Старт бизнеса – это время, когда любой совет и любое мнение – на вес золота. Та или иная ошибка может просто не случиться, если ценное наставление поступит вовремя. Мы обратились к ведущим представителям украинского стартап-сообщества с просьбой рассказать, какие три главные ошибки чаще всего допускают стартаперы, и какими качествами они должны обладать для того, чтобы достигнуть высот в своем деле. Более того, команды трех ведущих украинских стартапов прошлого года дали практические советы своим коллегам. Подробности – в нашем материале.

Целеустремленность, скромность и смелость

О том, каким должен быть настоящий стартапер, написан уже не один десяток статей. Тем не менее, в условиях динамичного развития рынка и требований к его игрокам, перечень необходимых "качеств предпринимателя" постоянно расширяется. К тому же, у каждого бизнесмена есть свое мнение касательного того, какой набор личностных и профессиональных черт основателей гарантированно принесет успех предприятию.

"Три основных качества, которыми, на мой взгляд, должен обладать предприниматель, это стрессоустойчивость, скромность и умение видеть картину будущего", говорит Алексей Орап (на фото), СЕО проекта YouScan. По мнению Алексея, собственный бизнес – "это эмоциональные "американские горки". Надо учиться бороться со стрессом, с которым придется жить постоянно, и уметь управлять собственными эмоциями – без этого не получится управлять бизнесом". Скромность, в свою очередь, помогает "учиться на собственных ошибках, прислушиваться к советам окружающих, ставить развитие бизнеса на первое место, а свое эго на второе", а умение видеть картину будущего это один из самых сложных и, при этом, захватывающих аспектов предпринимательства. "Любой новый бизнес начинается с акта веры ("leap of faith") вы начинаете создавать нечто реальное на основе идеи, которая сначала существует только у вас в голове. Более того, вам нужно заставить поверить в это не только себя, но и окружающих - заразить вашей идеей сотрудников и инвесторов", отмечает Алексей.

По мнению управляющего партнера и СЕО инвестиционного фонда AVentures Евгения Сысоева (на фото), предприниматель, начинающий IT бизнес "должен быть очень целеустремленным и невероятно нацеленным на достижение результата, открытым к новым знаниям и жаждущим их, а также иметь сильный внутренний стержень и мотивацию для реализации своего проекта". Целеустремленность, по словам Евгения, поможет преодолеть сложности, жажда к знаниям обеспечит конкурентоспособность и способность постоянно самосовершенствоваться, чтобы не потерять и закрепить успех, а внутренний стержень – это мотивация, способствующая активной работе.

"Смелость очень нужна на старте, а еще нужнее – в процессе, когда приходится принимать непростые решения, пробовать новые "фишки", не бояться сделать рывок вперед", говорит Анна Петрова (на фото), директор образовательного центра для предпринимателей Startup Ukraine. "Трудолюбие и старательность тоже крайне важны для успеха. А начинающим предпринимателям вообще нужно быть готовым работать, творить в режиме 24/7, так как на старте практически все приходится делать самостоятельно. Также важно действовать, а не говорить. Для успеха чаще всего достаточно просто делать, а большинство, увы, только говорит. Нужно совершать действия постоянно и регулярно. Большие победы приходят благодаря ежедневным маленьким достижениям", - добавляет Анна.

Длинные бизнес-планы, СМИ и немножко анализа

Какими бы качествами и упорством не обладал стартапер, он все равно будет совершать ошибки. Для мира бизнеса это, скорее, аксиома, чем теорема, правильность которой уже доказало не одно поколение предпринимателей. "Как любит говорить Эстер Дайсон, известный американский инвестор, "Всегда совершайте новые ошибки". У предпринимателя, который начинает собственный бизнес, пожалуй, больше, чем у кого-либо, есть множество возможностей, чтобы совершить множество ошибок в процессе построения бизнеса (и в идеале, сделать выводы и больше не допускать их)", комментирует этот вопрос Алексей Орап.

Главное – это вовремя понять свою ошибку, предотвратить ее и получить важный опыт, который будет незаменим в будущем. "Мои любимые три ошибки, которые допускал я сам – это найм сотрудников только по профессиональным качествам, длинные бизнес-планы и посвящение всего рабочего времени работе", - отмечает Алексей. Объясняются эти ошибки достаточно просто. При наборе команды, энтузиазм сотрудников, их умение работать вместе и интерес к проекту стоят гораздо больше профессиональных качеств, которые можно и нужно наработать. Длинный бизнес-план, по мнению сооснователя YouScan – это "бесполезное занятие, отнимающее массу времени, которое лучше потратить на проверку бизнес-гипотез и общение с потенциальными клиентами". Сформулировать и структурировать все свои идеи можно кратко и без значительных временных затрат. Проводить все свободное время на работе – это тоже не самая лучшая затея для стартапера. Собственный проект – это забег на длинную дистанцию длиной в несколько лет, и основополагающее в нем – не перегореть раньше.

Читайте также:

По мнению Евгения Сысоева к трем главным ошибкам стартаперов, как новичков, так и уже опытных предпринимателей, следует отнести ставку на уникальную идею, представление о рынке и конкурентах только на основе публичной информации из СМИ и неправильное понимание необходимости инвестиций. ое глубокое убеждение", отмечает Евгений, "что в современном мире просто идея о новом IT бизнесе ничего не стоит - execution, или воплощение этой идеи в жизнь, вот что важно. На каждый успешный глобальный IT бизнес приходились сотни-тысячи людей, которые имели идею о таком бизнесе, а достигали реализации – единицы". Евгений также отмечает, что стартаперу, реализуя свою идею, необходимо тщательно изучать рынок на основе информации, собранной из самых различных источников, а не опираться только лишь на информацию, представленную в СМИ. Не стоит забывать и о том, что получение инвестиций – это не гарантия успеха стартап-проектов. выше 90%  проектов не привлекали венчурные инвестиции, и выросли за счет первоначальной инвестиции основателей и денежного потока. В связи с ограниченным доступам к инвестициям и выходам, особенно украинским стартаперам нужно фокусироваться на создании проектов, способных быстро выходить на самоокупаемость", поясняет Евгений Сысоев.

"Первая, и одна из самых главных ошибок, – отсутствие анализа рынка и конкурентов. От этого полностью будет зависеть ваше поведение на рынке: что вы будете продавать, кому и как. Благодаря анализу вы понимаете, что может угрожать вашему бизнесу, а что, наоборот, помогать", говорит Анна Петрова. Еще до старта проекта предпринимателю важно понимать, чего хочет рынок и сформирован ли он. От итогов анализа текущей ситуации будет зависеть дальнейшая стратегия. Так, если продукт оригинален и не имеет аналогов, потенциальных клиентов нужно подготовить к его появлению. В случае, если стартапер намерен скопировать идею, ему следует быть внимательным и аккуратным вдвойне, поскольку успех другой компании не означает успех ее аналогов.

"Вторая ошибка действовать без предварительного планирования", – продолжает Анна, - "те, кто все тщательно спланировал заранее, на старте чувствуют себя гораздо спокойнее и увереннее. Более того, планирование освобождает время на оперативное реагирование, если что-то вдруг пошло не так. Еще одно слабое место многих предпринимателей – отсутствие финансового планирования и учета. Новички из-за этого могут вообще обанкротиться на старте, а вот опытным предпринимателям отсутствие финансового планирования и учета  не позволяет развиваться. Удивительно, но многие из них не знают, какая у них чистая прибыль". Третьей ошибкой основательница Startup Ukraine считает исключительную нацеленность на финансовую выгоду. Сводить создание бизнеса только к зарабатыванию денег категорически нельзя – "в бизнесе должна быть душа".

PR, вера в себя и все, все, все

К сожалению, современная статистика бизнеса гласит, что большая часть новых компаний или только что запустившихся проектов не выдерживают испытания первым годом. Причин такому положению дел может быть много, начиная от общего состояния экономики до банального отсутствия спроса на продукцию или услуги. Тем не менее, стартапы, заточенные под конкуренцию и готовые к трудностям, выстаивают и продолжают работу. Мы попросили команды трех таких проектов рассказать нам, в чем же кроется секрет их успеха и дать советы коллегам по цеху.

Иван Пасечник, СЕО стартапа Ecois.me, получившего в прошлом году инвестиции от польского инкубатора Hubraum и занявшего второе место по итогам конференции IDCEE, советует начинающим и уже опытным предпринимателям, прежде всего, собрать крутую команду. "Стартап, каким бы он ни был, это высокорисковое предприятие. Бизнес модель зачастую не понятна. Каждый день появляются новые, не прогнозированные сложности. В таких условиях самым важным является команда, которая работает над проектом. Каждый должен знать и выполнять не только свою часть работы, но использовать возможность к саморазвитию, для того чтобы минимизировать затраты на продукт и делать его по максимуму силами фаундеров", - говорит Иван. Вторая рекомендация от команды проекта – не читать СМИ в которых пишут, что стартапы очень быстро "взлетают". "Они не взлетают. Каждый проект проходит через большое количество кризисов, на которых учится. И, если эти кризисы преодолены успешно, бизнес модель найдена, и она работает, стоимость привлечения новых пользователей меньше, чем они платят за сервис, а их количество увеличивается – продолжать работать, анализировать и делать лучше. Это каждодневный рутинный труд, часто без выходных". И, наконец, третий совет – общаться как можно больше. "Какая бы гениальная команда у вас бы не была, при запуске стартапа, большую часть знаний вы будете добывать в процессе. Самый быстрый способ – это находить тех, кто уже проходил этот путь до вас и спрашивать. Также, практически единственный способ на ранних стадиях понять стоит ли работать над идеей - рассказывать ее десятку-другому людей, обсуждать (но рассказывать ее не экспертам, а потенциальным пользователям) и анализировать ответы",  отмечает Иван.

Прошлый год для стартапа "Казначей" стал успешным и ознаменовался привлечением инвестиций в апреле и декабре. СЕО проекта Андрей Головченко также поделился с нами своими советами, которые помогут привести компанию и ее основателей к успеху. "Первое – это верить в себя и свою идею. Поразительно, сколько окружающие люди тратят сил и времени, чтобы доказать что ничего не получится. Во-вторых – работайте много. Если вы не готовы работать по 14-16 часов в сутки, у вас ничего не выйдет! Стартап отнимет у вас все доступное время. И, в-третьих, не расстраивайтесь, если вас игнорируют инвесторы, главное, чтобы любили клиенты. И не бойтесь экспериментировать на клиентах, по 10 раз в день. Другого пути сделать здорово нет", рассказывает Андрей.

В свою очередь, команда стартапа Looksery, занявшего по итогам конференции IDCEE 2014 третье место, призывает обратить особое внимание на продвижение проекта и не забывать о самих себе: "Пиар кампании нужно готовить за полгода до выхода продукта. В команде должны быть креативные и профессиональные дизайнеры. По ходу развития стартапа постоянно требуются графические материалы, презентации. Также UI/UX один из самых важных аспектов разработки продукта. Рекомендуем проводить многочисленные итерации и a/b тесты. А еще, советуем не есть много мяса, пить много воды и есть побольше зелени. Любить свою работу", - говорит директор по развитию стартапа Юлия Красниенко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: стартап ecois.me евгений сысоев стартапер анна петрова startup алексей орап looksery казначей
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4050