После того, как на складах Государственного агентства резерва Украины в ходе аудита не досчитались зерна на сумму в 800 млн грн, которое, по выражению советника главы МВД Михаила Апостола, "съели мыши", в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) решили изменить модель функционирования ведомства. Чиновники пришли к консенсусу, что хранение запасов продовольственной продукции и зерна на госскладах – реликт прошлого, не соответствующий нынешней практике стран ЕС.

Об этом заявили премьер-министр Денис Шмыгаль и глава МЭРТ Игорь Петрашко. По их словам, для формирования резерва государством будут использоваться форвардные или иные финансовые инструменты для закупок и хранения запаса на коммерческих предприятиях.

Альтернатива государственному программному РРО. Что новый стартап Дубилета предлагает бизнесу

"Государство говорит: "Я хочу быть уверенным, что у меня там двухмесячный, трехмесячный запас продукции", и заключает форвардные договоры. Тем самым поддерживается и баланс рынка, и баланс ценовой стабильности", – объяснил замысел министр экономики Игорь Петрашко в эфире телеканала 112.

Госрезерв практически уничтожен

Согласно данным экс-руководителя Госрезерва Ярослава Погорелого, уволенного с должности 12 мая, материальные запасы учреждения были полностью уничтожены и сегодня составляют 3% от нормы. У Госрезерва накоплено 2,5 млрд грн дебиторской и 1 млрд грн кредиторской задолженности. С учетом технологического износа, финансовой несостоятельности и коррупционных рисков, оставить ведомство без реформы – значит привести его к ликвидации, высказывал Погорелый мнение в колонке на "НВ".

Другой вариант – реорганизация Госрезерва с объединением всех его аграрных активов, а также других госпредприятий (Акционерное общество "Аграрный Фонд" и Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ)), в одну структуру под управлением МЭРТ. Кроме того, Погорелый предложил приватизацию изношенных и неэффективных госпредприятий, находящихся в управлении Госрезерва, с последующим объединением оставшихся в хабовые структуры по направлению деятельности (топливо, продовольствие, зерно).

Однако МЭРТ, судя по высказанным министром и премьером Шмыгалем планам, пока намерено формировать продовольственный (крупы, вода, мука) резерв вовсе вне системы подотчетного ему Госрезерва. Государству нет необходимости формировать огромные объемы продовольственных запасов на собственных складах, убеждены в правительстве.

О топливе и нефти, по которым государству еще предстоит отдельно сформировать Минимальный запас, а также о зерне, которое, как следует из проведенного в июне аудита, недолго хранится на складах предприятия, пока речи не шло. С целью уточнить данный момент UBR.ua направил информационный запрос в пресс-службу Минэкономики. На данный момент ответ готовится.

Панацея ли частный сектор

Использование коммерческих предприятий в госзакупках и хранении товаров – нормальная практика, в том числе и для зернового рынка, и для переработанной аграрной продукции, прокомментировал UBR.ua заместитель председателя организации "Всеукраинская аграрная Рада" Михаил Соколов. Однако, по его мнению, сама по себе она не устраняет коррупционных рисков.

В Украине создали "родной дом промышленности". Задачи – развивать обрабатывающую отрасль и ОПК

"Будет ли там коррупция, зависит от того, какой будет механизм выбора поставщиков и заключения договоренностей о хранении", – считает Михаил Соколов.

В Украине уже существуют принадлежащие государству операторы аграрного рынка, упомянутые АО "Аграрный фонд" и ГПЗКУ, которые используют в том числе форвардные закупки сельхозпродукции у частных компаний для последующего их производства, хранения и переработки. Однако коррупционные скандалы присутствуют и у них.

Так, Аграрный фонд в 2019 году потерял 3,2 млрд грн в результате, как объяснял в интервью "НВ" нынешний глава предприятия Богдан Банчук, выведения из него капитала в 2014 году после банкротства "Брокбизнесбанка", на счет которого был положен депозит в 2,1 млрд грн. Кроме того, в конце в 2019 года Аграрный фонд реализовал объем минеральных удобрений со сниженными относительно закупочных цен, в итоге потеряв еще 1,1 млрд грн.

Коррупционные случаи происходят с Аграрным фондом из-за того, что поставщик и цена услуг не всегда прозрачно определяются на конкурсных тендерах, заметил Михаил Соколов.

"Самый яркий скандал, который мне известен об Аграрном фонде – это закупка минеральных удобрений у компании Фирташа Ostchem и хранение их в той же компании. В результате государство переплатило и за удобрение, и за их хранение: сначала купили их по завышенной цене, не смогли их продать, они пролежали на складе, и налогоплательщики еще доплатили за их хранение", – рассказывает Соколов.

Он объясняет, что этого не произошло, если бы Фонд провел бы конкурентный конкурс, определив победителя исходя из более низкой цены, в соответствии с возложенной на него ролью поддержал бы малых и средних аграриев, которые такую цену готовы были предложить. Если будущие хранители государственных закромов будут определены схожим образом, то это только повторит предыдущие ситуация с Фондом, убежден Соколов.

В новом сезоне экспорт украинского зерна уже превысил 1 млн т

Впрочем, Богдан Банчук выразил готовность обеспечить продовольственную безопасность страны, если бы правительство наделит предприятие соответствующими полномочиями и передаст в управление часть мощностей Госрезерва по переработке продукции.

Форвардные контракты могут сделать непредсказуемой конечную цену

Решение передать обязанность по хранению зерновых к частным компаниям могло бы сэкономить средства, необходимые для поддержания условий сбережения сельхозпродукции, полагает руководитель отдела аналитики группы компаний Forex Club Андрей Шевчишин.

"Обычно подобные запасы формируются исходя из потребностей. Если у государства на данный момент нет необходимости поддерживать объемы зерна, потому что его достаточно, соответственно, держать такие объемы действительно нет необходимости", – говорит Шевчишин.

Если систему хранения продукции через механизм форвардных контрактов с поставщиками применить не только к продовольственным, но и к запасам зерновых культур, то на конечной их стоимости для государства это не должно сказаться существенно, считает эксперт. Кроме того, в отличие от нынешней системы хранения зерна в Госрезерве, в результате которой сырье за год значительно теряет в качестве, – если не "съедается мышами", – полугодичные форвардные контракты позволяют сохранить его изначальные характеристики.

Однако особенность форвардных контрактов, цена на продукцию по которым устанавливается окончательно в момент передачи товара, безусловно должны внести определенную непредсказуемость в конечное формирование стоимости, говорит Шевчишин.

"Цены будут реагировать на изменения с шестимесячным лагом. Однако, поскольку Украина является нетто-экспортером, и зерно будут выращивать внутри Украины, риски гораздо ниже. По яровым культурам – ячменю и той же пшенице – больших рисков не должно быть", – прогнозирует Шевчишин, добавляя, что обычно форвардные контракты на мировых рынках заключаются на 1-2 месяца.

Окончательно определить каждый из них должны государственные аналитики, исходя из существующих факторов – для зерна таким может быть прогноз урожая, который в случае установления рекорда обеспечит низкую стоимость его закупки и в период до 6 месяцев.

Убытки на 200 млн грн. Военный полигон засеяли соей, подсолнечником и зерновыми

Влияние форвардных договоров на цены продовольственных товаров может быть выше, в том числе и с учетом того, что ряд из них – к примеру, гречку, – Украина как минимум наполовину импортирует.

Впрочем, Шевчишин также отмечает, что процедура проведения закупок и определения победителя должна быть четко прописана во избежание коррупционных рисков и выводов капитала.

"Рынок зерна достаточно спекулятивен", – предостерегает Шевчишин.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: госрезерв форвард продтовары компании частный сектор контракты
Просмотров: 749