Частный инвестор со Львова Ярослав Максимович, запустивший крупнейший онлайн-аукцион Auction.ua и успешно продавший его в 2009 году, сегодня занимается исключительно ИТ-стартапами. На его счету 18 проектов, из которых несколько претендуют на звание "блокбастера".

Один из них – WithMyFriends – был запущен в тестовом режиме 26 декабря 2012 года. Как говорит руководитель проекта и его первый инвестор, цель проекта – продлить удовольствие от посещения мероприятий, сделать его более веселым, эффективным и вовлекающим.  Возможно со временем, обещают в команде проекта, он превратится в новый вид социальной сети, в которой люди "дружат" небольшое время, вокруг некоторого события. Это уникальный проект, в котором собрано всё: покупка билетов на транспорт и события, расписание мероприятия, поиск попутчиков, чат, twitterwall и т.д.

Еще рано гадать, сколько проект будет зарабатывать, говорит Ярослав Максимович, который все же полагает на него большие надежды: "Это один из самых больших продуктов, который будет выпущен в Украине".

Мы расспросили руководителя проекта Ярослава Максимовича и главного разработчика Дмитрия Наумова о том, откуда появилась идея такого нестандартного проекта, как она реализована, на чем ребята хотят зарабатывать.

Ярослав Максимович, фото: startup-rating.com

Как пришла идея

Идея проекта  появилась в прошлом году, когда бизнес-инкубатор Happy Farm пригласил в жюри частного инвестора со Львова Ярослава Максимовича оценивать стартапы. "И я удивился, садясь за стол, что рядом со мной в жюри сидят еще два человека, приехавшие со Львова. Кроме нас были еще две команды, которые тоже приехали со Львова, и о которых  я тоже ничего не знал. Выходит, что в один и тот же день, с одного и того же места  приехал десяток людей. И мы не знали друг о друге. Мы близки друг другу по духу, но познакомились лишь в конечной точке путешествия", – говорит главный инвестор и идейный вдохновитель проекта.

Окончательно "лампочка загорелась" во время путешествия на поезде. Пять часов дороги за смартфоном заставили Ярослава задуматься, а кто еще едет в этом поезде.  Ведь в вагоне едут почти такие же люди как он – со смартфонами, планшетами, ноутбуками, с определенным уровнем достатка. Во время поездки, говорит он, наступает момент, когда весь Facebook, все новости прочитаны и думаешь чем бы еще себя развлечь во время поездки. Вот здесь, по его мнению, и возникает потребность дружбы вокруг некоторого события:

"Что такое дружба? Это временный всплеск, чувство, которое возникает вокруг определенной проблематики, которая является общей для людей в это время и в этом месте. Собственно поездка на конференцию, на концерт и является тем временным всплеском, вокруг которого группируются люди, начинают дружить. Из этих вещей и выросла концепция проекта".

Как работает проект

Существует несколько моделей использования сервиса. Первый способ позвляет с помощью программы можно покупать билеты на транспорт. Покупка билетов доступна также со смартфона, оплатить можно при помощи банковской карты. Наценка на ж/д билеты минимальная, как и у других операторов. В планах - подключение к системе и авиабилетов. Покупая билеты через программу, можно просмотреть расписание поездов, отметиться на рейс и ознакомиться с профилями других попутчиков. Преимущество приложения в том, что оно позволяет просмотреть, кто еще едет на этом транспорте, конечно, если он отметился в программе.  Пользователю доступна информация о времени в пути, а также информация о поездках друзей и коллег.

Второй способ использования сервиса – это подбор попутчиков на любое мероприятие. По статистике, 50% посетителей различных мероприятий (спортивных, концертов, конференций) - приезжие. "Получается, что если  мероприятие посещают несколько сот людей, то по общим подсчетам, со Львова приедет 20  человек, с Одессы – 25, с Донецка – 50. Т.е. пропорционально по количеству населения в городе. Т.е. 20 человек со Львова распыляются по дороге, и посетив одну и ту же конференцию, они  могут даже не познакомиться", – говорит Ярослав. Собственно, команда создала инструмент, с помощью которого можно зарегистрироваться на конференции и устанавливать контакты, как до, так и после события. На этом разработчики не ограничились –  можно создавать свои события и приглашать на них друзей. Также доступны карта мероприятий, детальное описание и twitterwall.

Основная задача проекта – сгруппировать людей. "Необходимо сделать так, чтобы  пользователи смогли познакомиться, сконаткировать и организоваться в группу. Путешествовать группой – веселее, безопаснее и удобнее", – говорит главный разработчик проекта Дмитрий Наумов. Помимо сказанного, это дешевле, так как можно группой экономить на такси, отелях, хостелах, на групповых закупках билетов, если это предусмотрено некоторыми операторами, например, авиакомпаниях.

"Бывает, что вы случайно в поезде или в самолете встречаете своего старого знакомого. Стандартный диалог: где ты остановился, что ты делаешь после ивента, что интересного есть на ивенте, кто еще из наших на ивенте. Наша аппликация дает возможность получить ответы на эти вопросы еще до встречи. Выходит, что такая незапланированная встреча со старым другом получается плановой. Мы объединяем людей, которые теоретически могли бы и сами договориться, но по каким-то причинам этого не сделали", – говорит Дмитрий, добавляя, что доступна регистрация через соцсети Facebook и Вконтакте.

Официальный старт сервиса запланирован приблизительно в конце лета 2013 года. На данном этапе разработки проект работает на хорошую четверку.

Дмитрий Наумов

Команда

Над проектом на постоянной основе работают 9 человек: PM, Android, iOS, Web, server, designer, sales.

Бизнес-модель

Основная бизнес-модель проекта – это сотрудничество. Организаторы получают механизм для управления и продажей билетов. Компания зарабатывает на комиссии с продажи билетов на мероприятия, с продажи билетов на транспорт.  На данный момент стартап договорился с  крупнейшим сайтом Украины по продаже билетов Tickets.ua на 300 тысяч инсталляций. Каждому клиенту Tickets.ua будут рассылать приглашение воспользоваться сервисом WithMyFriends. Для Tickets.ua это бесплатно, взамен стартап-проект будет наращивать базу. Также команда достигла определенных договоренностей с  онлайн-продавцами билетов на концерты: Сoncert.ua и Kasa.in.ua. Предварительно договариваются с Aviasales.ru. Пока еще нет договоренностей с авиакомпаниями, но компания  планирует привлечь всех операторов, представленных на украинском рынке. По словам Ярослава Максимовича, 60-70% агентств-организаторов положительно оценивают сервис.

Затраты и доходы

На запуск проекта, который еще в тестовом режиме начал работать  в декабре 2012 года, было потрачено $50 тыс. Ярослав Максимович подчеркнул, что  $50 тыс. – это его максимальная сумма инвестиций в проект. Далее необходимо привлекать финансирование извне, чтобы закончить проект необходимо в разы больше. Он подсчитал, что на доработку требуется примерно $150 – 200 тыс. 60% от этой суммы будуn вложены в разработку, 20% - в наработку связей с партнерами и еще 20% - в работу с непосредственными организаторами мероприятий. В частности, команда планирует расширить спектр предоставляемых услуг и включить туда хостелы, а именно предоставить возможность потребителю выбирать, в каком хостеле он хочет жить и с кем.

Ярослав Максимович не говорит о конкретной доле инвестора, ведь она будет рассчитываться от суммы вложенных инвестиций в проект: "Инвесторы вкладывают определенный объем финансирования, от суммы которой конвертируется процент. Но никто не знает настоящую цену этой компании, поэтому на первом этапе мы договоримся об определенной цене. Когда будет приходить следующий инвестор, когда будет уже подтвержденная оценка на основе прибыли, тогда та часть денег, которая была внесена инвестором, конвертируется в проценты. Но мы не можем говорить, сколько это будет. Это может быть и 0,5% и 20% соответственно"

Первые деньги проект зарабатывает уже сейчас. На самоокупаемость выйдет в течении 1,5-2 лет, что связано, прежде всего, с увеличением инвестиций.

Монетизация

Как уже упоминалось, проект зарабатывает на комиссии с продажи билетов на транспорт (поезда) и мероприятия (концерты, конференции). Это 2% от суммы продажи. По словам инвестора, в этом месяце компания, возможно, заработает несколько десятков долларов на продаже первых билетов.

"Мы будем предоставлять организаторам такой инструмент, который в целом объединит все платежные инструменты в одну кнопку. И у потребителя не будет проблем с онлайн-оплатой. Тем более, денежный поток будет аккумулироваться и приходить одним счетом, что значительно упрощает ведение учета. Мы будем собирать приблизительно 2% от суммы продажи билетов. Кроме того, ивент-организации через нас смогут управлять покупателями", – сказал Ярослав.

Команда уже успела обслужить 20 мероприятий, на которых получила 2 тыс. инсталляций программы. В среднем ежедневно до 50 человек заходят в приложение.

"Мы бесплатно даем организаторам мероприятий инструментарий. Чем больше организаторов будут привлечены в проект, тем больше билетов продано, тем, соответственно, больше денег проект заработает", – говорит  Ярослав. Для потребителя 2% не так уж и много, но для проекта, который рассчитывает зарабатывать на масштабных мероприятиях, это не плохо.

Аудитория

Как говорят в компании, целевая  аудитория проекта – это люди, которые путешествуют и посещают различные события. По данным исследования, приблизительно 5,5 млрд людей посещали какое-нибудь мероприятие (спортивные мероприятия, концерты, форумы, конференции). Но по более реалистичным оценкам, эта цифра колеблется от полутора до двух миллиардов людей. Согласно другой статистике, порядка 260 млн человек ежегодно посещают выставки. 

"Наш потребитель – это человек, который посещает различные мероприятия. На конференции люди приезжают за двумя вещами: за знаниями и за связями. Мы помогаем просмотреть, кто еще будет на этой конференции, например, назначить человеку встречу, просмотреть его профайл".

Продвижение

Стоимость одного пользователя сервиса приближается к нулю. Деньги на маркетинг идут не столько на рекламу, сколько на привлечение новых организаторов. "Привлекая одного организатора раз, мы следующий раз получаем его бесплатно. Он получает наши услуги бесплатно. Соответственно, новые пользователи приходят бесплатно", – говорит Дмитрий.

Проект частично сам продвигается на ивентах. Во время iForum, который проходил в апреле 2013 года, сервис работал в тестовом режиме. На этой конференции программу использовали до 100 человек. Команда также обслужила несколько конференций в России.

Кроме того, достигнута договоренность со Святославом Вакарчуком, который отправляется в концертное турне по всей Украине (50 концертов по всей Украине, от миллиона посетителей). Проект будет немного доработан, и в середине лета присоединится к турне музыканта, где на его концертах он будет частично презентован.

Конкуренты

Прямых конкурентов у проекта нет. Такого комплексного решения идеи, где присутствует цепочка "мероприятие – попутчики - транспорт - отель", по словам Ярослава, нет нигде.

Если разбирать приложение по частям, то на каждую предоставляемую услугу есть свой конкурент, и не один. Есть конкуренты по чекинам на мероприятиях, есть конкуренты по продаже билетов, по общению. Например, основными конкурентами можно назвать Facebook, FourSquare, но они являются конкурентами только по части сервисов.  Как говорит Дмитрий Наумов,  похожим является  KLM Meet & Seat (предоставляет возможность просмотреть, кто летит на самолете, выбрать даже место, но только на рейсах KLM).

Планы

Команда пока еще набивает шишки, говорит руководитель проекта. В дальнейшем появиться опция, с помощью которой можно будет заказать такси, пиццу, то есть то, что привязано к определенному мероприятию. В планах реализовать сервис по заказу отельных номеров и мест в хостелах, к примеру, можно будет искать попутчика, который разделит траты на отельный номер (по статистике, двуместный номер на 30-40% дешевле, чем одноместный). Кроме того, разработчики дорабатывают опцию, которая покажет кто и где находится на карте (эта функция будет привязана к Google Maps). То есть, к примеру, организаторы смогут найти докладчиков, которые опаздывают на мероприятие.

Топ-5 советов  от команды WithMyFriends начинающим стартаперам:

1. Работайте, работайте и еще работайте

2. Обязательно набивайте шишки, чем больше вы шишек набьете, тем больше вероятность, что вы направитесь в нужное русло.

3. Пишите бизнес-план. Может это и банально, но чаще всего игнорируют.

4. Занимайтесь непрерывной апробацией проекта – сделали продукт, выпустили его и пошли тестировать к пользователям.

5. Помните, если вы выпустили продукт, и вам за него не стыдно, значит вы его выпустили очень поздно.

Если вы хотите рассказать UBR.UA о своем опыте построения и ведения бизнеса, свяжитесь с главным редактором портала Андреем Кравцом.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бизнес стартап ит withmyfriends ярослав максимович дмитрий наумов
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3479