С 1 декабря 2021 года упростится процедура перехода от одного мобильного оператора Украины к другому с сохранением номера (Mobile Number Portability, MNP). Такое решение приняла Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ).

На своем заседании 9 февраля телеком-регулятор сообщил, что обсуждение нового порядка MNP завершилось 27 января. В нем, заявил директор департамента связи НКРСИ Иван Хохотва, приняли все заинтересованные стороны.

Киевстар и MNP. Лидер сотового рынка против упрощения переноса номеров

По его словам, изменения в предоставлении данной услуги направлены на:

  • удовлетворение спроса потребителей;
  • упрощение порядка подачи заявлений на перенос номера;
  • усовершенствование процесса по идентификации абонентов;
  • внедрение принципа "единого окна";
  • обеспечение регистрации пожелавших воспользоваться MNP абонентов у оператора-получателя;
  • уменьшение срока, необходимого на перенос номера, до одного рабочего дня с момента подачи заявления (сейчас – три рабочих дня).

"Реализация таких изменений будет благоприятствовать росту конкуренции среди операторов и будет содействовать развитию и модернизации телекоммуникационных сетей с целью увеличения объемов услуг и повышения их качества для привлечения новых или удержания существующих абонентов", – отметил Иван Хохотва.

Он также добавил, что если раньше "по статистике, каждая пятая заявка на MNP была отклонена, то на сегодня – уже каждая третья".

"Мы видим тенденцию увеличения отказов операторов в предоставлении такой услуги", – аргументировал представитель НКРСИ необходимость изменений.

Спор Киевстара и регулятора

Советник по регуляторным вопросам и цифровым технологиям "Киевстара" Александр Лоза во время заседания НКРСИ выразил одно предостережение. Оно касалось пункта о фиксации в реальном времени "голосового" согласия потребителя на перенос номера.

Согласно мнению представителя компании, операторам придется искать "дополнительные ресурсы" для хранения подобных записей. Например, нужны будут дополнительные мощности дата-центров.

"Считаем, что внесение таких серьезных изменений в механику реализации этой услуги требует дополнительного согласования с рынком", – подчеркнул Александр Лоза.

Он также отметил еще один момент, касающийся сроков внедрения нового порядка MNP. Ранее "Киевстар" предоставил свои расчеты – компании потребовалось бы 14 месяцев, Vodafone – 12 месяцев, lifecell – полгода. Это соизмеримо с размерами абонентских баз. Но как "среднее арифметическое" можно было бы установить срок – один год.

Стоимость мобильной связи в 2021-м. Операторы рассказали о планах по оптимизации пакетов услуг

Однако, отметили Лоза, НКРСИ задекларировала дату – 1 декабря текущего года, а это уже "меньше десяти месяцев". Ведь новый порядок MNP пока не принят и вообще неизвестно, когда вступит в силу. Также пока неясна его окончательная редакция.

Поэтому советник "Киевстара" попросил отложить вопрос и учесть комментарии крупнейшего телеком-оператора.

В ответ член НКРСИ Владимир Гресько удивился, почему представитель "Киевстара" вообще не упоминал о риске мошенничества, который, как раньше заявляла компания, увеличится, если упростить MNP.

"Возможно потому, что общество поняло, что это манипуляция фактами. Органы власти разберутся рано или поздно, что безопасность государства не зависит от услуги переноса номеров, а в большей степени зависит от большого количества обезличенных абонентов, их у нас более 90%", – заявил он.

По его словам, аргументы "Киевстара" – это "очередная попытка воспротивиться упрощению процедуры MNP", и добавил, что операторам не нужны какие-то дополнительные сроки, "ни год, ни полтора", чтобы расширить уже существующие возможности колл-центров.

"Это можно сделать за несколько месяцев", – уверен Владимир Гресько.

Он подчеркнул, что никаких оснований для продления общественного обсуждения нет. НКРСИ рассмотрела все замечания и "аргументированно отклонила" только те, которые не соответствуют европейской практике MNP и защите прав потребителей.

"Вопрос мошенничества, наверное, еще будет подниматься на других площадках согласования этого проекта. Не снялся вопрос мошенничества с помощью переадресации звонков. Ни одного ответа мы не имеем, каким образом будут переноситься М2М-номера (сети банкоматов и т. д.), на которые позвонить нельзя просто физически", – парировал Александр Лоза критику одного из членов телеком-регулятора.

После обсуждения председатель НКРСИ Александр Животовский вынес вопрос на голосование и комиссия единогласно, всеми пятью голосами поддержала новый порядок MNP. Он должен вступить в силу с 1 декабря этого года.

Но документ еще нужно завизировать в Министерстве юстиции. Именно на этом этапе "Киевстар" заблокировал решение НКРСИ о снижении ставки межоператорских тарифов на завершение голосовых звонков (интерконнект).

Опасаются роста числа жалоб

За упрощение порядка MNP неоднократно выступал самый маленький представитель "большой тройки" – lifecell.

"Процедура, предложенная НКРСИ, принесет реальную свободу абоненту. Она безопасна и не увеличивает риски для финансовых номеров абонентов, а указанные сроки достаточны для ее внедрения", – заявили UBR.ua в пресс-службе "желтого" оператора.

В то же время, чем больше оператор, тем осторожнее он высказывал свое отношение к инициативе НКРСИ.

Где в Украине самое лучшее покрытие мобильной связи – обнародовали карту

Vodafone заявил, что расчет периода внедрения нового порядка (компания настаивала, что нужно не менее года) основан на совокупности множества факторов.

Это и предварительная оценка работ подрядчиками, и время, необходимое на проведение тендерных процедур, и подписание контрактов, а также размер абонентской базы, который влияет на нагрузку систем.

"Учитывая опыт внедрения MNP в 2019 году и то, что процесс не замкнут внутри одной компании, не ограничивается одним оператором, а предполагает большое количество участников, в озвученные сроки мы вкладываем время на обязательное проведение качественного тестирования и возможные форс-мажоры", – прокомментировали UBR.ua в пресс-службе Vodafone.

Как заметили нам в "Киевстаре", размер абонентской базы является не единственным фактором, который влияет на сроки внедрения новаций.

"Любые работы требуют разумного времени реализации, поскольку от этого зависит корректная работа услуг связи для всех абонентов", – заявил UBR.ua директор по регуляторному обеспечению "Киевстара" Александр Когут.

В качестве примера он привел "поспешный запуск услуги MNP в мае 2019 без должного времени на тестирование". Это, по его словам, привело к проблемам во взаимодействии между оборудованием операторов и центральной базой данных, что вызвало жалобы абонентов.

"Наша оценка срока реализации предложенных регулятором изменений в механизме MNP основывается на выводах специалистов и данных, полученных от подрядчиков. Кроме того, проект изменений окончательно еще не принят, времени для его реализации осталось меньше, чем нужно, а обоснованные предостережения рынка, правоохранительных органов и финансовых учреждений по высокой вероятности мошенничества пока не учтены", – подчеркнул Александр Когут.

Он отметил, что "изменения в регулировании должны предусматривать достаточно времени для их внедрения и не создавать угроз для потребителей".

По данным Украинского государственного центра радиочастот – администратора базы MNP – этой услугой с момента запуска воспользовались 114 тыс. раз (один абонент может не единожды сменить оператора, но не чаще одного раза в месяц).

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: mnp киевстар водафон лайфселл нкрси перенос номера услуга mnp mnp-услуга vodafone украина vodafone lifecell
Просмотров: 6728