Украинский рынок сотовой связи сформировался уже давно и за последние несколько лет не переживал потрясений. Считается, что за прошедшее десятилетие телеком-индустрия значительно уступила в инвестиционной привлекательности. На слуху все чаще стартапы, соревнующиеся, кто быстрее получит статус "единорога" - компании с капитализацией более $1 млрд.

Но за последние несколько лет можно было наблюдать стремительное развитие новичка на втором по величине (после Китая) рынке мира – в Индии.

Бесплатный мобильный интернет как способ захвата рынка

Об операторе Reliance Jio мир услышал в 2016 году. Тогда Мукеш Амбани, шестой богатейший человек мира с состоянием около $72 млрд, решил раздать всем соотечественникам 4G. Возглавляемая им Reliance Group вывела на местный рынок нового игрока.

$38 млн на кибербезопасность. Куда пойдут деньги – интервью с замглавы Минцифры

На то время сотовый рынок Индии с населением 1,3 млрд был сильно фрагментированным. Но за истекшие четыре года число мобильных операторов сократилось с 14 до 4. Естественно, благодаря Jio, сумевшему набрать абонентскую базу в 400 млн.

За восемь недель лета 2020 года Reliance Jio продал почти 33% своих акций, выручив $20 млрд. В очередь инвесторов выстроились такие "тяжеловесы", как Facebook, Google, Intel Capital, Qualcomm Ventures и еще ряд фондов из США и ОАЭ. В результате компания полностью рассчиталась с долгами за создание 4G-сети, охватившей 99% населения Индии.

Бесплатные звонки навсегда

Бен Томпсон, американский бизнес-аналитик и автор блога Stratechery, отметил изначальное существенное отличие Jio от прочих телеком-операторов. Если последние основу своей деятельности видели в передаче голосовых вызовов, то Мукеш Амбани сделал ставку исключительно на мобильный интернет. А голосовые звонки новый оператор обрабатывал так же, как и прочие данные. То есть пропускная способность такой сети была практически бесконечной.

Jio потратил $32 млрд на то, чтобы охватить своей сетью всю страну. Затем предоставил бесплатно на три месяца и "голос", и данные. По прошествии акционного периода голосовые звонки так и остались бесплатными.

История успеха Мукеш Амбани: как развивался индийский оператор Jio - фото 2

Эксперты выделили важные отличия поведения Jio по сравнению с другими крупными мировыми игроками.

Во-первых, Jio самостоятельно создал огромную часть своего целевого рынка. Verizon в США или NTT DoCoMo в Японии стремились предлагать услуги в дополнение к конкурентному рынку телекоммуникаций. А вот Jio стал единственным вариантом для огромного числа индусов (а для тех, у кого были варианты, Jio был намного дешевле из-за своей IP-сети).

Киевстар внедрит поддержку виртуальных SIM-карт

Во-вторых, вместо того, чтобы пытаться конкурировать с такими компаниями, как Facebook или Google, которые уже имеют крупную долю на рынке в Индии, Jio сотрудничает с ними.

Уроки Jio для Украины и других рынков

Все опрошенные UBR.ua телеком-эксперты без сомнения слышали о Reliance Jio, но их мнения по поводу этого оператора разделились.

"Бизнес-успех очень сомнителен: оператор построен на преференции олигарху в выделении частотного ресурса. В итоге ни один оператор не смог конкурировать по частотам и емкости сети с Jio. Такие истории вполне возможны на рынках закрытых, с непрозрачным доступом к лицензии и регулированию: Китай, Россия и т. п. Брать бизнес-модель Jio за пример в бизнесе, когда ты тратишь миллиарды на лицензии и стройку и должен их окупать – нереально", – заявил UBR.ua один из высокопоставленных представителей телеком-отрасли на условиях анонимности.

В Индии изначально "очень стихийно" были розданы радиочастоты, заявил в комментарии UBR.ua экс-гендиректор Beeline (РФ) Василь Лацанич (занимал руководящие посты в МТС как в Украине, так и в РФ). С точки зрения распределения спектра, "ни один оператор не мог нормально работать", подчеркнул он. Причем несмотря на присутствие мощных игроков, как международных (Vodafone или Telenor), так и местных (Tata).

На 2016 год, отметил Василь Лацанич, состояние Мукеши Амбани оценивалось в $24 млрд. "Чтобы в Индии заработать какой-либо капитал, нужны связи. Если человек заработал такой фантастический капитал, значит, связи у него тоже фантастические", – констатировал он. Отметив при этом, что не все решали деньги. Нужны были "правильный" набор частот и ряд успешных M&A-сделок (слияний и поглощений).

Этими возможностями Мукеши Амбани воспользовался прекрасно, а не так, как "олигархи в Украине при приватизации", подчеркнул Василь Лацанич. Индийский бизнесмен, отметил эксперт, набрал блестящую команду, перед которой поставил задачу – создать не просто продукт для зарабатывания денег, а что-то, что "разорвет и переформатирует рынок".

MNP – не менять. Киевстар выступил против упрощения услуги по переносу номеров

Оператор представил много привлекательных сервисов, причем вначале они были бесплатны. "И люди на это клюнули", – рассказал Лацанич. По его словам, решающую роль сыграли медиауслуги, так как видео- и аудиоконтент очень популярен в Индии.

По истечении акционного периода Jio не просто ввел абонплату. Компания предложила дополнительные сервисы, за которые уже нужно было платить. Поэтому, считает Лацанич, любому оператору мира стоит детально изучать опыт этой компании, особенно – в медиа, видео и кино.

Эрик Франке, возглавлявший UMC (теперь – "Vodafone Украина") и работавший в МТС (РФ), уверен, что Jio добился успеха благодаря нескольким вещам. Это – консолидация, мощная цифровая платформа, ориентация на облачные коммуникации и социальные сети.

История успеха Мукеш Амбани: как развивался индийский оператор Jio - фото 3

По его мнению, этот оператор стал иллюстрацией тенденции ближайшего и среднесрочного будущего: телеком-рынок все меньше зависит от средств связи и все больше сосредоточен на контенте. "Jio является хорошим примером оператора, который работает с Cloud Communication. Выбросьте свою SIM-карту, воспользуйтесь услугой, которую вы можете загрузить на свое устройство связи!" – подытожил он в комментарии для UBR.ua.

Экс-президент "Киевстара" Петр Чернышов отметил, что Jio все равно остался "трубой", но – созданной по самой новой технологии. Поэтому сеть компании очень дешевая в эксплуатации и может давать суперцены потребителям. "За счет этого и выигрывают! Ну и менеджмент у них эффективный – в отличие от других операторов в Индии", – подчеркнул он.

Без пластика. Vodafone начал продажу еSIM

UBR.ua обратился с вопросом "Удалось ли Jio перестать быть просто "трубой"?" и к действующим украинским операторам. Константин Вечер, директор по развитию "Киевстара" на корпоративном рынке, считает, что у "старого" телекома, который делал ставку на голосовые услуги, перспектив роста нет.

"Мобильные операторы ищут новые источники доходов. Для бизнес-клиентов – это направления Big Data, индустриальный IoТ ("интернет вещей" – ред.), облачные проекты. Для конечного потребителя – мобильные финансовые сервисы, а именно оплата услуг и товаров с мобильного счета, и решения в области E-Health для онлайн-консультаций врача с пациентом", – поделился Константин Вечер своими наблюдениями.

По его словам, "Киевстар" активно развивает эти сервисы, как самостоятельно, так и в партнерстве с крупными IT-компаниями, например – с Microsoft. "Но нельзя недооценивать и важность "трубы", – убежден Константин Вечер, – Это основа для диджитализации и появления множества новых сервисов как для массового пользователя, так и для бизнес-клиентов. Притом очень важно, чтобы скорость интернета в "трубе" была максимально высокой".

Особенно сильно в "Киевстаре" это "прочувствовали" после начала карантина, когда люди вынуждены были оставаться дома, но продолжали вести активную жизнь. Предприниматели, используя интернет, смогли наладить удаленную работу своих сотрудников при помощи инструментов для дистанционной работы.

"Труба" позволяет дать клиенту больше – создать множество сервисов на базе интернет- и облачных технологий, которые позволяют людям и бизнесу быть более гибкими, свободнее управлять своим временем, ресурсами, не зависеть от физического офиса. И чем больше таких сервисов подключено, тем шире возможности пользователя", – подытожил директор по развитию "Киевстара" на корпоративном рынке.

Примеры медиасервисов Reliance Jio

Приставка Jio: агрегация контента, голосовой поиск и другое

Jio Set Top Box предоставляет видеоконтент от более чем десятка провайдеров. Пользователи могут осуществлять голосовой поиск по жанрам, актерам, настроению и другим категориям.

Обойдутся без Google Pay. Когда и как в смартфонах Huawei заработает NFC-оплата в Украине

Jio Glass: отображение возможностей

Компания представила свои очки дополненной реальности весом 75 грамм. Гаджет поддерживает 25 приложений, персонализированный звук, кабель для подключения к смартфонам, голографический вызов и показ презентаций.

Jio Meet: онлайн-сотрудничество

Jio Meet - это онлайн-платформа для встреч. Платформа не предлагает ограничений по количеству участников и продолжительности разговора.

Jio Mart: оцифровка розничной торговли

Jio Mart - это модель O2O (онлайн и офлайн), которая намерена напрямую связывать местные продуктовые магазины с потребителями.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: оператор индия телеком инвестиции рынок сотовая связь
Просмотров: 619