Украинские "коньяк" и "шампанское" больше не будут продаваться за границей под данными наименованиями – теперь только бренди и игристое. Изменение, утвержденное в рамках подписанного президентом закона об усовершенствовании правовой защиты географических названий, первым коснувшееся продукции отправляемой за рубеж, будет утверждено внутри страны лишь в 2026 году.

Многие производители уже адаптируются к неизбежному, заранее переименовывая свои товары согласно правилам Евросоюза. В то время как украинский потребитель постепенно свыкается с новыми названиями, в тех странах, на которые украинские "коньяки" и "шампанское" ориентированы в экспорте, пока не готовы принять утвержденную в Европе географическую классификацию. Принесет ли это убытки украинским экспортерам, выяснял UBR.ua.

Украина прекратила поставки коньяка и шампанского за границу

Что и когда изменится

С момента подписания Украиной Ассоциации с ЕС большинство географических названий продукции, утвержденные в Европе, должны быть защищены и в Украине. Некоторая отсрочка была предоставлена для 15 защищенных в ЕС наименований, резкий ребрендинг для которых мог принести отечественным производителям убытки.

Помимо коньяка и шампанского, чьи "правильные" названия так или иначе уже прижились среди украинцев, ребрендинг еще не обязателен, но уже скоро постигнет еще 10 видов алкогольной продукции ("портвейн", "арманьяк" и т.д.). Для них переходной период предусмотрен на срок в 10 лет. Для трех сыров – пармезана, рокфор и фета, - чуть меньше, чем для алкоголя – всего семь лет. Таким образом упомянутые названия сыров станут вне закона в Украине с 2023 года, алкоголя – в 2026 году.

Однако, если для внутреннего рынка переходной период предусмотрен более длительный, то для продукции, поставляемой на экспорт, европейские правила имплементируются уже с 23 декабря этого года. В этот день Торгово-промышленная палата Украины объявила, что больше не выдает сертификаты для отправляемых за границу произведенных в Украине "коньяков", "арманьяков", "портвейнов" и, конечно, "шампанских" вин.

Бренди - теперь во всем пост-СССР

Генеральный директор украинской Ассоциации поставщиков и торговых сетей Алексей Дорошенко в разговоре с UBR.ua выразил мнение, что ввиду географии распространения отечественного "коньяка" и "шампанского", новый нейминг может сказаться на снижении их продаж – однако не факт, что это окажется болезненным.

"Если говорить о странах Азии, то там название "шампанское" еще пользуется спросом, и именно в данном регионе меньше других отслеживают подобные процессы по смене наименований. Поэтому здесь можно ожидать некоторое снижение продаж. Но не думаю, что мы увидим большой удар по бизнесу", - отмечает эксперт, аргументируя свое мнение тем, что "основные объемы продукции все-таки остаются в Украине".

Дополнительным фактором является постепенный переход на европейский нейминг всех стран производителей "коньяка", конкурирующих с Украиной – эти процессы, объясняет Алексей Дорошенко, происходят также в Грузии, Армении и Молдове.

"Здесь важно не то, что мы переходим на новые названия, а как этот переход происходит по сравнению с другими нашими конкурентами. Если бы мы переходили на новые названия намного раньше Армении, то тогда бы мы, конечно, теряли, ведь потребитель путался бы от соседства "армянского коньяка" и "украинского бренди" на одной полке, предпочитая первый. Но так как мы наблюдаем аналогичный процесс во всех странах, которые производили напиток на основе "коньячных" спиртов, то никаких конкурентных недостатков мы не получим", - пояснил директор Ассоциации поставщиков и торговых сетей.

Как объяснила UBR.ua аналитик компании Pro-consulting Неля Онищенко, все же больше потеряют от новых названий производители сыров, а не алкоголя, ведь у последних больше возможностей для маркетинговых ухищрений – к примеру, они могут делать акцент на бренде, а не на классификации продукта.

"Потребители ориентируются в основном не столько на торговую марку, сколько на вид сыра. Фета, бри, рокфор уже стали узнаваемыми среди украинских потребителей, и если вместо привычной феты покупатель увидит «набил» (один из вариантов нового названия для «украинской феты»), то это может поначалу эго «дезориентировать»", - считает Онищенко.

В Украине разрешат «бодяжить» коньяк

Экспорт снизился из-за потери рынка РФ

Объемы поставок украинской коньячной и винной продукции год от года снижались и без ребрендинга: согласно данным Госстата, если в 2013 году украинские производители коньяка поставили на внешние рынки напитков своего производства на $4,5 млн., то в 2017 – на $2,4. млн. В свою очередь, разница в проданном за рубеж объемом шампанского за тот же период составила миллион долларов "в минус" – с $3,1 млн. до $2,1 млн.

Как рассказала Неля Онищенко, улучшения не наступили и в дальнейшем.

"На протяжении последних лет экспорт отечественных винных продуктов снижается. Но основная причина – это снижение производства внутри страны в результате падения конкурентоспособности продукции. В 2018 году по категории «Бренди (в том числе "Коньяк Украины") производство составляло $2,3 млн, что на 4,1% меньше, по сравнению с 2017 годом и на 23,3% - по сравнению с 2015 годом. В этом году тенденция по снижению производства продолжается. Частично, на снижение объёмов экспорта влияет и то, что на протяжении многих лет одним из основных рынков для украинских производителей была РФ", - объясняет Онищенко.

Также она подкрепила свои доводы статистикой: в 2015 году на долю РФ приходилось более 19% экспортированных игристых вин, тогда как в 2018 – 4,6%.

"Помимо этого, материальное положение украинцев улучшилось, и у них появилась возможность потреблять импортные напитки, поставки которых росли", - добавила аналитик Pro-consulting.

Алексей Дорошенко констатировал, что пока украинские производители конкурируют на внешних рынках только за счет цены, большой прибыли с экспорта они получить не смогут.

"Тот рынок, на который мы до сих пор продавали шампанское, не может быть прибыльным для производителя, потому что это как раз самая дешевая ниша, на которую точно не может приходится большая маржа – тем более, если говорить об экспорте", - вопрошает эксперт.

"Единственный способ, с помощью которого мы на данный момент можем продвигать свой товар – либо наименьшая цена, либо лучшее соотношение цены и качества, - является наихудшим", - резюмирует Дорошенко.

Плюсы географических названий для украинских производителей пока сомнительны

Если все претензии Европы к Украине касались наименований указанных сыров и алкогольных напитков, то разногласий касательно других видов продукции у отечественных производителей на официальном уровне не возникало.

В то же время сторонники имплементации европейских норм настаивают, что географические наименования помогут и украинскому производителю в расширении поставок своей продукции. С данным мнением согласилась и аналитик Pro-consulting Неля Онищенко.

В свою очередь, Алексей Дорошенко скептически настроен к тому, что географические названия смогут положительно повлиять на украинских производителей.

"Какой рынок сбыта у гуцульской брынзы за рубежом, - среагировал он на недавно утвержденное первое украинское географическое наименование, - Он отсутствует практически. На него может быть индивидуальный небольшой спрос, но когда мы говорим об условиях поставки, они должны соответствовать всем нормам HACCP (система качества управления безопасностью пищевых продуктов, - прим.). Сейчас они им не соответствуют", - считает эксперт.

Также Дорошенко высказал убеждение, что на данный момент небольшие украинские производители, которым в теории географическое название могло бы помочь выйти на внешние рынки, не имеют возможности обеспечить экспортные требования ЕС - полноценную дистрибьюцию, оборудования в стране-импортере, утверждения полного сертификата качества для ЕС.

Директор Ассоциации поставщиков и торговых сетей также привел примеры тех локальных групп товаров, которые пользуются спросом у приезжающих в Украину туристов.

"В Закарпатье иностранцы очень любят покупать калгановку. В целом, если у человека есть деньги и он обладает информацией о товаре, то он может его купить. Но у украинских производителей нет средств, чтобы продвигать свою продукцию за рубежом – зайти в другую страну и провалиться может себе позволить "Рошен", но не небольшая компания", - привел свои размышления Дорошенко.

"Географическое наименование - это перспективная вещь, но на сегодняшний день она ничего не стоит", - подытожил эксперт.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: коньяк географическое название продукты изготовление шампанское нейминг название переименование
Просмотров: 4062