Поменять сотового оператора Украины с сохранением номера можно будет за один день и сама процедура упростится. Такое решение приняла 17 ноября Национальная комиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ). Правда, новый порядок вступит в силу только через год – у операторов будет время основательно подготовиться.

Почему нужно изменить услугу по смене оператора с сохранением номера

Телеком-регулятор решил изменить сервис Mobile Number Portability (MNP) по ряду причин. Как сообщил директор департамента связи НКРСИ Иван Хохотва, неудовлетворенный спрос на эту услугу достигает 62%.

Скандальный меморандум. Кабмин не сдержал слово перед сотовыми операторами

Так, по состоянию на 10 ноября поступило 151,85 тыс. заявок на смену оператора. Но успешно перенесено номеров – всего 94,5 тыс. То есть "40% обращений не завершаются получением услуги" MNP. По его словам, основной источник проблем – отказ со стороны оператора-"донора" (то есть от компании, от услуг которой абонент выразил желание отказаться).

Что изменится в процедуре предоставления MNP

Директор департамента связи НКРСИ сообщил, что новый порядок предоставления услуги по переносу номера между сотовыми сетями содержит целый ряд новаций.

В частности, будет упрощена процедура подачи заявки, идентификации абонента, пожелавшего воспользоваться MNP. Телеком-регулятор также намерен внедрить принцип "единого окна". То есть пользователям достаточно будет обратиться к оператору-"реципиенту" (в сеть которого абонент выразил желание перенести номер). Одно из самых главных улучшений – сокращение процедуры по переносу номера с трех рабочих дней до одного.

Кто из операторов "за", а кто – "против" изменений в MNP

Как и раньше, самым главным противником по изменению процедуры MNP выступил крупнейший мобильный оператор. От его имени во время онлайн-заседания НКСРИ выступал ведущий советник по регуляторным вопросам и цифровым технологиям "Киевстара" Александр Лоза.

По его словам, почти все отказы со стороны оператора-"донора" происходили потому, что не совпадали данные при регистрации номера и при переносе. Как вариант решения проблемы он предложил ввести норму о предоставлении идентификационного кода для физлиц и ЕГРПОУ – для юрлиц. Это сняло бы все вопросы, уверен Александр Лоза.

Укртелеком vs lifecell. Почему операторы заблокировали трафик друг друга

Он отметил, что новый, предложенный НКРСИ порядок предоставления MNP не снижает риски, связанные с "угоном" SIM-карт. В случае с физическими лицами мошенники могут нанести значительный финансовый вред. Если же номер принадлежит должностному лицу, то могут возникнуть угрозы национальной безопасности страны.

Кроме того, заявил представитель "Киевстара", все большую популярность набирает "интернет вещей". И уже сейчас много SIM-карт используются в М2М-решениях, когда подключены различные датчики и механизмы. В данном случае получить услугу MNP при новом порядке будет невозможно, подчеркнул Александр Лоза.

Член НКРСИ Владимир Гресько отметил, что телеком-регулятор выступает "в интересах потребителей, а не машин". По его словам, в ведомство поступило много запросов о внедрении "единого окна". Поэтому все предостережения от операторов, которые направлены на сохранение существующего положения, комиссия отклонила.

В компании Vodafone Украина в комментарии для UBR.ua отметили, что порядок предоставления MNP должен быть приведен в соответствие с законом об "Об электронных коммуникации» и вступить в силу с 1 января 2022, как и этот закон.

"То есть сейчас целесообразно дождаться, пока президент подпишет этот закон, и привести процедуру предоставления услуги в соответствие с ним, вместо того чтобы разрабатывать абсолютно новую процедуру, которая требует миллионных капиталовложений и вступит в силу 01.12.2021. Уже через месяц после этого, а именно 01.01.22 начнет действовать новый закон, и соответствующая процедура в таком случае вновь потребует изменений. Также мы разделяем предостережение многих наших партнеров, поставщиков банковских и финансовых услуг, а также правоохранительных органов о переносе анонимных номеров без предварительной регистрации у оператора-донора", – заявили в Vodafone Украина.

lifecell поддерживает инициативу НКРС по упрощению процедуры MNP и воплощение принципа "единого окна", прокомментировали UBR.ua в пресс-службе компании.

Когда подешевеют мобильные звонки между сетями: регулятор утвердил план

"Сейчас абонент, желающий перенести номер, должен быть зарегистрирован, верно указать данные в заявке на перенос и пройти процедуру идентификации у нового оператора – предъявить удостоверение личности. Только потом он получит новую сим-карту, на которую будет перенесен номер. Такая процедура достаточно сложная, требует минимум трех визитов абонента в центры обслуживания операторов и часто приводит к значительному количеству отказов от оператора-донора", – объяснили в lifecell. Отметив, что новая процедура соответствует рекомендациям Евросоюза, ориентирована на удобство и скорость для потребителя. При этом обеспечиваются все необходимые меры безопасности.

По мнению директора "ТриМоб" Олега Бойко, изменения в процедурах MNP выглядят довольно логичным шагом для регулятора, учитывая полуторагодовалый опыт работы услуги.

"Влияние изменений, принятых сегодня, еще нужно изучить, но уже можно сказать, что большинство из нам известных имеют совершенствующий характер и фокус на абонента", – уверен он.

Украинцев хотят оградить от навязчивых мобильных сервисов, операторы – против

Например, отметил Олег Бойко, это и уменьшение времени переноса до одного рабочего дня; возможность переноса незарегистрированного абонента (регистрация у оператора-получателя); запись голосового сообщения абонента (для последующей возможной верификации) для подтверждения регистрации и переноса; информирование незарегистрированного абонента оператором-получателем о необходимости обращения к оператору-донору для возврата неиспользованного баланса (для этого у абонента должна быть еще активна карта базового оператора); возможность подписания договора с абонентом еще до получения подтверждения от базового оператора (сам договор вступает в силу уже после переноса).

Уже после заседания НКРСИ "Киевстар" предоставил UBR.ua расширенный комментарий по поводу предложенной редакции новой процедуры переноса номеров.

Основной угрозой нового порядка MNP, по мнению "Киевстара", является высокий риск краж абонентских номеров из-за беспрецедентного упрощения механизма услуги. Об этом "Киевстар" предупреждал на всех рабочих группах с НКРСИ по этому проекту, отметили в компании.

К сожалению, все эти замечания, так же, как и замечания Киберполиции, банковских ассоциаций, не были учтены, посетовали в "Киевстаре".

В Украине большинство абонентов получают услуги обезличенно и используют свои номера как банковские. По мнению компании, "отказ от идентификации абонента как владельца номера на стороне оператора, обслуживающего абонента на момент переноса номера, создает угрозу финансовых мошенничеств, хищения номеров абонентов и средств с банковских счетов абонентов". Кроме этого в НКРСИ обещали предложить и утвердить с операторами механизм экстренного возвращения номеров, если номер был перенесен неверно из-за мошенничества – этого так и не было сделано, подчеркнули в пресс-службе оператора.

Киевстар и Vodafone против регулятора. Приведет ли упрощение MNP к всплеску мошенничества

"По нашему мнению, услугу MNP несомненно нужно упрощать, но не всеми методами, которые предлагает НКРСИ. Киевстар исследовал рынки Европы и стран соседей касательно MNP и обнаружил, что в большинстве стран переноса обезличенных абонентов запрещено", – подчеркнули в компании.

За рубежом, по данным "Киевстара", перенос номера доступен только для зарегистрированных/контрактных абонентов. "Хотя должны подтвердить, что были исключения такие как Чехия и Португалия, там разрешена портация обезличенного абонента припейд, при условии, что абонент предварительно успешно пройдет идентификацию через цифровой канал текущего оператора и получит специальный ключ для дальнейшего прохождения процедуры", – признали в компании.

"Киевстар" отметил, что в рамках обсуждений "представил всю эту информацию и опыт других стран". А также предлагал Нацкомиссии конкретные пункты в порядке переноса номеров. Но к сожалению, комиссия их не использовала в финальной редакции, посетовали в пресс-службе крупнейшего сотового оператора.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мобильный мобильный оператор mnp нкрси перенос номера mnp-услуга услуга mnp
Просмотров: 554