Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ) намерена упростить процедуру по смене мобильного оператора с сохранением номера (MNP).

MNP – не менять. Киевстар выступил против упрощения услуги по переносу номеров

Нововведения, предложенные НКРСИ для усовершенствования MNP:

  • сокращение процедуры по переносу номера из одной сети в другую с 3 рабочих дней до 2 рабочих дней;
  • уменьшение срока, необходимого оператору-донору для разрешения портации (перехода) с момента получения заявки от пользователя – с 8 часов до 4 часов;
  • портация юридических лиц – по ЕГРПОУ, а ФЛП– по ИНН;
  • возможность отключения звукового оповещения при звонке на перенесенный номер;
  • возможность переноса обезличенного абонента.

Именно последний пункт вызвал резкую критику крупнейших игроков рынка и ряда экспертов. Об этом они заявили во время круглого стола "Последствия и риски изменений в регулировании услуги переноса мобильных номеров", состоявшегося 29 июля.

Насколько популярна услуга MNP в Украине

По данным директора по маркетингу "Киевстара" Павла Данимана, за год работы данного сервиса в Украине им воспользовались всего около 0,1% абонентов.

"У абонентов уже есть выбор, они давно определились с оператором, каким они хотят пользоваться", – подчеркнул он. Отметив при этом, что компания провела опрос среди своих абонентов, и никто не жаловался на существующую процедуру.

Охота за перебежчиками. lifecell запустил тарифы для MNP-абонентов

Начальник отдела проектно-аналитической работы Vodafone Людмила Цейтлина предположила, что основная проблема MNP в том, что она не была внедрена своевременно. Она отметила, что услуга смены оператора с сохранением номера совсем не сложная. Но если ее упростить, как предложила НКРСИ, то это повысит риск мошенничества. Например, мошенники могут предоставлять фейковые паспортные данные, которые они раздобыли именно для "угона" мобильных номеров при MNP.

Менеджер по регуляторной стратегии lifecell Гнат Сергута не согласился с утверждениями коллег по рынку о том, что процедура MNP – простая и удобная. По данным этого оператора, перед запуском данной услуги в мае 2019 желающих перейти в сеть lifecell насчитывалось около 150 тыс. Из этого числа воспользоваться новым сервисом смогла лишь пятая часть, приблизительно 30 тыс.

Он также отверг аргументы о риске мошенничества при MNP, а вот при замене SIM-карты – действительно есть проблемы.

Какие риски при мошенничестве с SIM-картами

По данным Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА, если мошенникам удается "угнать" SIM-карту, то потери жертвы в среднем составляют 6,2 тыс. грн. Директор ЕМА Александр Карпов отметил, что по сравнению с 2018 годом эта сумма выросла на 170%.

Ассоциация совместно с банками оценила ущерб от преступлений, связанных с заменой SIM-карт. За 2019 год он составил 330 млн грн, и таких случаев зафиксировано более 60 тыс. В случае упрощения процедуры MNP, отмечает Александр Карпов, мошенники ворвутся в открытые двери и будут ломать цифровую идентичность пользователей.

Проблемы с MNP. Абоненты не могут принимать входящие вызовы после переноса номера

"На общественных слушаниях я сказал, что я не хочу никого обвинять, но если норматив в таком виде будет принят, то мы будем судиться с комиссией", – заявил он о намерении подать в суд на НКРСИ, если та упростит процедуру MNP в соответствии с ранее заявленными планами.

Почему нужно изменить порядок MNP

Заместитель директора департамента связи НКРСИ Григорий Гриша сообщил, что всего 61% заявок на смену оператора завершались успешно. При этом среди отказов в 54% случаев отрицательный ответ исходил от операторов-доноров. По его мнению, низкий спрос на MNP связан со сложным и затратным процессом действующей процедуры. Ее упрощение позволит сделать процесс идентификации пользователя более легким и удобным для абонентов.

"Ничего удивительного, что интереса к услуге MNP в Украине нет", – отметила в комментарии UBR.ua эксперт в сфере цифровой экономики Елена Минич. По ее мнению, есть несколько причин такому положению дел.

Во-первых, наша страна опоздала с внедрением данной услуги. Во-вторых – ценность номера для клиента. Это важно для корпоративного сегмента, например, для владельцев бизнесов. А также для редких индивидуальных контрактных абонентов.

Тарифы, отмена. Телеком-регулятор отказался от своего решения по интерконнекту

"Поведение клиентов в отношении номеров, их значимости и важности формировалось с помощью тех же операторов на протяжении последних 15 лет. Когда SIM-карты "разбрасывают с вертолета тонким слоем по всей территории"– это я имею в виду миллионы SIM-карт, выброшенных в бесплатную раздачу на рынок от "Киевстара" и МТС (сейчас – Vodafone), то люди привыкли часто менять номера и не видят в этом проблемы", – подчеркнула она.

Наконец, в-третьих – легкость использования услуги. Елена Минич отметила, что некоторые операторы "будут сопротивляться до последнего, создавая технические и административные барьеры".

В качестве примера успешного функционирования MNP она привела Чехию. Если у абонента нет задолженности по оплатам и долгосрочного контракта с оператором, то можно просто послать SMS на служебный номер.

"В ответ придет номер-идентификатор для активации новой SIM-карты у другого оператора с вашим старым номером. И работает это 24/7. Операторы это все могут сделать, но не хотят", – подытожила эксперт в сфере цифровой экономики.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: mnp mnp-услуга услуга mnp перенос номера перенос номеров мобильная связь нкрси мошенничество
Просмотров: 1227