Лидер мобильного рынка Украины, "Киевстар", объявил о планах превратиться в IT-компанию. Об этом заявил президент компании Александр Комаров.

Первая встреча топ-менеджмента "Киевстара" с прессой в 2020 году состоялась 8 октября и принесла много новостей. Редакция UBR.ua составила перечень самых важных.

Голос – бесплатное дополнение. Vodafone и Киевстар рассказали о будущем мобильной связи

Как "Киевстар" превратится в IT-компанию

"Наше видение – это трансформация "Киевстара" в современную диджитал IT-компанию, которая способна разрабатывать собственные продукты, которая способна коммерциализировать партнерские продукты на своей сети достаточно успешно", – заявил Александр Комаров о планах по превращению возглавляемого им телеком-оператора.

По его словам, на конец 2018 года в диджитал-отделе компании было 50 человек, из них только шесть разработчиков. На конец 2020-го число первых составит 120, а вторых – 70. "И в моем понимании – это начало…", – подчеркнул глава компании. Он рассказал, что штатные программисты будут "переписывать" систему "Мой Киевстар" и другой софт.

"Мы не хотим брать подрядчиков, мы понимаем, что мы гораздо оперативней можем работать, если ведем эти проекты самостоятельно", – отметил Александр Комаров.

В Украине "очень напряженный рынок труда" и "Киевстару" приходится "бороться за таланты, особенно – квалифицированные таланты". Более того, еще сильнее приходится соревноваться за привлечение IT-талантов.

По словам Александра Комарова, в Украине есть сумасшедший предпринимательский потенциал, который компания "не пускала" к себе по ряду причин. Он упомянул об акселераторе, когда отобрали несколько идей, но "задушили своей бюрократией и нерасторопностью".

Под лозунгом 4G-"справедливости". Киевстар ограничит мобильный интернет

Поэтому у "Киевстара" появилась концепция "открытого оператора". Александр Комаров привел в пример открытый API банка, который позволяет обмениваться информацией о клиентах в обезличенном виде. С точки зрения мобильной связи это означает:

  • технологическую возможность подключиться к "Киевстару";
  • наличие IT-песочницы, где можно "играться" различными инструментами, включая Big Data.

"Очень хочется подвинуть "Киевстар" в эту сторону", – заявил Александр Комаров. В следующие шесть месяцев компания готова запустить пилотные проекты. Их цель – найти бизнес-модели сотрудничества и продукты, которые были бы интересны пользователям этого мобильного оператора.

Условно, если у стартапа есть бизнес-идея, то он получит возможность за один день протестировать ее "на том инвентаре, который есть у "Киевстара", объяснил топ-менеджер.

Где появится 4G от "Киевстара" до конца 2020 года

"Киевстар стремится закончить этот (2020-й – ред.) год с покрытием 85% по населению", – отметил Комаров. Это 14 тыс. населенных пунктов, тогда как охват 75% украинцев – это всего 6 тыс. городов, сел и поселков городского типа. Вклад в достижение этого показателя LTE900 – не менее 3,2 тыс. н.п.

Несмотря на карантинные ограничения, "Киевстар" будет открывать новые розничные монобрендовые магазины, особенно в небольших населенных пунктах. "Вплоть до райцентров", – отметил Александр Комаров. При этом, спрогнозировал он, в будущем "сотрудник с планшетом" сможет предложить все сервисы, какие есть в современном магазине.

Абонентам станет сложнее получать мобильный контент. Зато меньше спама

Какой ущерб нанес коронавирус мобильной связи Украины

По оценкам Александра Комарова, индустрия мобильной связи из-за COVID-19 недополучит около 3 млрд грн в 2020 году. "Основной удар – это роуминг. Более того – удар сильный, потому что это валютная выручка", – подчеркнул Александр Комаров. Отметив при этом, что падение доходов от этого вида деятельности достигло 60-70%.

Несмотря на это, отрасль вырастет по итогам года больше чем на 10%. Основные факторы позитивной динамики:

  • рост потребления мобильного интернета;
  • увеличение проникновения смартфонов;
  • рост числа пользователей с 4G-телефонами, которые подключаются к LTE.

"Темпы роста в прошлом году (отрасли мобильной связи – ред.) были рекордными. Я думаю, что Украина была одной из самых быстрорастущих стран с точки зрения роста потребления услуг мобильной связи… Мы выросли на рекордные 18%. Это дает нам инвестиционную уверенность", – заверил президент "Киевстара".

Пандемия коронавирусной инфекции "практически не повлияла" на планы компании. В "Киевстаре" рассчитывают в 2021-ом сохранить доходы на уровне текущего года.

Никакой сенсации, или Недосделка на $500 млн. О чем договорились Минцифры и Microsoft

По словам президента "Киевстара", в период карантина "люди переоценили значение связи в своей жизни". Например, "очень сильно" вырос объем голосовых звонков за время пандемии. И это при том, что "Киевстар" и так №1 в Европе по потреблению "голоса", подчеркнул Александр Комаров.

В компании привели данные за второй квартал 2020 и 2019 гг. Если годом ранее пользователи "Киевстара" в среднем "выговаривали" по 571,1 мин/мес., то за апрель-июнь 2020-го потребление "голоса" увеличилось на 12% – до 641 мин/мес. В Европе этот показатель чуть ли не в два раза ниже – 331,2 мин/мес.

Среднемесячное потребление мобильного интернета в расчете на одного абонента у "Киевстара" (5 ГБ) на 52% ниже, чем в ЕС (10,5 ГБ). И это при том, что у лидера украинского сотового рынка годом ранее было 3,3 ГБ/аб.

Александр Комаров отметил, что если взять только 4G-интернет, то показатель будет уже 8-9 ГБ на одного пользователя в месяц. Такое расхождение он объяснил тем, что еще очень большая часть абонентов подключаются к 3G, а не к "четвертому поколению".

Мобильные операторы и провайдеры будут работать по новым правилам. К чему готовиться украинцам

За время карантина совокупная абонентская база мобильных операторов снизилась на 600 тыс. Это произошло из-за того, объяснил Александр Комаров, что люди полтора-два месяца "сидели дома". Это сильно ограничило бизнес-активность, пользователи подключались к домашнему Wi-Fi и потребность в мобильном доступе у кого-то отпала.

По состоянию на начало октября в "Киевстаре" зафиксировали востановление абонбазы. "Мы практически выходим на докарантинные показатели", – отметил президент компании.

Главные ожидания мобильных операторов от правительства

По словам Александра Комарова, на встрече премьер-министра Дениса Шмыгаля со всеми мобильными операторами в начале октября поднимался ряд важных вопросов. Главное, чего ждут от правительства участники рынка – прозрачных и неизменных правил игры.

В правительстве понимают, что мобильная индустрия – одна из самых "прозрачных" в стране. Ее назвали "хребтом" в построении "цифрового государства".

Только "Киевстар" в 2019-ом заплатил 8 млрд грн налогов. Это – 14-е место среди крупнейших налогоплательщиков страны и почти 50% всех налогов телеком-рынка.

Операторы выдвинули три постулата. Первый – не менять правила игры. Правда, "это не украинская история", отметил Александр Комаров. И напомнил, что через несколько месяцев после смены правительства снова возник вопрос по уменьшению ставки интерконнекта.

Налог на Android. Как рынок отреагировал на планы Google взимать комиссию в 30%

Напомним, что первую попытку снизить оптовый межоператорский тариф за доступ на сети друг друга, предпринятую Нацкомиссиией по регулированию связи и информатизации, "Киевстар" заблокировал.

Кроме этого, отметил Александр Комаров, появились очень популистические законопроекты, например, по регулированию контента. "Масса всяких инициатив, некоторые вообще угрожающие", – отметил он. В качестве примера глава "Киевстара" привел заокнопроект об усилении мониторинга в телеком-сетях и необходимости хранить дата-сессии 12 месяцев. "Это в принципе можно выключать свет, закрывать дверь и уходить", – описал вероятное развитие событий Александр Комаров в случае принятия такого закона.

Второй постулат – помочь с доступом к инфраструктуре. "Текущее законодательство не работает", – подчеркнул президент "Киевстара".

Неспособность быстро строить пассивную инфраструктуру (базовые станции – ред.), подводить к ней электроэнергию – это сильный сдерживающий фактор в развитии, посетовал Александр Комаров. От этой деятельности зависит 70% успешности любого мобильного оператора.

Ежегодно из-за радиофобии или сопротивления на местах оператору приходится переносить 20-30 базовых станций (БС). По этой же причине еще больше БС "Киевстар" не может построить.

4G в Киевской области. Когда будет полное покрытие и не помешает ли радиофобия

Третий – партнерство с правительством. Если надо ускорить мобильное покрытие дорог, то инвестиции государства в пассивную инфраструктуру на уровне 1 млрд грн в течение нескольких лет Александр Комаров назвал "не очень большими деньгами". Более того, отметил он, операторы смогут вернуть эти инвестиции.

Налогообложение в отрасли мобильной связи Александр Комаров оценил как "высокое". При этом он не надеется, что оно снизится – ведь правительство испытывает "давление на бюджет, на источники его наполнения". "Но я бы хотел, чтобы оно хотя бы не росло. Вот это уже будет определенное достижение", – подчеркнул Александр Комаров.

В перспективе хорошо бы было распределить часть такой высокой налоговой нагрузки в фонд развития отрасли – "это нормальная цивилизованная практика". В течение ближайших пяти лет хотелось бы начать двигаться в этом направлении, отметил президент "Киевстара".

Укртелеком vs lifecell. Почему операторы заблокировали трафик друг друга

Когда в Украине появится 5G

Александр Комаров заявил, что не верит в вероятность появления в нашей стране "пятого поколения" мобильной связи в коммерческой эксплуатации в 2021 году. По его мнению, оптимально это может произойти в 2022-2023 году.

Он объяснил, что проникновение 5G-устройств среди украинских потребителей очень низкое. Еще одна причина – пока не исчерпан потенциал "четвертого поколения".

Директор по планированию и управлению качеством сетей "Киевстара" Василий Пантов рассказал об эксперименте по использованию Carrier Aggregation. Это объединение всех радиочастот для получения максимальной скорости передачи данных. При объединении полос 2600+1800+900 МГц специалисты оператора зафиксировали скорость до 800 Мбит/с.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: киевстар карантин потери оператор программное обеспечение клиенты александр комаров мобильная связь
Просмотров: 2308