"Укртелеком" за 2019 год получил доход почти 6,36 млрд грн, что на 1,4% меньше, чем годом ранее. Руководство крупнейшего фиксированного оператора связи посчитало эти, пока неаудированные, результаты неплохим достижением.

Директор компании Юрий Курмаз особо подчеркнул годовой рост на 9,4% такого показателя, как EBITDA (почти 1,77 млрд грн).

"Голосовые" доходы падали быстрее, чем рос заработок от интернета

Проводная телефония принесла предприятию, подконтрольной SCM Рината Ахметова, 2,56 млрд грн, что на 9,1% ниже, чем в 2018-м. Широкополосный доступ (ШПД) наоборот, вырос на 6,2% до 1,95 млрд. Пока интернет не перекрывает "голос", но в перспективе трех лет это произойдет, спрогнозировали в компании.

Понятно, что лучшие времена фиксированной телефонии давно миновали. На рубеже 2009-2010 годов в Украине было более 12 млн телефонных клиентов. И львиную долю обслуживал именно крупнейший оператор, теперь принадлежащий Ринату Ахметову.

На чем держится стационарная телефония в Украине

"Укртелеком" на конец 2019 года обслуживал 2,3 млн домашних абонентов и 790 тыс. бизнес-пользователей. Число первых постоянно сокращается, люди отказываются от своих городских номеров в пользу мобильных.

За минувший год немного сократилось число ШПД-подписчиков и на 1 января компания обслуживала 1,04 млн домохозяйств и 150 тыс. юридических лиц.

"Укртелеком" не мобильный, но с амбициями

Компания владеет "дочерним" 3G-оператором "ТриМоб". С 2006 года он построил и эксплуатировал небольшую сеть, охватившую все областные центры. И вот в декабре "дочка" переоформила лицензию и сократила покрытие до одного Киева. Радиочастоты в регионах компания вернула телеком-регулятору, а абонентам предложила пользоваться национальным роумингом в сети Vodafone Украина.

Из последних телодвижений "ТриМоб" на сотовом рынке – внедрение в ноябре 2019 года поддержки eSIM, виртуальных SIM-карточек. Эту технологию поддерживает ряд новых моделей смартфонов, в частности, iPhone. По данным компании, новой услугой воспользовалось около 500 абонентов. Общую абонбазу тех, у кого мобильный номер начинается на 091ххх-хххх, компания не раскрывает. Из последних заявлений несколько лет назад "Укретелеком" озвучивал "сотни тысяч". Но с тех пор прошло много времени и в стране появилось широкое покрытие 4G. То есть не исключено, что абонбаза "ТриМоб" резко сократилась.

В Украине запустили первые виртуальные SIM-карты для смартфонов

Даже при таких неутешительных раскладах руководство "Укртелекома" с уверенностью смотрит в будущее. И надеется, образно говоря, запрыгнуть в 5G-поезд. Ведь для инфраструктуры "пятого поколения" нужно устанавливать базовые станции каждые несколько сот метров. При этом соединяя их оптоволокном, а у "Укртелекома" как раз имеется разветвленная сеть.

Но даже с развитием новейшего стандарта мобильной связи оператор уверен, что основное потребление будет по кабелю и через домашние беспроводные хот-споты. В доказательство своих слов Юрий Курмаз привел данные исследования в нашей стране и в Евросоюзе.

Типы подключения к интернету украинских пользователей смартфонов по данным McKinsey за 2018 год:

  • 77% – домашний Wi-Fi;
  • 65% – 3G;
  • 39% – Wi-Fi вне дома;
  • 18% – 4G;
  • 11% – 2G.

Потребление в мобильной и фиксированной оптической сети отличается в разы. В первом случае – 2,4 Гигабайта в месяц на одну SIM-карту, во втором – 140 ГБ/мес. на одно домохозяйство.

В Европе на одного пользователя в 2018 году приходилось 117 ГБ/мес. И соотношение фиксированный/мобильный доступ составляло 90/10.

Опрошенные UBR.ua эксперты высказали по поводу годовых итогов "Укртелекома" различные оценки. "Стабильно падает телефония и в количестве абонентов, и в доходах, несмотря на повышение стоимости услуг. Фиксированная телефония, это умирающая корова, которую они ("Укртелеком" – ред.) еще немного подоят и все", – отметил управляющий партнер консалтинговой группы E&C Анатолий Фроленков.

По его словам, рост EBITDA и "активная работа" с этим показателем может свидетельствовать о подготовке к продаже – это один из основных критериев оценки при проведении подобных сделок.

Учитывая мировой тренд все мобильные операторы вышли или решили выйти на фиксированный рынок, рассказал Анатолий Фроленков: "Это FMC, фиксированно-мобильная конвергенция, об этом разговоры начались не менее десяти лет назад. Особенно это актуально в перспективе широкого развития в Украине 4G, а потом и 5G".

Для развития сетей "пятого поколения" оператором нужно будет "много, очень много оптики", подчеркнул управляющий партнер консалтинговой группы E&C. Ведь базовые станции для покрытия 5G нужно устанавливать каждые несколько сот метров. Поэтому сотовые компании будут рассматривать два варианта. Первый – строительство собственных сетей. Второй – покупка кого-то из уже существующих проводных операторов.

Опыт работы "Укртелекома" и SCM на мобильном рынке Анатолий Фроленков оценил как не самый лучший. Поэтому в любом случае в вопросе развития 5G речь будет идти о конвергенции.

"И в этом плане "Укртелеком" – довольно интересный актив", – отметил он. Тем более, что этот оператор взял курс на смену технологии доступа и развивая оптоволоконные сети. Тогда как исторически ему досталась медная инфраструктура, с помощью которой конкурировать на рынке очень сложно.

Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий сравнил итоги "Укртелекома" и фиксированного подразделения "Киевстара". "Результат не впечатляет", – пришел к неутешительному выводу он.

Доход фиксированной связи "Киевстара" вырос на 12% в 2019 году, а до этого рос на 7-8%. В том числе стационарный ШПД – на 16% (9-12% в предыдущие годы). Прибыль EBITDA у "Киевстара", включая мобильный сегмент, увеличилась на 39%.

"Из новости "Укртелекома" четко видно, на чем они фокусируются: на освоении инвестиций (в подзаголовке говорят о прокладке тысяч километров кабелей). Можно сказать, что за 10 лет там мало что изменилось", – подытожил Александр Паращий. И посоветовал "Укртелекому" больше инвестировать в продвижение и связи с клиентами, чтобы быть успешным на этом динамичном рынке.

Эксперт в сфере цифровой экономики Елена Минич уверена, что у фиксированного рынка все еще остается большая и прибыльная ниша – фиксированный интернет в дома, к бизнес- и социальным объектам.

По ее словам, раньше "Укртелеком" в основном использовал старые технологии DSL. Теперь же для него актуальным является модернизация сетей и построение оптиковолоконных линий. "Что он и делал успешно в 2019 году", – отметила она.

С расширением 4G в "глубинку", в маленькие села нужно успевать обеспечивать как последнюю цифровую милю к этим населенным пунктам, так и гарантированный ШПД к объектам. Елена Минич заметила следующую тенденцию – туда, где раньше не было интернета, "заходят" с новыми, более современными и высокоскоростными технологиями FTTx.

Пропускная способность и скорости для пользователей в этом случае очень хорошие и с легкостью выполняют европейский минимум 100 Мбит/сек. Чего не скажешь о городах миллионниках, где старые технологии "не вытягивают" и 50 Мбит/сек, посетовала эксперт. И тут еще предстоит большое поле для работы и апгрейда как магистральной инфраструктуры, так и последней мили. "Если мы планируем внедрять 5G, а Украина тоже будет его внедрять, то и для "Укртелекома", и для других операторов еще много работы впереди", – подчеркнула Елена Минич.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: укртелеком услуги связь сети клиенты
Просмотров: 12181