Массовые скидки, акции и бесплатный доступ к продуктам культуры стали одними из немногих положительных реалий коронакризиса. Однако для украинского книжного рынка ценовой демпинг еще до карантина стал характерным способом борьбы за клиента и, как считают представители отрасли, имеет глобальный негативный эффект.

В результате соревнования скидками между офлайн- и онлайн-торговлей, которое имеет потенциал к обострению после выхода из карантина, новые книги станет попросту невыгодно издавать. Это не только сокращает выпуск новинок, но и угрожает существованию средних и малых издательств.

Электронные книги выросли на 50%, а детская литература обогнала художественную: что украинцы читают в карантин

Одним из методов решения проблемы является предоставление права для издателя устанавливать фиксированную стоимость и делать скидки на книги, лишая данной возможности розничного торговца. Механизм в той или иной форме работает во многих европейских странах и, отмечают эксперты, предотвращает неконтролируемый демпинг.

Снежный ком демпинга

Прибегая к снижению цен книготорговцы вырабатывают у покупателя привычку приобретать литературу не о рыночной цене, что делает невыгодным издание новинок и оставляет возможность зарабатывать лишь на распродаже более дешевых старых изданий. Впрочем, такой способ выживания доступен только крупным производителям, имеющим достаточное количество книг на складах. Средние издательства, как объяснял UBR.ua Виталий Кросовицкий, гендиректор издательства "Фолио", в том числе по этой причине, наиболее уязвимы в годы кризиса. В 1999 и 2009 год число активно работающих издательств сокращалось на 30-40%, вспоминал эксперт.

О проблеме ценового демпинга Красовицкий писал и до глобального кризиса 2020 года. Так, подводя итог книготорговли в 2019 году, гендиректор "Фолио" констатировал обострившуюся конкуренцию между двумя из трех крупнейших операторов рынка – "Книгарні "Є" и интернет-магазина книг Yakaboo, – которые системно увеличивали скидки на продукцию в интернете. Правда, тогда главным следствием демпинга стал массовый переток читателей на интернет-доставку. Это стало причиной закрытия множества небольших офлайн-книжных как в регионах, так и в больших городах: продажи традиционного ритейла часто больше не отбивали затрат на зарплаты сотрудникам и аренду, описывал проблему Красовицкий.

В комментарии UBR.ua подтвердил негативный эффект от неконтролируемого снижения цен на продукцию и CEO Yakaboo Иван Богдан. По его словам, уже сейчас можно констатировать диджитилизацию и онлайнизацию как всеобщий тренд в книготорговле, так и нерыночные методы борьбы за счет демпинга. Если не прибегать к попыткам изменить положение, отмечает Богдан, "потом будет сложно доказать клиенту, что книга стоит столько, сколько она действительно должна стоить".

"Люди перестанут покупать книги по рыночной стоимости и будут ожидать постоянных скидок и распродаж — то есть очередного витка демпинга", – констатировал глава Yakaboo.

Правда, он же заметил, что к обострению проблемы привела не только конкуренция между розницей, но и политика издательств, которые либо сами прибегают к демпингу, либо в ряде случаев предпочитают игнорировать явление.

"К сожалению, многие издатели сами прибегают к практике демпинга со своих сайтов или же не хотят потерять продажи от непослушного книготорговца, поэтому закрывают глаза на демпинг, не осознавая стратегические негативные последствия таких действий для всего книжного рынка", – отмечает Иван Богдан.

Литературный дефолт. Порядка 40% украинских издательств могут прекратить существование

Как отмечал ранее в СМИ президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин, массово демпинговать украинские издатели начали в 2018 году, сбрасывая цены на книги до 70%. Причиной, в первую очередь, стала финансовая необеспеченность постоянно читающей "интеллигентной публики", для которой наценка книжных от 50% до 150% часто оказывалась неподъемной. Скидки издатели предоставляли с целью вернуть "хоть какие-то деньги", замечал Афонин.

С момента возобновления работы книжного офлайн-ритейла украинских читателей ждет новая волна скидок и акционных предложений, так как демпинговать представители рынка начнут еще более активно, отмечал ранее Красовицкий. В эту игру могут втянуться новые и ранее незаметные на рынке участники, для которых демпинг является наиболее быстрым способом входа на рынок, несмотря на в целом деструктивное влияние на отрасль.

"Такое развитие событий возможно и наиболее вероятно. Но все будет зависеть от участия и вовлеченности издателей, как регулятора рынка, и от финансовой прочности системно демпингующих участников", – констатирует Иван Богдан.

Как предотвратить обвал цен

В Yakaboo отмечают, что издатели фактически регулируют розничные цены на свои книги, за счет установления прайсовой или рекомендуемой розничной цены. От нее книготорговцы получают тот или иной уровень скидки в процентном выражении. Несмотря на это, текущее законодательство не дает возможности издателю требовать от магазинов продавать книги по рекомендуемой розничной цене. Единственным инструментов влияния у издателей на "непослушного книготорговца", отмечает Богдан, остается прекращение отгрузок своей продукции.

"Введение единой фиксированной цены на законодательном уровне — это один из возможных легальных инструментов, который позволит издателям контролировать цены и не допускать демпинга на рынке. Также это позволит регулировать взаимоотношения «издатель (поставщик)/книготорговец (клиент)» — пунктами в договорах, штрафными санкциями, обязательным согласованием любой ценовой маркетинговой активности, системным контролем нарушений и наказанием за эти нарушения", – объясняет Иван Богдан.

Выживет сильнейший. Как изменится рынок печатных изданий Украины после коронавируса

Виталий Красовицкий отмечает, что фиксированная цена на книги – основное правило, которое регулирует работу книжной отрасли в цивилизованных странах. Главная суть закона – предоставление единоличного права для издательств утверждать скидку на свою продукцию в книжных онлайн и офлайн сетях.

Данный инструмент на законодательном уровне введен в 2/3 европейских стран, включая Францию, Нидерланды, Австрию, Германию и других. Стоит отметить, что на некоторых мировых рынках существует нерегулируемое на законодательном уровне бизнес-соглашение о фиксированной цене между игроками.

По задумке, механизм должен устранять перекос в сторону массового издания хорошо продающихся бестселлеров, на которые предоставляются скидки, в убыток более редким и менее популярным книгам. Кроме того, фиксированная цена ставит в равное положение книжный ритейл, ставя предпринимателей перед необходимостью конкурировать за счет качества услуг и расширенного ассортимента, что с другой стороны является косвенным способом поддержки небольших книжных магазинов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: книги украинские книги книжный рынок книжные магазины издательства книгоиздатели издатели книгоиздательство
Просмотров: 1202