В конце мая законодатели сдули пыль с пролежавшего полтора года без обсуждения законопроекта о создании минимального запаса нефти и нефтепродуктов (МЗНН), а участники топливного рынка обнаружили под ним место для продвижения собственных интересов.

В Раде не сдержали обещание: на таможне продолжают требовать акциз с базового масла

Продавцы бензина и сжиженного газа редко бывают солидарны, однако данный случай стал исключением: по мнению сторон, главным источником финансирования форс-мажорного резерва нефтепродуктов должно стать увеличение акцизной ставки на топливо. Не сходятся они лишь в одном – какое именно.

Сколько заплатит бизнес

22 мая впервые с февраля 2019 года, когда проект закона о МЗНН попал в Раду, парламентарии решили продолжить его обсуждение на совместном заседании газового и нефтяного подкомитетов ВР. Уже 28 мая участники созданной рабочей группы, куда вошли топливные компании, представители Минэкоэнерго и эксперты рынка, обсудили наиболее трепетный вопрос будущей страховой концепции: кто будет оплачивать обеспечение национальной безопасности.

Через день после конференции в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) опубликовали встревоженное сообщение, где заявили о планах Минэкоэнерго кардинально переписать изначальную модель МЗНН. Как отметили в НАУ, в министерстве решили возложить 60% обязательств по созданию, размещению и поддержания запасов на субъектов рынка, что по ассоциации операторов АЗС будет стоить им около $1 млрд. Это неизбежно поднимет цены на топливо для промышленности и граждан, указывали в Ассоциации, высказывая убеждение: формирование запаса должно полностью взять на себя государство.

Опрошенные UBR.ua участники обсуждения в подкомитете не смогли найти источников обеспокоенности НАУ. Директор специальных программ научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев отметил, что возложить 60% обеспечения МЗНН на бизнес не предлагалось ни в рамках варианта законопроекта, разработанного еще при участии предыдущего главы министерства Алексея Оржеля совместно со специалистами Госрезерва, ни в ходе посвященного вопросу финансирования проекта заседании подкомитета 28 мая.

Закономерная случайность. Почему в Украине парализован рынок машинных масел

Опроверг поступление нового предложения от Минэконерго и председательствующий на заседании 28 мая народный депутат и глава газового комитета Андрей Жупанин. По его словам, министерство в принципе не имеет какой-либо четкой позиции относительно параметров создания МЗНН.

"Сейчас непонятно даже, кто с их стороны функционально отвечает за участие в таких рабочих группах. К нам приходит эксперт директорату энергорынков Рамазанов, потом мы узнаем, что к нам хочет прийти советник министра Андрей Кисенко. Они слушают, но не участвуют активно в обсуждении", – прокомментировал ситуацию Жупанин.

Как рассказывают эксперты, ныне главной обсуждаемой моделью все еще остается создание независимой в операционном и управленческом плане компании-оператора, лишь 30% доли которой будут находиться в обеспечении операторов рынка, а 70% – государства. Стоимость проекта оценивается в $1,41 млрд, которые будут потрачены в течение пяти лет формирования запаса.

Моделью также предполагается, что непосредственно запас будут создавать только те компании, чей средневзвешенный годовой оборот за последние 2 года деятельности не превышал 100 т. Собственный запас компании не может быть больше 10% от годового оборота, а суммарный госзапас топлива и нефти должен составить 2 млн т, 70% которых из которых, в виду импортозависимости Украины и только одного работающего НПЗ, составят нефтепродукты. Из них 62% – дизтопливо, 38% – бензины.

Впрочем, участие бизнеса в формировании МЗНН подвергается критике не только со стороны рынка. Как отмечает Жупанин, после обсуждения с экспертами он стал сторонником модели со 100% госучастия.

Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят

"Частники не сформируют свой запас, а если и сформируют, будут им манипулировать. Главная должность объединенной компании также привлекательной, а с резервом в итоге может произойти тоже самое. Вопрос состоит лишь в том, за счет каких средств необходимо его создавать", – поделился своим мнением глава газового подкомитета ВР.

Геннадий Рябцев, в свою очередь, поддал критике данный вариант создания запаса.

"Предложение НАУ формировать все 2 млн нефтепродуктов за государственный счет означает, что это будет куплено за счет налогоплательщиков, – учителей и врачей, – а участники рынка ни одной гривны из своих карманов не потратили", – констатирует Рябцев.

В бой идут все директивы

Соглашаясь с объемами нефти и нефтепродуктов и их соотношением по видам в запасе, в НАУ посчитали, что главным источником финансирования будущего госрезерва должны стать увеличенные акцизные сборы. По мнению компаний, это соответствует нормам директивы 2009/119/ЕС и регламента (ЕС) №1099/2008.

Впрочем, акциз в НАУ требуют повысить не на все виды топлива, а лишь на СУГ, запасов которого, впрочем, создаваться не будет. Акциз на бензин, убеждены в ассоциации, напротив – должен быть снижен. Еще в прошлом году продавцы бензина выступали с предложением повысить ставку акциза на СУГ с €52 до €125, а бензина уменьшить – с €213,5 до €200.  

За предложением НАУ последовало обращение компании "Автономгаз", занимающейся поставками сжиженного пропан-бутана. Газовщики также оказались уверены, что в бюджете хватит средств на формирование МЗНН в случае, если повысить акцизную ставку на топливо. Эксперты "Автаномгаза", как и в НАУ подкрепляя свое предложение директивой ЕС, только под номером 2003/96, пришли к выводу, что акциз можно поднять и на СУГ, но основная нагрузка в их концепции ложится на дизтопливо (стоимость которого повысится с €139,5 до €330 з 1 тыс. л) и бензин (с €213,5 до €359 за 1 тыс. л). Предлагать поднять ставку на автогаз до уровня, предусмотренного директивой и совпадающего с предложением топливников, газовщики не стали, ограничившись повышением с €52 до €68.

Создание запаса нефти хотят возложить на бизнес. Топливо может подорожать

"Нужно рассматривать эти заявления исключительно с точки зрения попытки сторон сохранить или приумножить собственные доходы. Их интересы взаимоисключаемы, СУГ является прямым конкурентом бензину, а его цена – вдвое ниже. Понятно, что доходам участников нефтегазовой ассоциации угрожает низкий акциз на СУГ и они выступают за его кратное увеличение", – анализирует Геннадий Рябцев.

Однако в такой избирательной приверженности европейским стандартам бизнес, направленный в первую очередь на защиту своих интересов, обвинять сложно, заметил Геннадий Рябцев, впрочем, порекомендовав компаниям обратиться и к прочим нормам ЕС. В частности, отметил эксперт, в Украине большинством компаний до сих пор не соблюдается экологическое требование директивы 1994/63, которая предусматривает контроль выбросов органических соединений из резервуаров с нефтепродуктами.

Не полностью соблюдаются рыночные нормы и на рынке автогаз, где, отмечает Рябцев, около четверти операторов находятся в тени. Одной из возможностей насытить бюджет акцизным сбором, отмечали в НАУ, также может стать борьба с нелегальным рынком.

"Как бы там ни было, пока газовщики и бензинщики между собой устраивают разборки, ни в одной рабочей группе при комитетах не состоит представитель потребителя топлива, который бы мог защитить интересы населения", – отметил Рябцев.

Со своей сторон эксперт "Нефтерынка" Сиренко отметил, что между акцизными ставками сегодня все же существует перекос, который газовщикам и бензинщикам можно было бы сбалансировать.

"Но я бы начал с уменьшения акциза на бензин, а не с увеличения на сжиженный газ. Там проблема, там перекос, туда несколько раз его закладывали с целью проведения ремонт дорог, а его не происходит – мы знаем, в каком состоянии сейчас находится дорожное покрытие в Украине", – говорит Сиренко.

Одним из препятствий для резкого повышения акцизной ставки на отдельные виды топлива, и в первую очередь на автогаз, является позиция нардепов. Андрей Жупанин выразил уверенность, что, "так как пропан-бутан в основном используют бедные слои населения", – скорее всего власти не будут рисковать, а акцизная ставка будет распределена равномерно и на все виды топлива. Согласно действующей концепции, средневзвешенная акцизная ставка вырастет на $24,8 за т. Эксперты уверены, что к значительному росту стоимости горючего мера не приведет: скачек будет ограничен в диапазоне от 60 копеек до 1 грн. за л., даже если не использовать другие финансовые инструменты (займы, кредиты от международных организаций), помимо средств налогоплательщиков.

Создание МЗНН под вопросом

Минимальный запас имеет риск быть не созданным в нынешнем виде вовсе: вступление в силу соглашения об Ассоциации с ЕС в 2017 году отодвинуло эту необходимость на 11 лет, объясняет Геннадий Рябцев. Запасы должны быть сформированы только к 2028 году. С одной стороны, это позволит более длительный срок накапливать предусмотренный планом резерв топлива, при этом предотвращая резкое повышение его стоимости.

Нефть резко перешла в рост. Заправщики готовятся переписывать ценники

Однако с учетом подготовки в ЕС новой директивы, которая в 2021 году должна заменить существующую 2009/119/ и предполагать создание минимального запаса по всем видам энергоресурсов, проработка действующей концепции МЗНН может вовсе потерять актуальность. Эксперт НТЦ "Психея" Рябцев усомнился, что до конца 2021 года в ходе обсуждения МЗНН удастся прийти к окончательному варианту закона и принять его в Раде. Кроме того, закон о минзапасе предполагает утверждения еще шести нормативно-правовых актов и законов на разных уровнях власти.

Рябцев также отмечает, что независимые эксперты и ранее советовали прорабатывать концепцию минимального запаса с учетом сразу всех категорий энергоресурсов – "ведь в случае форс-мажора резерв по нефти и топливу спасет лишь частично спасет транспортную отрасль.  Правда, резерв пропан-бутана, чей рынок уже превысил объем бензина, в любом случае не будет сформирован: как пояснил Рябцев, данный вид топлива хранить технически сложно.

"По хранению нефти и нефтепродуктов существует 1,24 млн куб м мощностей хранения, а по СУГ –меньше 40 тыс. При этом, потребители СУГ все равно должны заплатить за резерв бензина через акциз: бензин является альтернативным топливом для автогаза и, к тому же, резерв должны оплачивать все автомобилисты", – объяснил Рябцев.

Александр Сиренко выразил противоположное мнение, указав, что было бы несправедливым заставлять одних потребителей топлива платить за обеспечение других.

Впрочем, Сиренко считает, что продвижение проекта в любом случае лучше отложить. Он обосновывает свою позицию неэффективным госуправлением, а также до сих пор лишенной ясности в концепции – каким образом сформированный запас нефтепродуктов в случае форс-мажора нужно будет направлять на рынок. "Ни одних внятных объяснений за время обсуждения МЗНН я не услышал", отмечает Сиренко, также добавляя, что не вызывают оптимизма и способности государства обеспечить грамотную закупку топлива и нефти.

"Этой весной в мире увидели дно цен на нефть. Укртранснафта, дочерняя компания "Нафтогаза", закупила всего 2 танкера, имея куда большую возможность, при этом не по самым низким ценам на рынке", – привел пример Александр Сиренко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: топливо акциз прибыль нефть бензин госрезерв автогаз
Просмотров: 2325