Телеком-регулятор со второй попытки добился того, что межоператорские ставки за завершение голосовых звонков (интерконнект) постепенно снизятся. Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ) убедила крупных операторов в необходимости такого шага.

Напомним, что 1 сентября ведомство проголосовало за уменьшение интерконнекта с 12 коп./мин. до 10 коп./мин. – с 2021 года, и до 8 коп./мин. – с 2022-го. Таким образом НКРСИ намерена простимулировать операторов снизить "внесетевые" тарифы.

Абонентам станет сложнее получать мобильный контент. Зато меньше спама

Первая попытка Нацкомиссии, предпринятая несколько месяцев назад, провалилась, потому что "Киевстар" и Vodafone выступили против. Решение НКРСИ – снизить с 12 коп./мин. до 8 коп./мин с 1 января 2021-го – заблокировали другие госорганы. Во второй раз крупнейшие операторы не предпринимали никаких резких действий. Редакция UBR.ua обратилась за комментариями к "большой двойке", так как lifecell не выступал против решения регулятора и только поддерживал его.

Позиция Vodafone 

GR-директор Vodafone Украина Ольга Дейнега изложила позицию второго по величине оператора.

Почему Vodafone больше не протестовал против снижения ставки интерконнекта? Что изменилось?

Мы видим определенный компромисс в постепенности и предсказуемости предложенного решения. Среди прочего, регулятором учтено наше предложение ввести новое решение в действие с 01.01.2021, что обеспечит возможность финансового планирования годовых показателей нашей компании. Также положительным признаком является постепенность снижения таксы. Кроме того, мы выступаем категорически против асимметричных ставок для фиксированных и мобильных операторов, поскольку считаем такую разницу несправедливой и неконкурентной.

Регулятор начал анализ рынка фиксированного интерконнекта и есть надежда, что асимметричных расчетных такс для мобильного и фиксированного интерконнекта не будет. Мы очень надеемся на это и ждем результатов анализа рынка фиксированного интерконнекта.

Vodafone аргументировал свое несогласие снижением доходов и, соответственно, отчислений в бюджет – как ваша компания будет компенсировать эти потери?

Это был лишь один из наших аргументов против стремительного и непредсказуемого снижения таксы вместе с внедрением асимметрии. НКРСИ учла наши предложения по предсказуемости и постепенности снижения – это значительно уменьшит наши затраты. Также мы надеемся, что взвешенная позиция регулятора не приведет к введению асимметрии. Следовательно, наши потери будут еще меньше.

Надеемся, что сможем компенсировать определенные потери уменьшением затрат на развертывание LTE\4G-900 за счет совместного использования телеком инфраструктуры и других регуляторных новаций, разрабатываемых в парламенте, с целью реформирования законодательства электронных коммуникаций.

Мобильные операторы и провайдеры будут работать по новым правилам. К чему готовиться украинцам

Что вообще происходит с рынком сотовой голосовой связи? Какую долю он занимает в доходах? Как эта доля изменилась за последние несколько лет? Насколько это повлияло на развитие 3G/4G? Какие тенденции проявились – как и почему изменилось соотношение потребления и доходов от "голоса" и данных за последние несколько лет? Как это изменится в ближайшие несколько лет?

В течение последних нескольких лет доходы от голосовых услуг снижаются на 3-4% ежегодно. И это общемировой тренд. Активное развитие 4G (а в будущем и 5G) только усиливают его.

При этом голосовые услуги изменились радикально не только с точки зрения их значимости для телеком-бизнеса, но и технологически – благодаря активному развитию технологий VoLTE, VoWiFi и популярности мессенджеров, даже в сетях мобильных операторов - это просто один из видов трафика.

По сути, в нашей стратегии уже сейчас голос перестает быть отдельной тарифицируемой услугой, а скорее рассматривается как бесплатное дополнение в комплексном пакете услуг. Сеть единая и потому все услуги продаются комплексно, включая "голос", дату, трафик на определенные ресурсы и подписки на контент.

Какова ситуация с международным интерконнектом? Насколько ваши - оператора - позиции защищены на международной арене? Есть ли перекосы в ставках с международными операторами? Как вы это решаете?

С международным интерконнектом действительно есть определенная проблема в регулировании.

Еще в 2016 году НКРСИ урегулировала расчетную таксу на международный интерконнект, установив ее на уровне 10 евроцентов с 01.01.2017 года. При этом для иностранных и, в частности, европейских операторов такая такса на украинское направление не является установленной нормативно.

То есть мы оказались в дискриминационном положении по сравнению с иностранными партнерами. От этого теряем мы – в доходах от межоператорских операций, и государство – от недополучения налоговых поступлений и уменьшения объема валютных поступлений в Украину.

Мы уверены, что соответствующее регулирование должно быть или пересмотрено и отменено. Или, по крайней мере, симметричным для иностранных партнеров украинских операторов. Мы неоднократно инициировали диалог с НКРСИ по этому поводу и надеемся, что будем услышаны, поскольку борьба с фродом ("мошеничества"; цель введенного в 2017 году регулирование) может быть не менее эффективной и без установления дискриминационных расчетных такс для украинских операторов подвижной (мобильной) связи. Уменьшение валютных и налоговых поступлений все равно не выгодно ни государству, ни нам.

Позиция "Киевстара" 

На вопросы UBR.ua ответил также директор по маркетингу "Киевстара" Павел Даниман.

"Киевстар" аргументировал свое сопротивление снижению ставок тем, что уменьшатся доходы и, соответственно, отчисления в бюджет. Как ваша компания будет компенсировать эти потери?

Снижение ставки до 10 коп/мин – компромиссное решение для рынка, поскольку регулятор ранее планировал установить ставку 8 коп за минуту с октября 2020 года.

Рынок потеряет часть дохода от завершения трафика, но мы не намерены компенсировать это за счет абонентов. Доходы от услуги передачи данных растут быстрее, чем от голоса.

Под лозунгом 4G-"справедливости". Киевстар ограничит мобильный интернет

Что вообще происходит с рынком сотовой голосовой связи? Какую долю он занимает в доходах? Как эта доля изменилась за последние несколько лет? Насколько на это повлияло на развитие 3G/4G? Какие тенденции проявились - как изменилось и почему – соотношение потребления/доходы от голоса и данных за последние несколько лет? Как это изменится в ближайшего несколько лет?

Во втором квартале 2020 года мобильный интернет принес "Киевстару" почти 60% дохода от мобильной связи, тогда как год – менее 50%. Хотя потребление голосовых услуг остается на высоком уровне и даже немного увеличилось во время карантина, мобильная передача данных – наиболее быстрорастущая услуга. Так, среднее потребление мегабайтов на абонента увеличилось на 54%. Что важно – 69% дата-трафика используется в сети 4G, а среднее потребление на абонента 4G – более 9 ГБ.

Чем больше "Киевстар" строит и развивает сети 4G, тем больше абонентов начинают пользоваться мобильным интернетом. Во втором квартале количество таких абонентов почти достигло 16 млн и продолжает расти.

"Киевстар" старается стимулировать потребление интернета. Так, в октябре 2020-го мы предложили доступ в Instagram без тарификации трафика. Еще раньше дали абонентам ряда тарифных планов возможность получать вдвое больше интернета и минут на другие сети без изменений абонплаты. Такие предложения формируют у абонентов доверие к услуге. И это особенно важно для жителей небольших населенных пунктов.

Так, если раньше разница в потребление 4G трафика на абонента составляла +72% в пользу городского населения, то в 2020-ом разрыв сократился до 17%. "Киевстар" будет ускорять развитие новых мобильных технологий, чтобы общение клиентов переходило в мессенджеры, социальные сети, другие современные формы коммуникаций.

Когда подешевеет связь. Правительство собралось изменить налогообложение мобильных операторов

Какова ситуация с международным интерконнектом? Насколько ваши - оператора - позиции защищены на международной арене? Если НКРСИ защищает ваши интересы, то как именно? Есть ли перекосы в ставках с международными операторами? Как вы это решаете?

В 2016 году регулятор установил ставку за завершение международного трафика на сетях украинских мобильных операторов в размере 10 евроцентов за минуту. До этого эта ставка не регулировалась. Ранее путем переговоров с зарубежными партнерами украинские телеком-операторы приходили к приемлемому для обеих сторон уровню цен. Теперь такой возможности нет. И вот что получилось:

  • зарубежные операторы завышают ставки доступа для абонентов из Украины, и мы не можем им адекватно ответить. Такса за доступ на сети зарубежных операторов для украинских абонентов – 25 евроцентов/минута, а с некоторыми странами превышает 35 евроцентов/минута. А Украине они платят за трафик из своих сетей по 10 евроцентов/минута;
  • из-за снижения ставки интерконнекта рынок Украины за три года недополучил около 500 млн грн дохода. Платежный баланс смещается в сторону зарубежных рынков;
  • при этом трафик со стороны зарубежных сетей с высокими ставками доступа – не вырос.

С теми зарубежными операторами, которые готовы развивать трафик с Украиной, мы успешно договариваемся и без дополнительного регулирования.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мобильные операторы vodafone регулятор нкрси киевстар интерконнект ставка интерконнекта
Просмотров: 5214