Народные депутаты решили улучшить мониторинг качества мобильной связи. Комитет Верховной Рады (ВРУ) по вопросам цифровой трансформации рассмотрел законопроект №4465 и рекомендовал принять его за основу. Один из авторов документа, нардеп Александр Федиенко в разговоре с UBR.ua обосновал необходимость таких нормативных изменений.

"Амбициозные планы цифровизации Украины невозможно реализовать, если люди не смогут получать качественные услуги мобильной связи и широкополосного интернета", – отметил он, напомнив, что Кабмин в сентябре 2020 года принял План мероприятий по повышению качества услуг мобильной связи.

Украинским интернет-провайдерам грозят штрафы за отсутствие в реестре

По словам Федиенко, законопроект №4465 дает юридическую основу для реализации указанного плана.

Он предоставит Нацкомиссии регулирования связи и информатизации и Министерству цифровой трансформации действенные инструменты для проверки качества мобильной связи. Причем, отметил нардеп, как на определенных территориях, так и в определенных точках, на транспортных магистралях и других объектах.

Надлежащее качество мобильной связи важно не только для обеспечения потребностей потребителей, но и для национальной безопасности. "Особенно это относится к приграничным территориям и территориям, близким к линиям столкновения с оккупантами", – подчеркнул Александр Федиенко.

Мобильщики недоумевают, как их будут мониторить

В "Киевстаре" отметили, что принятие упомянутого законопроекта не влияет на обеспечение населения Украины качественной мобильной связью и широкополосным интернетом.

"Функция госмониторинга качества услуг, предложенная законопроектом №4465, уже предусмотрена в законе "Об электронных коммуникациях", – подчеркнул в комментарии UBR.ua Александр Когут, директор по регуляторному обеспечению "Киевстара".

Он обратил внимание на то, что данный базовый документ разработан в соответствии с Европейским кодексом электронных коммуникаций и в нем мониторинг качества услуг подвижной (мобильной) связи не выделен в отдельную категорию.

Сменить мобильного оператора станет проще. НКРСИ изменила порядок MNP

Этот закон предусматривает мониторинг качества всех услуг, по которым центральный орган исполнительной власти устанавливает показатели качества. В частности, имеются ввиду и фиксированная связь, и подвижная (мобильная), и доступ к сети интернет.

"По нашему мнению, на сегодня в правовом поле уже действует эффективный инструмент государственного контроля за повышением качества именно услуг подвижной (мобильной) связи", – отметил Александр Когут и сослался на закон "О радиочастотном ресурсе Украины".

В этом документе сказано, что операторы мобильной связи должны придерживаться требований, указанных в лицензионных условиях и в предоставленных им лицензиях на оказание услуг с соответствующими показателями качества.

Несоблюдение этих требований влечет за собой существенные негативные финансовые последствия для операторов в виде аннулирования лицензии или отказа в продлении срока ее действия (что вообще делает невозможным дальнейшее ведение бизнеса).

Директор по регуляторному обеспечению "Киевстара" напомнил, что операторы за лицензии 4G/LTE заплатили в 2020 году 612,4 млн грн.

У оператора также отметили, что в 2021 году, на фоне карантинных ограничений нет необходимости срочно принимать изменения к старой "нормативке" о телекоммуникациях. Ведь с 1 января вступит в действие закон "Об электронных коммуникациях".

В этом документе статья 10 уже предусматривает возможность ежегодного проведения государственных проверок операторов мобильной связи. Таким образом власть получит возможность следить за соблюдением требований лицензий и проверять показатели качества услуг.

"Поэтому еще раз подчеркиваем, что законодательство Украины уже содержит на сегодня, и на будущее, достаточно инструментов для мотивации операторов повышать качество услуг мобильной связи и для контроля за этим процессом", – отметил Александр Когут.

Стоимость мобильной связи в 2021-м: операторы рассказали, к чему готовиться и как сэкономить

По данным компании, уже 87% населения Украины может пользоваться мобильными технологиями в сети "Киевстар". В 2020 году оператор инвестировал 4,9 млрд грн – дополнительно к плате за лицензию и арендных платежей за размещение оборудования – в развитие сети 4G, новых платформ и сервисов.

Другие представители "большой мобильной тройки" Украины выразили схожее с лидером рынка мнение.

"Мы поддерживаем в целом желание государства обеспечить надлежащий контроль за качеством телекоммуникационных услуг", – заявили UBR.ua в пресс-службе Vodafone. Отметив, что целесообразно обеспечивать регулирование на базе перспективного европейского опыта, воплощенного в законе "Об электронных коммуникации".

Этот документ принят в рамках выполнения соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

"Именно над имплементацией норм этого закона надо работать сегодня всем государственным органам, представителям рынка и общественности", – подчеркнули в компании.

В lifecell также напомнили о законе "Об электронных коммуникациях", в котором предусмотрены механизмы по обеспечению мониторинга качества мобильной связи.

"Предложенные в законопроекте №4465 положения не соответствуют положениям закона "Об электронных коммуникациях". Поэтому мы не понимаем, как рынок должен готовиться к мониторингу качества мобильной связи сразу по двум законам", – заявили UBR.ua в пресс-службе lifecell.

Коллективные жалобы

Эксперт рынка сотовой связи Олег Свистун в комментарии UBR.ua заявил, что "закон нужен однозначно". Но, отметил он, операторы и сами знают, где у них есть проблемы со связью.

"У нас есть три оператора, у каждого из них есть "приоритетные" регионы для себя, там они очень активно строятся. Между тем порой забывая о регионах с малой долей абонентов", – констатировал он.

По его словам, простые пользователи могут сами проявлять инициативу и обращаться к участникам рынка с просьбами и жалобами. Например, они могут собирать подписи для коллективных обращений и это "действующий способ". А также – отправлять обоснованные жалобы в техническую поддержку.

У "Киевстара" есть полезное приложение "Мережевий експерт", рассказал Олег Свистун. Через него можно отправить жалобы на работу сети, а также ознакомиться с более реальной картой покрытия.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мобильные операторы качество связи жалобы нкрси Минцифры абоненты госконтроль мониторинг услуг
Просмотров: 673