Сколько в Украине интернет-провайдеров, никто толком не знает. Только в реестре Национальной комиссии регулирования связи и информатизации их насчитывается около 5 тыс. Но на самом деле – намного больше.

Не в последнюю очередь именно из-за отсутствия регулирования проводной широкополосный доступ во всемирную сеть в нашей стране один из самых быстрых и дешевых. Участники рынка наравне с подключением во всемирную сеть предлагают и телевидение. Но потенциал этой индустрии намного больше, уверен CEO OMO systems Вадим Сидоренко. О проблемах отрасли он знает не понаслышке, ведь раньше Сидоренко возглавлял один из крупнейших интернет-провайдеров Украины - группу компаний "Триолан".

В Украине почти ужесточили ответственность за кражу телеком-кабелей: реакция участников рынка

О перспективах и тенденциях рынка, а также о прогнозах его развития Вадим Сидоренко рассказал в интервью UBR.ua.

Как в современных условиях можно определить, насколько перспективен и успешен тот или иной интернет-провайдер?

Есть два основных критерия успешного провайдера. Кто преуспеет в этих двух направлениях, тот и будет хорошо себя чувствовать и развиваться.

Первый – это скорость прибытия мастера к клиенту. В этом вопросе стандарт скорости и удобства вызова задает Uber. Если рядовой гражданин вызывает мастера от интернет-провайдера, то тот должен прибыть так же оперативно, как будто бы клиент вызывал такси.

Второй – мастер пришел и починил все устройства, которые подключаются к сети. Начиная с компьютера, телевизора, Wi-Fi-роутера и заканчивая всеми охранными датчиками, "умным домом" и так далее.

Карантин перед экраном. Что и как смотрят украинцы в самоизоляции

Вот эти два мерила – основные. Кто достигнет наибольших успехов при их выполнении, тот и будет наиболее успешным. Дальше уже нужно углубляться, а что же нужно, чтобы добиться таких показателей.

Если первый из перечисленных – это критерий чисто оптимизации внутренних бизнес-процессов. Как сделать так, чтобы технари как можно быстрее реагировали. А второй – напрямую зависит от повышения квалификации персонала. Стоит учитывать, что количество "умных" устройств в домах будет только расти с течением времени.

Вы ранее публично упоминали, что для провайдера существующая бизнес-модель "интернет плюс телевидения" – это "путь в никуда". Почему?

Суть бизнеса любого интернет-провайдера состоит из двух частей. Первая – это обслуживание, вторая – телекоммуникационная сеть.

Так вот уже проявились два тренда, которые доведут "до ручки" телеком-сеть. Первый – это беспроводная связь. То есть абоненты все чаще и все больше потребляют контент беспроводным способом. На смартфонах, телевизорах, через Wi-Fi и другие технологии.

Второй уже проявился в Европе, потихоньку доберется и до нас – это разделение функций оператора и провайдера. Рано или поздно – наверное, скорее рано – придет к тому, что кабель, который заходит в квартиру, будет единым. Как в случае с водопроводом или электропроводкой.

Есть условно "труба", скорее всего, оптоволоконная, принадлежащая не провайдеру, а оператору. Причем, скорее всего, монопольному – как это есть, собственно, в случае с водопроводом. И это предприятие уже обязано по определенным тарифам "сдавать" такую инфраструктуру всем желающим участникам рынка.

При таком раскладе функция провайдера сводится только к обслуживанию, у него не будет собственной телекоммуникационной сети. Как только 10-20% отрасли начнет переходить на эту модель, рынок будет сокращаться, что, в свою очередь, только ускорит переход.

Похожая ситуация уже сложилась в ОТТ-телевидении. Есть компании, которые пакетируют контент, например, Netflix или Megogo, а оператор только доставляет их продукты к потребителям.

Чем больше у пользователей будет различных устройств, подключенных к интернету, тем больше будет необходимость их обслуживать. Это значит, что тем больше у провайдера будет работы и денег.

Антикризис. На какие уступки пошли мобильные операторы во время карантина

Соответственно, если провайдер занимается только интернетом и ТВ, то сначала он потеряет деньги на телевидении. Потому что оно будет предоставляться либо беспроводным способом, либо через интернет. Классическое кабельное ТВ не выживет. То же произойдет и с интернетом. Его предоставлять будут либо беспроводным способом, либо множество провайдеров через единого оператора.

Насколько сложно участникам рынка будет приспособиться к новым условиям?

Перестроить бизнес-модель будет не сложнее, чем когда провайдеры кабельного ТВ начали заниматься интернетом. Там тоже возник вопрос квалификации – люди разбирались в телевидении, но не понимали в интернете.

Что касается обслуживания, то это базовая квалификация любого провайдера. Главное, чтобы она выросла, стала лучше и по скорости реакции, и по другим пунктам.

На сегодня индустрия "интернета вещей" (IoT) очень напоминает состояние рынка интернета начала 2000-х годов. То есть, она достаточно слабо развита, есть большая ниша, которую можно занять. По моим прогнозам, в течение десяти лет этот рынок будет полностью насыщен. Кто первый запрыгнет в этот "поезд", тот и больше заработает.

При этом стоит отметить один небольшой, но интересный нюанс. Сети интернета или кабельного ТВ начнут уменьшаться в надобности, а вот инфраструктура для IoT внутри дома какое-то время будет еще нужна.

Потому что, например, Wi-Fi-технологии не позволяют внедрять датчики на батарейках, потому что Wi-Fi просто "садит" аккумуляторы. А технологии дальнего действия –Narrowband IoT, LoRaWAN – хорошо работают с небольшим количеством сенсоров на квадратный метр. Но когда датчиков много на небольшой территории, то эти стандарты не справляются. Нужно что-то новое, короткого радиуса действия именно для "интернета вещей".

Тот из провайдеров, кто грамотно построит такую сеть, сможет какое-то время зарабатывать не только на обслуживании, но и на самой инфраструктуре. Ее тоже можно будет монетизировать.

Какие Ваши прогнозы по развитию IoT в ближайшей перспективе?

Если говорить о прогнозах на два-три года, то рынок "умных домов" будет развиваться намного дольше. Это не касается более простых услуг. Например, домофонов – двери можно открывать с помощью смартфонов. Такие сервисы "взлетят" очень быстро. Действительно, это может произойти за один-два или три года. Потенциально это – все, у кого есть смартфоны, мобильный интернет и домофоны – пускай, 50% домофонного рынка.

В Украине насчитали 1 млн нелегальных абонентов спутникового ТВ: вскоре их отключат

Сервисы будут накапливаться по принципу конструктора. Кто то начнет с домофонов, кто-то добавит охранную сигнализацию. Таких услуг может быть огромное количество. И тогда уже можно будет говорить об "умных" домах.

Все же интернет-провайдеры и жилищно-коммунальное хозяйство имеют различные бизнес-модели. Как их успешно объединить или интегрировать?

Да, действительно бизнесы интернета и ЖКХ различаются между собой. Провайдеры придерживаются индивидуального подхода, ведь они обслуживают отдельных пользователей. А ЖКХ взаимодействуют со всеми жильцами. Есть тенденция к сближению бизнес-процессов. Мне известны примеры, когда представители ЖКХ стремятся предоставлять различные услуги в каждой конкретной квартире.

Уже есть функции, которые могут выполнять и те, и другие. Например, "удаленный консьерж". Этим могут заниматься и провайдеры, установив домофоны или видеокамеры с замками.

Представим, что человек, позвонивший в дверь, попадает на консьержа, который не сидит рядом, а находится в другом месте, обслуживая сразу 100 подъездов. И уже такой привратник решает, пустить посетителя или нет. При этом сделав фотографию или записав визит на видео. С этой же работой могут успешно справиться и представители ЖКХ.

Кроме упомянутой, обе категории могут предоставлять другие сервисы, связанные, например, с мониторингом или диспетчеризацией.

Есть уже ряд управляющих компаний, которые объединяют тысячи домов. Соответственно, уже присутствует эффект масштаба. Такие предприятия предоставляют услуги, которые можно отнести к категории массовых.

Без спорта и музыки. Что больше всего смотрели украинцы в первые недели карантина

Тема IoT далеко не новая. Но если оценивать проникновение этих услуг, то это вряд ли превысит 1% пользователей. Хотя сама по себе технология уже доступна.

Почему же "интернет вещей" не развивается стремительными темпами?

Нужно, чтобы кто-то сумел "донести" эти технологии в квартиры. Конечно же, сподручней всех этим заниматься тем, кто умеет качественно и вовремя приходить в квартиры к жильцам и что-то настраивать. На сегодня у провайдеров уже есть базовая квалификация и умение обслуживать.

При этом все "коробочные" продукты, которые можно просто взять и установить дома, конечно же, не подойдут для коллективного управления в ЖКХ. Например, такие, как Xiaomi Mi Home, Google Nest, Amazon Ring или другие. Необходимы решения не просто Smart Home, а Smart Building – система для всего здания, охватывающая все устройства.

Нужны технологии и интеграция всего комплекса устройств. Например, лифтов, домофонов, подвалов, технических этажей, а не только лишь отдельных квартир.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: провайдеры нкрси интернет интервью триолан телевидение кабельное телевидение цифровое телевидение отт ОТТ-сервисы
Просмотров: 16745