа в сутки, ты не можешь выключить голову и не думать о нем. Бизнес – это как брак, вы должны "сойтись характерами", чтобы просуществовать вместе долго. Поэтому любой проект с претензией на "дело своей жизни" нужно задумывать с учетом особенностей своей личности.     

Читайте также:

UBR.ua: Каковы основные тенденции украинского и зарубежного рынка стартапов на сегодняшний день? Какие направления наиболее востребованы?

-  У украинского рынка сейчас своя непростая ситуация, которая во многом связана с плачевным состоянием экономики и всем, что в целом происходит в стране. Плюс очень многие стартапы, которые получили начальное финансирование за последние пару лет, подошли к ситуации, когда их результаты не показали взрывного роста, себя они еще не окупают и все еще остаются "маленькими" для фондов, особенно международных, а при этом деньги заканчиваются или уже закончились. Переживут ли сейчас многие из них эту "долину смерти" - большой вопрос.  На этом фоне свернули свою деятельность многие инкубаторы, то есть венчурный рынок остался практически без игроков pre-seed  стадии, а это значит, что в ближайшем будущем мы увидим резкое уменьшение количества новых команд и их качественного уровня.  Но если говорить о "содержании", то тут украинские команды достаточно быстро улавливают глобальные тенденции и пытаются идти с ними в ногу, потому что практически любой инвестор заинтересован в том, чтобы у команды был потенциал глобального роста. Поэтому мы видим увеличение количества хардварных проектов, в том числе носимых устройств, проектов, связанных с онлайн образованием, безопасностью и удобством платежей, сервисов маркетинговой автоматизации, облачного хранения данных и многого другого. Какие-то технологичные бизнесы, которые на Западе уже давно стали нормой для потребителя, у нас пока просто нереализуемы в силу обстоятельств, которые от стартаперов мало зависят, - 3G у нас пока только в проекте, законодательство и бюрократия не дают реализовать многие отличные проекты в области энергосбережения, устройства городской инфраструктуры, здравоохранения. Так что, в чем-то мы идем в ногу с Западом, а в чем-то катастрофически отстаем.

UBR.ua: Перечислите, пожалуйста, 3-4 стартап проекта (украинских и зарубежных), которые привлекли Ваше внимание в последнее время. Почему?

-  Я не буду говорить об украинских, потому что с теми проектами, которые привлекают наше внимание как инвесторов, мы ведем переговоры, и эту информацию я бы не хотела делать публичной.  А Западные каждый день радуют какими-то идеями – с точки зрения вдохновения и общего развития, рекомендую заглядывать на Angel.co. Тут вам и кулинарные видео-уроки и необычные фитнес-упражнения – в общем, фаундеры явно вовсю эксплуатируют свои личные пристрастия и пытаются строить нишевые, но вполне фановые бизнесы.

UBR.ua: C чего бы Вы посоветовали новичку начинать процесс создания и развития своего проекта? Какие проблемы и вопросы могут возникнуть уже на первоначальных этапах?

-  Уж точно не с посещения стартаперских тусовок. Многие там и зависают, не доведя, по сути, до ума ни одного проекта, зато научивших мастерски оперировать понятиями convertible note, bridge-round и прочим запасом из венчурного словаря. Просто нужно понимать, что абсолютно любой бизнесмен когда-то был новичком, никто не рождается опытным предпринимателем. Нужно брать и делать, а не рассуждать об этом. В начале работы над своим проектом неплохо бы убедиться, что то, что вы делаете, нужно кому-то кроме вас (то есть представить потенциальный рынок), и что помимо вас, это уже не делают десятки компаний (то есть проверить конкуренцию). Иногда даже удивительно, как мало "домашней работы" стартаперы делают перед тем, как начать питчить свою задумку.  Ни рынок толком не пытаются понять, ни конкурентов найти, прямых или косвенных. А ведь это стартовая поисковая работа для начала любого бизнеса! Конечно, это не распространяется на супер инновационные гениальные безбашенные идеи, но, честное слово, такие встречаются крайне редко. 90% всех проектов – это старые версии на новый лад. Не такой e-commerce, а немножко другой, не такой конструктор сайтов, а немножко другой. И так со всем. Создателям кажется, что с внесением небольшого изменения их идея сразу становится особенной, но очень часто оказывается, что потребители либо не замечают этого, либо эта инновация для них не критична. И у проекта не происходит никакого взрывного роста, и все быстро заканчивается.

UBR.ua: Наталья, Вы являетесь СЕО и управляющим партнером венчурного фонда Detonate Ventures. Расскажите, пожалуйста, как Вы выбираете проекты для инвестирования? Есть ли некоторый перечень критериев, которым должны соответствовать стартапы?

-  Только один – мы должны верить, что этот стартап сможет стать бизнесом, который будет работать. Все остальные – производные от него. Разделяем ли мы взгляды основателей на реалистичность идеи, считаем ли, что данная конкретная команда сможет воплотить задуманное в жизнь, здраво ли подходят основатели к оценке своей компании – тут я не скажу ничего нового.

UBR.ua: Существует мнение, что 50% успеха стартап-проекта формирует его команда. Так ли это, на Ваш взгляд?

-  Успех - это всегда совокупность факторов. Среди венчурных методик оценки компании есть и так называемая Scorecard valuation, когда каждому сравнительному фактору присваивается определенный вес и его влияние на стоимость компании. Команде, конечно, в нем не отводится 50%, но вместе с таким фактором, как размер потенциального рынка, то есть объем возможностей, он занимает больше половины и стоит на первом месте по важности. Если подумать, это просто  необходимое условие для старта – без команды ничего не начнется, поэтому вклад этого фактора в успех, конечно, очень большой.

UBR.ua: Начинающие и уже работающие проекты достаточно часто сталкиваются с необходимостью кардинальных изменений вплоть до смены идеи и бизнес-модели. Как стартаперами стоит вести себя в такой ситуации?

-  Помнить поговорку "Делай, что можешь, и будь, что будет". Каждая такая ситуация уникальна, поэтому тут можно дать исключительно психологические советы – быть открытым и достаточно гибким, чтобы вовремя заметить, что что-то идет не так, не затягивать с принятием решений об изменениях, чтобы не было слишком поздно…

UBR.ua: Наталья, напоследок, дайте, пожалуйста, нашим читателям несколько советов о том, с какой стороны лучше всего подходить к созданию стартапа, какие аспекты стоит обдумать заранее и к кому обращаться за советом.

-  Я не советую никому и никогда подходить к созданию стартапа, если нет непреодолимого желания решить этим какую-то проблему. Иначе у некоторых это просто превращается в какой-то бесконечный пионерский лагерь, игру в процесс, а не работу на результат. В конце концов, нет такой работы – "стартапер". Есть некая бизнес-идея, которую нужно довести до воплощения. А выдумывать себе стартаперское занятие, потому что за этим стоит определенный лайфстайл – не сильно продуктивно.

А если у человека действительно есть бизнес-идея, то есть множество признанной во всем мире литературы с гораздо более ценными советами, чем мои. Можно начать с "The Lean Startup" Эрика Райса, и, например книги Джессики Ливингстон "Founders at Work: Stories of Startups' Early Days". Много интересных ссылок и полезных материалов можно найти на сайтах лучших мировых акселераторов, у Y Combinator, например, есть раздел Startup Library, в котором есть ссылки и на статьи, и на книги, и на примеры документов, и подсказки, кого из известных в этой области людей нужно читать. Но главное во всем этом быстро переходить к практике, потому что бизнесу никогда нельзя научиться по книгам или чужим советам.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: uangel интервью стартап по-женски наталья березовская detonate ventures
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4461