Телеком-регулятор отметил свое решение о снижении ставки межоператорских взаиморасчетов (интерконнект) на рынке мобильной связи. Об этом стало известно по итогам заседания Национальной комиссии регулирования связи и информатизации (НКРСИ), состоявшегося 7 июля.

Почему НКРСИ пересмотрела интерконнект

Все пять членов Нацкомиссии единогласно проголосовали "за" отмену своего же майского решения. Тогда ведомство решило снизить с 12 коп./мин до 8 коп./мин расчетную таксу между украинскими сотовыми операторами. Это значит, что при звонке абонента "А" абоненту "Б" оператор, обслуживающий первую сеть, должен заплатить оператору, на сеть которого поступает звонок, указанную таксу. Изменение должно было вступить в силу с 1 января 2021 года.

Серые трубки отключать не будут. Украинцам и операторам выписали новые правила пользования мобильной связью

Свое решение телеком-регулятор обосновал стремлением разрушить "клубный эффект" – около 90% всех мобильных звонков "замыкаются" внутри "домашних" сетей. Ведь уже давно внутрисетевые голосовые вызовы – условно-бесплатны. Но вот при звонке на "чужую" сеть розничный тариф может равняться и 60 коп/мин, и даже 3 грн/мин (на городские номера).

"Киевстар" и Vodafone – против, lifecell – за снижение ставок

В день голосования, 19 мая, "Киевстар" резче других участников рынка раскритиковал намерения регулятора. Оператор напирал на то, что уменьшатся заработки и, соответственно, отчисления в бюджет. На это в НКРСИ ответили, что и затраты уменьшатся.

Vodafone был не согласен с тем, что ставка при звонках на фиксированные сети (и наоборот) будет выше – те же 12 коп./мин. Это приведет к перекосу в доходах, поэтому регулятору стоило бы дополнительно изучить данный вопрос.

"За" снижение ставки интерконнекта выступил только lifecell. Свою позицию в самом маленьком представителе "большой тройки" обосновали тем, что в Украине уже давно установить указанную таксу на уровне себестоимости. Это около 3-5 коп./мин.

Как возник межведомственный конфликт

Как известно, НКРСИ все равно приняла решение и направила его на регистрацию в Министерство юстиции. После єтого Американская торговая палата обратилась в Минюст с просьбой не спешить с юстификацией. Мол, нужно выслушать все стороны. Затем несколько общественных организаций высказались в том же духе.

Вне закона. Зачем нужна реформа телеком-регулятора в Украине

Финальную точку поставила Государственная регуляторная служба (ГРС). Это ведомство пришло к выводу, что НКРСИ не вынесла документ на общественное обсуждение. 

И вот 7 июля в эпопее с интерконнектом поставлена точка, но это только "промежуточный финиш". НКРСИ на следующее свое заседание – через неделю – намерена опять вынести на рассмотрение то же решение. То есть снизить интерконнект до 8 коп./мин. Но теперь процедура будет несколько иной – предусмотрено общественное обсуждение, как того потребовала ГРС.

Один из наблюдателей рынка на условиях анонимности рассказал свою версию событий. По его словам, "Киевстар" через Государственную регуляторную службу обжаловал полномочия Нацкомиссии устанавливать тарифы и таксы. ГРС признала такие решения НКРСИ регуляторными актами, то есть – требующими общественного обсуждения. "Но это противоречит Положению о НКРСИ. Будем смотреть, как НКРСИ в дальнейшем будет регулировать таксы, тарифы на канализацию, общедоступные услуги, Украинский государственный центр радиочастот…", – отметил эксперт.

Сложившуюся ситуацию он назвал "веселой", потому что: "Одна компания поломала принципы государственного регулирования из-за того, что новые таксы уменьшают сверхприбыли, которые они получают от других операторов, а также усиливают конкуренцию на розничном рынке".

Оба крупнейших оператора против асимметрических ставок

В самом "Киевстаре" отметили, что компания выступает "за рассмотрение ставок интерконнекта с учетом приоритетов развития рынка в долгосрочной перспективе".

Нормы излучения мобильных вышек в Украине повысят. Для чего это делается

"Директивное снижение доходов рынка, без экономического обоснования компенсаторных механизмов, может повредить реализации инвестиционных планов по устранению цифрового неравенства между различными регионами Украины. Мы также против преференций для одних технологий связи за счет других, в частности не поддерживаем асимметричные ставки интерконнекта между мобильными и фиксированными сетями, как это предлагалось в предыдущем решении", – отметили в ответе на запрос UBR.ua в пресс-службе "Киевстара".

Там подчеркнули, что решения, которые могут иметь существенное экономическое влияние на телеком-рынке, должны обсуждаться всеми участниками рынка и заинтересованными ведомствами: "Киевстар" поддерживает взвешенные действия НКРСИ о возврате вопроса о ставках интерконнекта в русло конструктивного обсуждения и будет принимать активное участие в этом процессе".

Ольга Дейнега, GR-директор Vodafone Украина, уверена, что новое решение регулятора ни в коем случае не должно содержать ассиметричные таксы для фиксированных и мобильных операторов. Такая практика, считает єксперт, содержит признаки не конкурентного отношения и не соответствует лучшим примерам европейского законодательства.

"Что касается размеров такс, мы уверены, что они должны базироваться на актуальных расчетах и финансовых показателях рынка и операторов. Мы считаем, что размер таксы с целью сохранения стабильности на рынке может оставаться неизменным – 12 коп. (за минуту – ред.)", – заявила Ольга Дейнега в комментарии для UBR.ua, предоставленном пресс-службой оператора.

Ответный удар. НКРСИ настояла на снижении ставки мобильного интерконнекта

Почему lifecell "за" снижение межоператорской ставки

"Снижение ставки интерконнекта до себестоимости, внедрение удобной процедуры MNP и устранение дифференциации onnet/offnet, когда для абонента не будет иметь значения, на какую сеть он звонит – это те основные шаги, которые дают возможность потребителю свободно выбирать оператора по качеству услуг, а не учитывать то, каким оператором пользуется круг его основных контактов", – прокомментировали в пресс-службе lifecell.

При этом в компании подчеркнули, что Украина обязана имплементировать принципы регулирования в области телекоммуникаций в рамках Соглашения об ассоциации: "И снижение, которое осуществляется НКРСИ с 2015 года, полностью соответствует тенденции изменения размеров ставки в странах ЕС".

В lifecell рассказали о недавнем опросе, в котором участвовали сотни абонентов всех операторов из всех регионов. Исследование показало: 68% абонентов обращают внимание на номер какого оператора они звонят, а 36% – всегда обращают на это внимание перед тем, как набрать номер. "То есть завышенная ставка интерконнекта приводит к "клубному эффекту", который ограничивает конкуренцию, соответственно абоненту становится выгодно пользоваться оператором с наибольшей абонентской базой", – пришли к выводу в lifecell.

Вопрос отмены платы за роуминг между Украиной и ЕС застопорился

В качестве примера компания привела Тернопольскую и Хмельницкую области, где у крупнейшего оператора абонбаза достигает 83-84%. Абоненты в этих областях "обречены" выбирать услуги этого оператора. "Ведь если они выберут другого – звонки на его номера для родственников и друзей будут стоить как звонок за границу", – отметили в lifecell.

По мнению самого маленького оператора из "большой тройки", снижение ставки интерконнекта приведет к:

  • уменьшению себестоимости звонка на сеть другого оператора мобильной связи. А это - очередной шаг к устранению барьера на рынке в виде значительной дифференциации между стоимостью звонков внутри сети и на другие сети;
  • возникновению возможности для потребителей пользоваться увеличенными объемами пакетных минут на межсетевые звонки, что позволит потребителям не обращать внимание, на сеть какого оператора телекоммуникаций они звонят;
  • устранению искусственного ограничения потребностей потребителей по общению с абонентами других операторов;
  • увеличению объема услуг межсетевого общения;
  • развитию конкуренции на рынке услуг мобильной связи.

Телеком-регулятор проиграл бой, но не войну

Нацкомиссия намерена оставить без изменений свое предыдущее решение и уменьшить мобильный интерконнект до 8 коп./мин.

Что касается асимметричных ставок, то НКРСИ ранее уже отвечала на запрос UBR.ua, отметив, что технологии предоставления фиксированной и мобильной связи – отличается между собой. Поэтому у них разные затраты для обеспечения пропуска трафика.

Телеком-регулятор отметил, что развитие обеих видов связи различаются между собой значительно. Например, в период 2016-2019 гг. число стационарных телефонных линий сократилось более чем в два раза – с 8,8 млн до 4,2 млн.

Без суда нельзя. Операторы выступили против блокировки сайтов по решению силовиков

Сопоставимо уменьшились и объемы трафика на сетях проводной связи. При этом расходы на содержание сетей сокращаются не столь стремительными темпами. Поэтому себестоимость пропуска трафика на сетях фиксированной связи имеет тенденцию к увеличению, отметили в НКРСИ.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: нкрси телеком тарифы регулятор киевстар vodafone интерконнект ставка интерконнекта lifecell мобильная связь
Просмотров: 2470