Мобильные и компьютерные игры, с развитием технологий и появлением новых гаджетов, становятся все более и более популярными. Но большая часть таких разработок ориентирована исключительно на старшую возрастную категорию. В то время, как область украинских детских, развивающих игр практически пустовала до недавнего времени. Одна из ведущих украинских компаний-разработчиков мобильных игр Nravo занялась разрешением этой проблемы и создала отдельное направление, посвященное разработке игрового контента для самых маленьких. Возглавили компанию Nravo Kids Наталья Табачин и Кристина Слободян (на фото). Секретами о том, какие игры нужны украинским детям, как выглядит процесс создания новой игры, как придумываются будущие герои и как успешно совмещать карьеру и материнство, девушки поделились с UBR.ua.

Наталия Табачин


Кристина Слободян

UBR.ua: Наталья, Кристина, расскажите, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание "стартап по-женски"?

Наталья: Я не склонна делить бизнес на "мужской" и "женский", считаю, что для успешной компании необходимо иметь команду из разных людей, с разными сильными сторонами, как чисто "женскими", так и чисто "мужскими" качествами. Понятно, что есть сферы, которые ближе женщинам по определению — индустрия красоты, кулинария или бизнес, связанный с материнством и детьми.

Кристина: Лично для меня, "стартап по-женски" ассоциируется с чем-то более эмоциональным и идейным, чем с прагматичным и меркантильным. Я считаю, что женщинам особенно важно "гореть" делом, которое они начинают, ведь мы воспринимаем все ближе к сердцу, чем мужчины.

UBR.ua: Исходя из Вашего опыта, часто ли девушки сегодня решаются на создание собственных компаний или проектов? Какие направления они чаще всего выбирают?

Наталья: Если сравнивать наше время со временами молодости наших родителей, то, конечно, количество бизнесвумен значительно увеличилось. Женщины стали больше успевать, благодаря интернету получили доступ к информации, в частности, и к опыту других успешных женщин-предпринимателей, стали уверенней в своих силах. Сегодня многим из нас не достаточно быть хорошей матерью и хранительницей семейного очага, а хочется и самореализации, особенно в работе, которой ты живешь, а не просто зарабатываешь деньги.

Кристина: Я вижу много примеров, когда женщины, которые проработали много лет и уже получили солидный статус в больших корпорациях (на "солидных" должностях экономистов, менеджеров, юристов), в какой-то момент кардинально меняют сферу деятельности, чтобы заняться чем-то "своим". Тем, к чему по-настоящему лежит душа: творчеством, благотворительностью, дизайном одежды или еще чем-либо. Также часто на женщин решительно влияет опыт материнства. Знаю по себе, что после появления детей, многое в жизни переоценивается. После такого пересмотра приоритетов уже просто не можешь вернуться на свое старое место в офисе, если это просто "работа ради работы". Взамен, начинаешь искать возможности делать то, что действительно является для тебя ценным.

UBR.ua: Существует мнение, что лучшие идеи для стартап-проектов рождаются на основе собственных потребностей. Так ли это было у Вас?

Наталья: Поддерживаю на 100%! До рождения детей, я бы и представить не могла, что буду заниматься разработкой игр, я никогда особо не увлекалась играми и к компьютеру или планшету относилась исключительно как к инструменту. Но мне, как и каждой ответственной маме, пришлось стать экспертом во всех сферах, в том числе, и разобраться с мобильными играми, которые могут быть полезны для моих детей. Нам с мужем очень быстро стало очевидно, что рынку игр очень не хватает чего-то нашего — украиноязычного или хотя бы более близкого нам по духу, чем классические американские монстрики или персонажи их мультиков. Надо было срочно создавать что-то качественное для наших детей.

Кристина: Поддерживаю Наташу, проект Nravo Kids  тем и интересен, что мы делаем не так "как для себя", а мы реально делаем для себя и для наших детей. Ну, и, конечно, готовы делиться этим с другими родителями.

UBR.ua: Вашим первым проектом стала игра "Хто у горах?". Расскажите, как она создавалась, как происходила проработка героев, как писалась история?

Наталья: Мы иногда шутим, что это было похоже на вынашивание ребенка. Только не 9 месяцев, а 3. С самого начала мы определились с возрастным диапазоном 1-3 года, так как надо было с чего-то начинать, а на тот момент наши дети были как раз в этом возрасте, да и мы понимали, что им надо. Дальше "накидали" идею с карпатским дедом Иваном и его животными. Потом где-то с месяц пытались определиться со стилистикой, выбрать себе художника, тестировали эскизы на родителях и детях, по 100 раз обсуждали, долго сомневались, но, в конце-концов, сделали очень правильный выбор в пользу нашего художника Виктора Сторожука и его харизматичного стиля. Потом сели и сделали игру. В процессе возникало еще немало преград, но, зато, когда игра появилась, да еще и на всех платформах, нашей радости и гордости не было предела. Однозначно — одно из лучших событий 2014 года! 

Кристина: Как менеджер проекта, могу добавить, что во время разработки "Хто у горах",   мы сделали много нелогичных, не оптимальных и даже лишних действий. Но это был нужный "инкубационный период". Команде надо было "сработаться", "наломать дров", чтобы понять, как можно делать лучше. В целом, без этих поисков, мы бы не смогли сформулировать для самых себя четкое видение игр, которые мы хотим делать: качественные, полезные, украинские, душевные.

UBR.ua: Разработка мобильных и компьютерных игр для детей – это пустующая ниша в Украине?

Наталья: Cкажем так, она не совсем пустая, но мало, кто хочет в ней работать. Сейчас это не очень выгодно с коммерческой точки зрения. Увы, сегодня среднестатистические родители в Украине еще банально не умеют платить деньги за цифровой контент, а тем более – за мобильные игры. Тут невозможно просто выпустить игру (даже очень качественную) и сразу ее окупить или, тем более, заработать. Но мы верим, что за лет 5 ситуация все же изменится.

Кристина: Хочу добавить, что мы очень внимательно следим за рынком украинских игр, в первую очередь, как родители. И радуемся всем новинкам, которые, хоть и нечасто, но появляются. Есть с десяток действительно добротных, качественно сделанных детских программ, созданных в Украине на заказ детских издательств или разными студиями, которым интересна эта тематика. Обо всех таких находках мы открыто рассказываем на нашей странице в Facebook, где у нас есть целая рубрика "Онлайн гид". Мы верим, что чем больше будет хороших украинских игр и чем больше родителей о них узнает, тем быстрее будет развиваться наш рынок, а, значит, и Nravo Kids  будет от этого польза.

UBR.ua: Изучали ли Вы зарубежные рынки детских игр, планируя создание Nravo Kids?

Наталья: Конечно. Во-первых, мы внимательно изучили рынок, когда возникла потребность найти что-то полезное для собственных детей (я больше ориентируюсь в играх под iOS, а Кристина — под  Android). Во-вторых, мы более детально изучили существующие игры для выбранной нами возрастной категории, под которую мы создаем наши первые проекты. Конечно, это не профессиональный аудит рынка, но общие тренды нам понятны.

Кристина: Если коротко, то в англоязычном мире существует просто невероятное количество мобильных игр для детей, но большой процент этих игр, мягко говоря, посредственного качества, также — немногие из них действительно развивающие. Поскольку детские игры имеют сравнительно простую механику, многие разработчики и небольшие студии берутся за эти проекты, считая, что стоимость входа в бизнес тут ниже. Но эта простота обманчива. Для того, чтобы сделать что-то действительно красивое и полезное, нужно обладать чувством вкуса, хотя бы минимальными знаниями возможностей и поведения детей разного возраста и определенными методиками обучения детей самым разнообразным темам.  В итоге, в мире есть сравнительно небольшое количество издателей игр из США и Европы, которые держат высокую марку и создают развивающие игры исключительного качества. Другое дело,  что "пробиться" к пользователю сквозь огромное количество менее качественных продуктов - довольно сложно.

Команда Nravo Kids

UBR.ua: Насколько затратна на сегодняшний день сфера разработки игр? Требуются ли большие инвестиции для старта?

Наталья: В первую очередь, надо собрать и оплатить работу команды. У нас задействовано около 5-6 человек, на некоторые задачи дополнительно привлекаем разных специалистов. Надо обеспечить себя офисом, оборудованием, программным обеспечением (нам в этом плане легче, так как Nravo Kids является дочерним проектом компании Nravo, которая обеспечивает нас всем необходимым). Также надо обязательно учитывать хоть небольшой, но регулярный бюджет на маркетинг и распространение  информации о том, что мы делаем.

Кристина:  В качестве маркетинговой стратегии мы выбрали формат сообщества Nravo Kids  в Facebook, где мы много общаемся непосредственно с  родителями, работаем над красивым информационным наполнением нашей страницы, регулярно устраиваем интерактивы и конкурсы. Мы не платим за то, чтобы о нас рассказывали, но предпочитаем вкладывать средства в лояльность нашей аудитории, например, подарки для участников сообщества, мастер-классы для детей, организацию интересных семейных событий. В отличие от огромных корпораций, мы не можем позволить себе огромный бюджет, но верим, что даже сравнительно скромные инвестиции при умелом менеджменте, могут дать отличный эффект.

UBR.ua: Проверяли ли Вы игру на целевой аудитории перед запуском?

Наталья: Конечно, с тестированием "Хто у горах?" была целая история. От тестирования первых эскизов на детках 3-5 лет, чтобы понять, подходит ли им стиль, узнают ли животных, вызывают ли рисунки хорошие эмоции и до целых "мамо-совещаний", с обсуждениями идей, интерфейса, до семейного бета-тестирования с обязательным привлечением детей. Уже не говоря о наших собственных детях, которые знали карпатских героев задолго до выхода игры.

Кристина: На самом деле, без тестирования с детьми, очень сложно сделать сразу все хорошо. У детей совсем другое восприятие мира, способы обучения, своя логика. Даже наши самые опытные дизайнеры игр просто разводят руками, когда надо принять то или иное решение по механике, мол, без тестирования, любое решение будет неоправданным. Все это потому, что всем известные и хорошо отработанные шаблоны взрослых игр не могут быть один в один задействованы к детским играм.

Читайте также:

UBR.ua: Какое количество закачек у "Хто у горах?" на сегодняшний день? Планируете ли Вы расширять аудиторию, работать с новыми возрастными категориями?

Наталья: На сегодняшний день, игру "Хто у горах?" загрузили на около 10 000 мобильных устройств, это за первые полгода после запуска проекта. Как для старта проекта, учитывая незрелость украинского рынка и узкую возрастную категорию нашей дебютной игры — это неплохо. Следующую игру "Всяка Музяка", которую мы озвучили вместе с Кузьмой Скрябиным, мы планируем запустить уже в течение месяца и она будет рассчитана на более взрослых деток, от 3 лет и выше.

Кристина: Я считаю, что возрастные категории наших игр будут расти вместе с нашими детьми. А также пропорционально нашему опыту в этой новой для нас сфере. В 2015 мы планируем взяться за более трудные и крупные по объему и трудозатратам проекты, по возможности, привлекать партнеров, которые разделяют наши ценности  и могут помочь как своей экспертизой, так и финансово.

UBR.ua: Какие пожелания от пользователей Вы получили до, во время и после запуска проекта?

Наталья: Мне кажется, что самый популярный комментарий от наших пользователей - "Давайте еще!". В целом, родители очень тепло воспринимают наши работы, и мы получаем множество позитивных писем и отзывов. Также много людей добровольно помогают нам на разных этапах работы. Всем хочется, чтобы качественных детских игр было больше.

Кристина: По поводу конкретных пожеланий, то нам очень помогли мамы, которые первыми оценивали альфа-версию "Хто у горах?",  комментировали каждую опцию, каждую кнопку, каждую черточку. Львиную долю этих пожеланий мы, в конечном итоге, реализовали. Включая даже довольно значительное изменение основной логики игры. Так что, без этих отзывов, "Хто у горах?" была бы совсем другой игрой. Конечно, иногда приходят новые идеи по улучшению игры, мы пытаемся на них реагировать и частично воплотим их в обновлении, которое будет в ближайшее время.

UBR.ua: "Хто у горах?" - абсолютно бесплатная игра? Рассматриваете ли Вы возможности монетизации в будущем?

Наталья: Конечно, мы рассчитываем, что рано или поздно, наши игры начнут продаваться. Возможно, некоторые дополнительные уровни игры “Всяка Музяка" будут платными. При этом мы будем очень тщательно анализировать потенциальную выгоду от такого шага. Учитывая ситуацию на рынке, вариант с бесплатными играми для большой аудитории, может быть более выгоден, чем заработать "копейки" на небольшом количестве платных скачиваний.

Кристина: Пока рынок "дозревает", мы пытаемся быть гибкими и ищем альтернативные способы монетизации. Например, искать партнеров, которые могли бы покрыть часть расходов на разработку игры. Как вариант — наше недавнее сотрудничество с "Майкрософт Украина" в работе над благотворительной игрой "Світ добра". Это бесплатная игра, в которую можно играть онлайн на сайте svitdobra.com.ua или же на мобильном телефоне и планшете. Она объясняет деткам, что существуют другие дети, которые нуждаются во внимании, понимании и помощи. Во время игры или после окончания игры, можно выбрать один из трех благотворительных фондов-партнеров этой акции и сделать свой взнос для деток-сирот или детей с синдромом Дауна. "Світ добра" - это уникальный для Украины проект, так как ранее никто не пытался привлекать внимание общественности к благотворительности подобным способом. Об игре написали сотни всеукраинских и региональных изданий, много людей поиграли в нее, и определенная часть этих людей сделала благотворительные взносы. Как итог, мы видим, что многим компаниям интересно выпускать цифровой продукт для детей с познавательным смыслом, потому что это напрямую связано с их бизнесом, например школы раннего развития детей, изучения иностранных языков и так далее, или же с маркетинговой целью – например, частная клиника, которая финансирует игру для детей, обучающую основам гигиены рта и мотивирующую тщательно и правильно чистить зубы.

Наталья: А еще, мы работаем над оффлайн-дополнениями к нашим мобильным играм. Так называемые "Нравки" - это материалы для детского творчества (разрисовки, заготовки для аппликаций, самоделки и так далее) с нашими героями, которые мы изначально разместили на сайте Nravo Kids для бесплатных скачиваний. Ну а потом увидели реальный интерес родителей к ним и теперь готовим новую, улучшенную версию "Творчих Нравок" для продажи.

UBR.ua: Будет ли у "Хто у горах?" продолжение?

Наталья: Да, в ближайшее время мы планируем обновить "Хто у горах?" еще двумя небольшими мини-играми на усвоение элементарной арифметики и развитие логического мышления. Именно с этого мы и планируем начать новый 2015 год.

UBR.ua: Наталья, Кристина, поделитесь, пожалуйста, планами на будущее – какой будет Ваша следующая игра?

Наталья: Как я уже говорила раньше, следующая игра от Nravo Kids, которую увидит Украина, называется "Всяка Музяка". Это музыкальная игра на основе украинских народных песенок для детей. Ми делаем ее совместно с Андреем Кузьменко из группы "Скрябин". Кузьма помог нам с записью традиционных песенок в новом непривычном звучании и аранжировке. Большая часть работы уже сделана, планируем запуск игры в первом квартале 2015 года.

Кристина: А дальше мы планируем браться за еще более сложный проект, более обучающего свойства, и для более взрослой аудитории. Как раз на днях обсуждали с командой предыдущий год, анализировали достижения и трудности, выбирали вектор дальнейшего развития. Сейчас еще рано обещать что-то конкретное, но, наверное, возьмемся за какие-то естественные науки, разные интересные понятия и явления, которые можно на простых примерах показать дошкольникам.

Наталья: Есть ряд партнерских договоренностей Nravo Kids  с довольно серьезными украинскими компаниями. Пока еще не готова рассказывать детали, но вполне реально, что в 2015 появятся еще одна-две игры Nravo Kids  совместно с другими мощными брендами. Думаю, что для нас этот год будет богатым на сюрпризы и новые экспериментальные направления работы.

UBR.ua: Многие бизнесвумен активно обсуждают вопросы баланса между личной жизнью и карьерой, стартап-проектами. Расскажите, насколько трудно совмещать обе сферы? Что вы можете посоветовать по этому поводу?

Кристина: Лично для меня, с моей двухлетней дочкой, этот вопрос очень актуален. Я работаю неполный рабочий день, к тому же, часть недели удаленно, из дома. И уже успела понять, что стоит как можно меньше мешать работу с семьей.  Хотя был период, когда я с Ксюшей даже ходили вместе в офис, и коллеги из Nravo даже не удивлялись "юному сотруднику". Но теперь, когда ребенок стал старше и активней, это не совсем продуктивно. Поэтому ищу возможность оставить ее с кем-то надежным, чтобы вырваться в офис. Также я планирую свое время так, чтоб работать, пока она спит или гуляет с бабушками и дедушками.

Наталья: Я считаю, что это вопрос самодисциплины и правильной организации времени. Надо четко разделять свое время для работы, семьи, себя, согласовать графики детей и родителей. В нашей семье у всех довольно насыщенный режим дня, родители — на работе, в командировках, дети (два мальчика четырех лет) каждый день посещают разные кружки и развивающие занятия. У нас очень четко распределены обязанности — кто привозит или забирает детей, кто из родителей за что отвечает. И главное, есть совместное, чисто семейное время, когда никто из нас не отвлекается на случайные письма или звонки по работе. Просто надо понимать ценность этих семейных моментов, так же как и возможность заняться чем-то для себя и сознательно разделять такое личное время от рабочих вопросов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: контент мобильные игры nravo nravo kids хто в горах? наталья табачин кристина слободян
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4781