Владельцы франшиз получили возможность привлекать деньги без процентов и не делиться долей в компании. А начинающие бизнесмены вполне могут получать стабильную прибыль не тратя время на развитие.

В период пандемии интерес к запуску различных франчайзинговых бизнесов в Украине, по оценкам экспертов, вырос в среднем на 15%. Те, кто потерял работу или бизнес, искали быстрые и надежные варианты недорогих франшиз.

Самые продаваемые франшизы 2021 года: к кому в Украине стоят очереди

У кого оставались свободные средства, начали рассматривать данное направление, как прибыльную инвестицию с быстрым возвратом денег.

Залогом того, что франшиза оказалась более устойчивой моделью бизнеса в коронакризис, оказался тот факт, что за ней всегда стоит "старший брат" –  франчайзер (собственник бренда). Многие из них в период пандемии временно убирали роялти и отчисления, чтобы помочь своим партнерам не "загнуться".

"Когда ты со своей кафешкой оказался в условиях локдауна, ты можешь полагаться только на себя, на свою семью и друзей. А тут есть "старший брат", который должен прийти на помощь. Это не значит, что все покупатели франшиз чувствовали себя замечательно. Но в целом устойчивость этой модели подтверждал любой кризис –  и 2008, и 2014 год", –  заметил в беседе с UBR.ua директор компании "Франч" Роман Кирилович.

Свежие тенденции на рынке франшиз

В целом за последний год на рынке франшиз, из-за изменившихся условий начали возникать и новые тенденции, которые помогали адаптироваться под текущие реалии.

Например, "Львовские круассаны" стали магазинами-пекарнями, а "Молоко от фермера" добавили фуд-зоны. По словам Кириловича, именно такие форматы точек, которые объединяли внутри себя несколько направлений – общепит и торговлю – лучше прошли сложный период.

Франшиза Укрпочты: Смелянский рассказал, будет ли госоператор открывать партнерские отделения

Другие, чтобы нивелировать свои риски, вступали в различные коллаборации с брендами, как это сделали рестораны Димы Борисова и АЗС сети WOG. Либо же и вовсе перебрались в регионы, где не такая большая конкуренция.

"Дело в том, что по ключевым проектам Киев и лучшие локации уже заняты. Например, если один из наших инвесторов поставил "Франсуа" на Майдане, Контрактовой и Льва Толстого, то другой уже не может этого сделать. Поэтому наши клиенты покупают проверенные франшизы в другие регионы, где нанимают управляющих и контролируют этот рынок", –  подметила нам основатель консалтинговой компании Franchise Group Мирослава Козачук.

Однако не все франшизы доступны для приобретения во всех города: кто-то из франчайзеров не хочет открываться в городах с населением меньше 100 тыс. Тем не менее, есть и такие модели, которые наоборот стремятся в населенные пункты, насчитывающие менее 10 тыс. человек – например, "Новая почта".

Франшиза от 50 тыс. грн, окупаемость за 8-12 месяцев, – интервью с "топом" Новой почты

"У нас есть есть клиент, у которого пиццерия в Полтаве и Диканьке. Так вот именно в Диканьке они зарабатывают больше просто потому, что это –  "центр жизни". В заведение приходят справлять свадьбы, дни рождения, и вообще это самое крутое, что есть в их городе. А в Полтаве – конкуренция, там это – просто пиццерия", –  делится Кирилович.

Начинающий бизнес кормит владельцев франшиз

По наблюдениям экспертов, одним из основных трендов в нише франшиз стало развитие инвестиционных моделей, когда человек вкладывает деньги в бизнес, но не работает в нем операционно: он просто получает свои дивиденды, а управлением занимается продавец франшизы.

Обычно схема работы подразумевает получение инвестором около 100% части прибыли с франчайзинговой точки до возврата инвестиций, и ориентировочно 50/50 –  после.

"Это может быть условно, айтишник, который работает в компании, у него хорошая зарплата и он хочет иметь какую-то "подушку" в виде реального бизнеса. Та же пекарня или пиццерия приносят намного больший процент годовых, чем недвижимость или какие-то финансовые инструменты. Здесь может быть от 10 до 30% годовых ", –  приводит свои расчеты директор компании "Франч".

Покупка франшизы Burger King обошлась не менее $1 млн, – эксперт

В таком формате на владельца франшизы ложится большая нагрузка и контроль, однако он имеет возможность привлекать деньги, которые не требуют уплаты процентов, как в случае банковских кредитов, и не делиться долей в компании.

Сколько нужно вложить

Разброс цен на франшизы в Украине довольно обширный, но чаще всего покупают франшизы "масс-маркета" стоимостью до $30 тыс. Не последнюю роль при выборе подходящего варианта имеют поддержка, которую готов оказать франчайзер.

"Мы продаем франшизы от $5 тыс. до $150 тыс. за вступительный взнос. Помимо этого, франчайзи обязуется выплачивать ежемесячные роялти в среднем 1-7%. Размер будет зависеть от сферы и вида франчайзинга", – говорит Козачук.

Если бизнес-модель – сервисная, добавляет она, и франчайзер является управляющей компанией, то роялти будет минимум 5% от оборота. Если это – сбытовой франчайзинг, то 1-2%, так как основные деньги франчайзер зарабатывает на поставке продукции.

Анонимным расчетам криптой – конец. Биржи требуют от инвесторов "выйти из сумрака"

Однако не стоит рассчитывать, что бизнес по франшизе начнет приносить прибыль сразу же в момент открытия. Срок окупаемости в среднем по рынку составляет порядка 2-3 лет.

Более ускоренный вариант на данный момент способна предложить разве что "Розетка" –  заявители обещают прибыль уже через 1,5 года.

Самыми долгосрочными будут франшизы, связанные с крупной недвижимостью (коворкинги) и требующие инвестиции в миллионы долларов, поэтому здесь доход стоит ждать только после 3,5-4 лет.

"Если купить квартиру и сдавать, вы будете окупать ее 8 лет, а потом только зарабатывать. Покупатели франшиз не готовы к таким срокам. Все бизнесы в нашей стране быстрые в плане возврата денег. В тех же США нормально ждать по 5-7 лет, там все медленнее и стабильнее. У нас, наоборот, нестабильно, и значит быстрее нужно вернуть деньги, потому что непонятно, в какой стране ты будешь жить через 2 года", –  считает Кирилович.

Экономические оценки бизнеса достигли максимума за последние два года

Тем не менее даже с франшизами есть риски того, что начатый бизнес в итоге не станет успешным и его придется закрыть. "Хорошим" показателем для франчайзинговых сетей, говорят эксперты, можно считать порядка 10% неуспешных точек.

Конкуренты не дремлют

Еще один момент, который следует учитывать, это то, что примерно каждые 5 лет есть необходимость пересматривать свой продукт, иначе есть вероятность стать неактуальным: франчайзинговые сети имеют тенденцию взлетать и падать.

"На рынке есть случаи, когда франчайзи занимаются этим больше 10 лет. Но нельзя сказать, что это универсально для всех. В 2015-2017 г.г. был взлет франшизы "FreshLine" – больше 60 ресторанов сэндвичей. Но, к сожалению, они не уследили за изменением предпочтений и люди стали обращать внимание на другие концепции: круассаны, пиццу, пекарни. В итоге клиентов увели у "FreshLine". Важно внимательно следить за этим и менять свой продукт", –  отмечает директор "Франч".

С учетом этого, принимая решение о покупке франшизы в текущем и последующих годах, эксперты рекомендуют выбирать максимально "коронафрендли формат", который будет способен выдержать локдауны и максимально адаптированный под существующие в стране реалии.

ФЛП, которые установят ПРРО, не будут подавать отчетность, – Гетманцев

Вечной классикой остается общественное питание. Сюда добавились медицина, охрана и образование.

"В последние годы лидирует сфера услуг, общепит и ритейл. И, если во всем мире франчайзинг уже давно стал неотъемлемым атрибутом экономики, то в Украине эта бизнес-технология только начинает находить своих приверженцев", – рассказала основатель консалтинговой компании Franchise Group Мирослава Козачук.

Однако, добавляет эксперт, не стоит гнаться за тенденциями, а лучше покупать те франшизы, которые соответствуют вашим исходным компетенциям и только у компаний, у которых за плечами есть многолетний опыт и проекты в этой сфере.

Она советует не покупать "ноу-нейм" франшизы, которые работают меньше года, поскольку это дополнительный риск.

Франшизу могут не дать

Еще одна ошибка, которую часто допускают начинающие франчайзеры –  открытие бизнеса на заемные средства: эксперты рекомендуют иметь хотя бы 80% своих личных средств.

Это может повлиять и на ту франшизу, которую начинающий бизнесмен в итоге купит, поскольку в случае с "Розеткой" предпочтение отдается кандидатам, которые в качестве источника происхождения средств в анкете указывают свои собственные.

"Фопов" попросят открыть налоговой банковские данные взамен на поблажки по РРО

"Многие люди думают: ты мне продал франшизу и теперь "грабишь" на 5% каждый месяц. Если вы так думаете, не покупайте франшизу, потому что вы ничего не понимаете в этой модели, и пока не готовы ее принять. Потому что на самом деле за 5% роялти вам делают то, что стоило бы вам 50%", –  считает директор компании "Франч" Роман Кирилович. 

Эксперт подчеркивает, что именно за счет централизации и эффекта сети компаний, а также того, что главный офис предоставляет покупателю основной набор услуг, необходимый для поддержания и продвижения бизнеса – маркетинг, дизайн, разработку новых меню и пр. – бизнес имеет хорошие шансы, чтобы выжить и зарабатывать.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: начинающий бизнесмен франшиза франчайзи франчайзер прибыль инвестиции в бизнес
Просмотров: 2377