Мобильные операторы все больше уделяют внимание созданию собственного программного обеспечения (ПО). lifecell, как и "Киевстар", намерен всерьез зарабатывать на "больших данных" и других новых IT-направлениях. Свои наработки мобильщики предлагают и бизнесу, в том числе, банкам. Такие IT-решения помогают узнать платежеспособность абонентов, где лучший человекопоток для размещения магазинов, а также лучше рекламировать потенциальным клиентам свои услуги.

Об этом в интервью UBR.ua рассказал директор информационных и коммуникационных технологий lifecell Альп Агкаташ.

Повышение тарифов lifecell. Как изменится абонплата и чего ждать от других операторов

Какие данные о своих абонентах lifecell продает банкам и бизнесу - фото 2

Альп Агкаташ

Какой у lifecell штат программистов?

Всего в нашей дирекции информационных и коммуникационных технологий 240 сотрудников, из них непосредственно в разработке занято около 160 человек. Это аналитики, QA, конфигураторы, разработчики, DevOps. Последние лет пять динамика количества IT-персонала возрастающая.

В каких случаях компания привлекает внешних IT-подрядчиков?

Мы выбрали для себя комбинированную модель IT- разработки. Для мобильных приложений, как правило, привлекаем внешних подрядчиков (хотя, например, приложение My lifecell – полностью наш внутренний продукт). А все остальные сервисы разрабатываем самостоятельно. И в планах на 2021 г. – расширить инхаус-разработку мобильных приложений.

Есть ли у lifecell аналог "Открытого Телекома" от Киевстара? Для чего нужна эта платформа?

Есть и давно. Мы разработали платформу API GateWay, которая дает нам возможность легкой интеграции с разными партнерами. Такая интеграция возможна даже если партнер хочет использовать свой собственный формат API, что, например, очень важно для банков.

API для SMS-рассылки у нас доступен еще с 2012 года, Viber – с 2016 г. В 2018 году добавили BiP ("фирменный" мессенджер от Turkcell, "материнской" компании lifecell – ред.), а в начале этого года – Telegram.

Уже два года как есть скоринг (кредитный, маркетинговый) – услуга, позволяющая оценить кредитоспособность целевой аудитории, ее примерный уровень дохода. Пользуется большим спросом среди банков, кредитных организаций. А также во время проведения рекламных кампаний реселлеров и производителей продуктов и товаров.

Больше года предлагаем антифродовый продукт IMSI Сheck. Это сервис проверки замены SIM-карты. Услуга популярна среди банков для лучшей верификации транзакций клиентов.

В основном банковские сервисы "привязаны" к номеру мобильного телефона клиента. Если номер обслуживается анонимно, а таких сегодня в нашей стране большинство, он становится уязвимым перед мошенническими схемами, связанными с блокировкой и перевыпуском SIM-карты. Наш сервис минимизирует риски для банков и их клиентов, позволяя определить, была ли перевыпущена SIM и когда.

Еще один антифродовый продукт – "Давность активации номера". Он используется кредитными организациями, чтобы понять, не был ли номер абонента активирован специально для получения кредита, и будет ли потенциальный клиент доступен по указанному номеру в будущем.

Укртелеком vs lifecell. Почему операторы заблокировали трафик друг друга

После запуска MNP (смена оператора с сохранением номера – ред.) в Украине мы предоставляем уникальную услугу – HLR Look up (c 2019 года). То есть у нас есть API, который позволяет определять, у какого оператора обслуживается абонент.

Это очень полезно для организации расходов на коммуникацию компании, ведь означает экономию средств – звонок автоматически пройдет с номера именно того оператора, абонентом которого является клиент. Услуга очень популярна – в месяц мы получаем более 55 млн запросов на проверку номера от наших клиентов.

Мы первый оператор, который провел интеграцию с monobank и Приватбанком (через API Gateway) в их мобильных приложениях, чтобы абоненты lifecell могли получать напоминание перед окончанием срока действия пакета и вовремя пополнять мобильный счет. После этого к нам обратилось еще несколько банков для запуска аналогичного сервиса.

Еще на нашей платформе мы отдельно сделали API, который позволяет очень быстро интегрировать MVNO (виртуальных операторов) для реализации конвергентных сервисов.

В результате наши партнеры-провайдеры фиксированного интернета могут предоставлять своим клиентам комплексные пакеты с голосовой связью, SMS, домашним и мобильным интернетом на выгодных условиях.

Это Win-Win решение для всех сторон. Раньше подключение нового партнера могло тянуться месяцами, сегодня это занимает не более 7 дней. Таким образом мы интегрировали уже 6 провайдеров фиксированного интернета.

Есть также API для торговых партнеров lifecell (сети магазинов), которые предоставляют нашим абонентам услуги замены SIM и выбора номера. Это уже реализовано с EasyPay в "диджтал-магазинах" lifecell.

На финальной стадии находится разработка интеграции с сервисом "Дія", которая обеспечит возможность регистрации абонента через одноименное приложение. Несколько сервисов сейчас в активной разработке и запустятся уже в ближайшее время.

Какую часть нетелекомовских доходов получит lifecell? Какой процент обеспечивают "большие данные" или другие высокотехнологичные направления?

Мы предоставляем бизнесу ряд сервисов, которые основываются на Big data:

  • Omnicell – маркетинговая платформа для массовых рассылок для клиентов через SMS, Viber, BiP, Telegram. В ближайшее время добавим сюда еще голосовые сообщения. Сегментировать аудиторию можно по возрасту, полу, региону проживания и тому подобное;
  • кредитный скоринг для финансовых организаций;
  • антифрод-решения IMSI check и Tenure rate для кредитных и финансовых организаций;
  • HLR Look up для проверки принадлежности номера клиента к оператору.

lifecell впервые за 15 лет получил квартальную прибыль

Есть еще готовое решение Emergency Notification. Около года назад, будучи в Калифорнии, я ехал на автомобиле в Лос-Анджелес. Там ежегодно случаются лесные пожары, из-за чего воздухе может быть много пепла, часто перекрыты какие-то дороги и т.д. И как только я въехал в 50-километровую зону от очага пожара, мне на мобильный пришло уведомлени от FEMA (Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям США) о лесном пожаре в регионе и о том, какой отрезок дороги перекрыт.

Тогда меня это удивило. А сегодня такую услугу можем реализовывать и мы. Механика следующая: к примеру, ГСЧС (Госслужба по чрезвычайным ситуациям) присылает нам в международном формате координаты места происшествия и просит отправить уведомления всем, кто находится в этой зоне. Мы сами определяем количество людей на этой территории и отправляем им уведомления. Услуга будет полезна для госорганов, коммунальных служб и т.п.

Похожий сервис – "Геолокация". Его мы активно используем после запуска 4G в населенных пунктах. Например, отправляем всем, кто находится недалеко от наших магазинов, уведомления о возможности заменить старую SIM-карту на USIM (поддерживающую LTE). Также этот сервис будет полезен для проведения рекламных кампаний, приглашений на мероприятия и пр.

Какие данные о своих абонентах lifecell продает банкам и бизнесу - фото 3

Тепловая карта. Это решение уже несколько лет используется нами для собственных нужд, но совсем скоро станет доступным и для наших бизнес-клиентов.

Тепловая карта позволяет определить, сколько людей проходит через ту или иную точку на карте за определенный промежуток времени. Например, при выборе оптимальной локации для магазинов lifecell мы пользуемся тепловыми картами.

Кроме того, компания предоставляет тепловые карты некоторым городским советам. Они отражают информацию о наиболее людных местах, улицах с плотным дорожным трафиком и количестве иностранных туристов в городе. Такие данные позволяют администрации города выявлять необходимость оптимизации транспортной инфраструктуры, международных воздушных сообщений и наземных маршрутов; понять, надо ли увеличивать количество образовательных учреждений и больниц и т.п. И, конечно, Big Data-анализ позволяет эффективно планировать будущую застройку и прогнозировать развитие городов.

Направление Вig Data перспективное и спрос на него со временем лишь увеличивается, мы постоянно привлекаем новых клиентов и наблюдаем позитивную динамику роста доходов. Сейчас уже можем говорить о миллионах гривен дохода в течение года, но эти цифры постоянно растут.

С какими трудностями сталкиваются ваши разработчики при адаптации "материнских" приложений? Какие особенности адаптации и локализации?

С "материнскими" приложениями существенных трудностей мы не испытываем, ведь мы одна группа – все процедуры плюс-минус одинаковы. Разработка, как правило – на стороне Turkcell, включая адаптацию под наш рынок, язык, партнеров. Наша задача – интегрировать сервис, подключить наши биллинговые деньги, если требуется.

А вот в случае партнерских приложений мы часто делаем не только интеграцию, но и свой бэкенд и лэндинги (например, в случае страхового сервиса. Это уже немного сложнее.

Как абонентам Киевстара, Vodafone и lifecell застраховаться перед поездкой за рубеж

Какие еще IT-продукты вы разрабатываете самостоятельно?

Сомневаюсь, что смогу сейчас все перечислить (улыбается). Я уже больше 20 лет работаю в компаниях группы Тurkcell, в разных странах и на разных должностях – от инженера систем поддержки биллинга до технического директора. Могу с уверенностью сказать, что такого количества разнообразных решений моим командам еще никогда не доводилось реализовывать.

Я уже упоминал My lifecell и Omnicell. Добавлю, что, еще работая на Кипре, я мечтал внедрить нечто похожее на Omnicell. Но команда у меня тогда была маленькая, загруженная под завязку текущими задачами, да и компания не особо делала ставку на B2B.

В lifecell же коллеги из маркетинга сами обратились к нам с идеей такой платформы. И сказать, что этой возможности я был рад – ничего не сказать! Сегодня Omnicell – одна из наиболее прибыльных услуг lifecell.

Еще мы полностью инхаус разработали такие продукты:

  • нашу CRM-систему;
  • собственную SIP–ERP-систему для управления бизнес-процессами;
  • CSMS – систему управления контент-сервисами;
  • BSS systems: TM – Telecom Middleware, Enterprise lifecell – программное обеспечения для телеком-компаний для быстрой конфигурации различных сервисов (SMS, USSD, промо-кампании и пр.);
  • услугу "Единая сеть FMC" – сервис для корпоративных клиентов, позволяющий объединять коммуникации всех офисов, мобильные и стационарные телефоны компании в единую корпоративную сеть с общей короткой нумерацией с возможностью контроля разговоров. В данном случае дирекция ICT производит конфигурацию на различного рода телеком-оборудовании клиента;
  • услугу "Кибербезопасность" – набор сервисов для бизнес-клиентов для защиты IT-инфраструктуры компаний;
  • услугу идентификации пользователей при помощи BankID и ЭЦП (электронной цифровой подписи);
  • eSIM, а также возможность выбора номера для eSIM ("встроенная" SIM-карта; к смартфонам с поддержкой этой технологии можно подключить сразу несколько виртуальных номеров – ред.).

Кстати, с eSIM начиналось все довольно пессимистично. По правде сказать, мы мало верили, что услуга "взлетит". На момент запуска в ноябре 2019 года смартфонов, поддерживающих eSIM, в нашей сети было не так много. Запустить решили в основном из-за стратегии lifecell первым предоставлять украинцам мировые технологии и сервисы.

Война за голос. lifecell выступил за снижение тарифов, Киевстар – против

Представьте наше удивление, когда уже в декабре 2019 года произошел резкий всплеск активаций, которые в январе 2020 года увеличились еще на 68%. С тех пор постоянно наблюдаем плюс-минус одинаковое ежемесячное количество покупок eSIM, за исключением небольшого спада в период жесткого карантина марта-мая. В октябре мы добавили еще и возможность выбора номера для eSIM по различным параметрам.

Кроме вышеперечисленного, наша дирекция самостоятельно разработала чат-бот lifecell, сайт компании, веб-версию My lifecell для самообслуживания бизнес-клиентов, интернет-магазин, портал нашего студенческого клуба Campus.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: lifecell лайф лайфселл айти бизнес абоненты мобильные операторы приложения телеком it-специалисты
Просмотров: 1902