На фоне переизбытка нефти в мире и нехватки мощностей для ее хранения возник спор в экспертной среде и среди бизнесменов насчет целесообразности предоставления зарубежным компаниями возможности использовать существующие нефтехранилища в Украине и зарабатывать на этом деньги.

Коммерческий директор госкомпании "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко предложил использовать для этих целей емкости нефтеперерабатывающих заводов и построенную в советское время нефтебазу под Черниговом. Российский эксперт из "Фонда национальной энергетической безопасности" Игорь Юшков разделяет точку зрения Витренко и полагает, что зарубежную нефть можно также хранить в неиспользуемых ветках и емкостях нефтепровода "Дружба", который проходит через территорию Украины и не полностью загружен.

Топ-менеджер Нафтогаза призвал не упустить возможности заработать на хранении нефти

В компании "Укртранснафта", напротив, считают, что в Украине нет технических возможностей для хранения нефти, а все трубопроводы и резервуары предназначены исключительно для ее транзита. Данный вопрос не урегулирован законодательно, поскольку на сегодняшний день иностранная нефть может находиться в Украине в качестве импорта или транзита.

По информации директора специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, в 2018 г. большая часть емкостей "Укртранснафты" была заполнена нефтью и не факт, что частные собственники нефтеперерабатывающих заводов предоставят государству свои нефтехранилища. Пока в Украине идут споры, компании из других стран, у которых есть свободные мощности для хранения нефти зарабатывают легкие деньги во время кризиса.

Глобальный дефицит нефтехранилищ

Нефтехранилища востребованы как никогда из-за продолжающегося мирового нефтяного кризиса. В результате увеличения объемов добычи нефти в странах Персидского залива в марте-апреле и снижения потребления бензина и дизтоплива из-за карантина и пандемии коронавируса, в мире накопилось слишком много никому не нужной нефти. Проблема не только в том, что она обесценилась.

В Укртранснафте отклонили предложение Витренко зарабатывать на хранении нефти

Добыча нефти – это сложный технологический процесс и просто так перекрыть скважину, как кран с водой, не получится. Чтобы остановить добычу нефти нужно забетонировать скважину на больших глубинах с использованием специального оборудования. Для возобновления добычи нефтяникам придется заново бурить скважины. Учитывая то, что профицит на рынке нефти –явление временное и будет сокращаться по мере снижения добычи, компании предпочитают хранить добытую нефть в резервуарах. На заседании ОПЕК+ 12 апреля страны-производители договорились снизить добычу нефти на 19 млн баррелей с мая 2020 по 2022 г.

Однако нефтехранилища – не резиновые. По состоянию на март нефтью были заполнены наземные емкости и морские танкеры совокупной емкостью 7,2 млрд баррелей. По мнению эксперта в области нефтегазовой отрасли Ирины Слав, во всем мире свободными осталось резервуаров на 1,2 млрд баррелей. Она не исключает, что в скором времени нефть будет негде хранить. Как сообщает аналитик Goldman Sachs Джеффри Хелли, сокращение добычи нефти в согласованных на заседании ОПЕК+ объемах не позволят разгрузить нефтехранилища. По оценкам канадской консалтинговой фирмы Rystad Energy, для этого придется сократить добычу нефти на 11 млн баррелей в сутки, а не на 9,7 млн баррелей и меньше, как было озвучено ранее. Сотрудник российского Института энергетики и финансов Марсель Салихов предполагает, что в случае недобросовестного исполнения сделки ОПЕК+ и дальнейшего снижения спроса на нефть, свободные мощности нефтехранилищ сократятся до 200 млн баррелей до конца июня.

Ситуативная выгода

Неудивительно, почему в "Нафтогазе" заинтересовались возможностью хранить зарубежную нефть в украинских нефтехранилищах. Сейчас это прибыльное дело. Выгоду в краткосрочной перспективе могут извлечь именно те фирмы, у которых есть свободные емкости. По наблюдениям аналитика Дэниэла Тенрейро, в США хранение нефти обходится дороже, чем ее цена. Цены на американскую нефть различных марок колеблются от 75 центов до 14,5 долларов за баррель. По информации канадского инженера-нефтяника Иена Лавойе, в 2015 г. хранение одного барреля нефти в нефтехранилище в среднем обходилось 33 цента в месяц. Разница существенная. Глава брокерской фирмы Tank Tiger Эрни Барзамиан из штата Нью-Джерси сообщил, что за неделю они заключили 120 сделок по хранению нефти.

"Кровавая баня" на рынке нефти. Украинскому экспорту грозят большие проблемы

Аналитик Крис ван Мосснер считает, что нефтехранилища большинства американских компаний уже заполнены на 60%, в то время как у фирмы The Cushing – на 77%. Финансовый директор голландской компании Vopak Жерар Пауле заявил, что практически все их нефтехранилища в морских терминалах заполнены. Vopak планирует возобновить работу четырех емкостей в г. Роттердам. На три четверти заполнены нефтехранилища на западе Канады емкостью 40 млн баррелей. Забиты нефтью нефтебазы в итальянском порту Триест емкостью 2 млн куб. м. Компания Brooge Petroleum and Gas Investment Co из ОАЭ планирует увеличить емкость своего нефтехранилища в Фуджейре с 1 до 3,5 млн баррелей во втором квартале 2020 г.

Правительства ряда стран помогают частному сектору в решении проблемы нехватки нефтехранилищ. Министерство энергетики США прорабатывает возможность сдачи в аренду американским компаниям часть емкостей Стратегического нефтяного резерва для хранения 77 млн баррелей нефти. Власти Китая, Южной Кореи, Индии предоставляют государственные нефтехранилища для импортной нефти. Индия планирует разместить в своих стратегических нефтехранилищах 19 млн баррелей нефти.

Не хватает нефтехранилищ в России. Резервуары компании "Транснефть", морских портов Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, Козьмино, фирмы "Роснефть" и других нефтяных компаний рассчитаны на 300 млн баррелей. Однако в условиях нынешнего переизбытка нефти этого может оказаться недостаточно. Рассматриваются даже такие экстраординарные варианты выхода из кризиса, как использование железнодорожных цистерн в качестве емкостей для хранения нефти. В конце 2019 г. в собственности российских компаний насчитывалось порядка 178 тыс. нефтебензиновых цистерн.

Раздолье для судовладельцев

Как сыр в масле катаются собственники супертанкеров, вместительностью до 2 млн баррелей нефти. По информации британского эксперта по вопросам энергетики Джулиана Амброза, суточная ставка на фрахт такого судна за месяц выросла в два раза и составляет $350 тыс. Председатель правления голландской фирмы-судовладельца Euronav Хуго де Ступ считает, что разные фирмы будут фрахтовать больше танкеров для хранения нефти. В собственности Euronav находится 66 танкеров.

Цена нефти Brent опустилась ниже $20 впервые с февраля 2002-го, но потом начала расти

В мире зафрахтовано 60 супертанкеров для хранения от 160 до 250 млн баррелей нефти. Такого ажиотажа не было со времен финансово-экономического кризиса. В 2009 г. в танкерах хранили 100 млн баррелей нефти. В основном супертанкеры стоят у побережья Шотландии (Великобритания), Сингапура и США. Ожидается прибытие 12 супертанкеров по запросу Геологической службы США в конце апреля – в мае.

Также востребованы и нефтяные танкеры меньших размеров. В мире используется свыше 4 тыс. нефтяных танкеров разного класса. По данным фирмы-судовладельца Nordic American Tanker ставка на фрахт танкеров класса Suezmax увеличилась с $8 тыс. до $68 тыс. в сутки. Компания владеет 23 танкерами.

Украинский потенциал

Не стоит спешить с выводами о том, что Украина не сможет извлечь выгоду во время нефтяного кризиса, поскольку резервуары для хранения нефти есть не только у госкомпании "Укртранснафта". Услуги в сфере хранения нефти и нефтепродуктов развиваются в Украине со времен независимости. Для хранения нефти используются емкости нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В Украине работают только два из шести НПЗ. В 2014-16 гг. "Укртранснафта" хранила нефть в резервуарах Кременчугского, Надворнянского, Дрогобычского НПЗ в собственности Группы "Приват". В 2016 г. госкомпания разместила 40 тыс. тонн нефти в нефтехранилищах Херсонского НПЗ, который принадлежит группе компаний "Континиум". В 2014 г. на базе Одесского НПЗ, который на тот момент принадлежал группе ВЕТЭК бизнесмена Сергея Курченко, хранилось 65 тыс. тонн нефти.

По информации бывшего главы Госрезерва Украины Вадима Мосийчука, существует 5 государственных нефтебаз в Черниговской, Житомирской, Хмельницкой, Харьковской и Запорожской областях, где в общей сложности можно хранить миллион тонн наливных грузов. В 2016 г. вынашивалась идея преобразования данных предприятий в "Нефтерезерв" и увеличения мощности хранения нефти до 2 млн тонн. к 2022 г.

Впервые в истории стоимость нефти WTI обвалилась ниже нуля: названы причины

Наличие выхода к морю и нефтяных терминалов в портах Одессы, Южного, Херсона, Николаева, Измаила, Рени, Черноморска, Очакова являются дополнительным преимуществом для того, чтобы предоставлять зарубежным компаниям услуги по хранению нефти. Украинские нефтяные терминалы загружены не на полную мощность. За десять месяцев 2019 г. перевалка нефти в украинских портах составила менее 27 млн тонн, в то время как они рассчитаны на обработку 52 млн тонн. Доставку нефти до указанных выше нефтехранилищ можно осуществлять железнодорожными цистернами.

В Украине есть потенциал не только для хранения небольших объемов нефти, но и нефтепродуктов, которые также некуда сбывать. В собственности около 20 украинских компаний есть нефтебазы. В основном они расположены на территории Житомирской области, в городах Коростень, Новоград-Волынский, Житомир, Черняхов, Бердичев. Сейчас туда поступают импортный бензин, дизельное топливо, авиатопливо из Беларуси, Литвы, а дизельное топливо доставляется из России по нефтепродуктопроводу "Самара – Западное направление". Основными собственниками нефтебаз являются фирмы "Закарпатнефтепродукт-Мукачево", "Терминал Ойл", "Кворум Нафта", "Фактор Энергогрупп", "Фаворит Ойл", "Марсел Энерджи Украина", "Интер Лайт", WOG, "Укрпалетсистем" (UPG). На юге Украины крупным собственником нефтебаз и трейдером нефтепродуктов является фирма "Оранж Оил", которая импортирует бензин и дизельное топливо из Греции, Индии, Израиля, Венгрии, Турции, Туркменистана.

Необходимы поправки в украинское законодательство, чтобы открыть рынок емкостей Украины для зарубежных нефтяных компаний. Конкурентоспособность государства в условиях кризиса зависит от способности оперативно адаптироваться к меняющимся условиям и давать возможность бизнесу извлекать выгоду.

 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: хранение нефть страны мира заработать украина хранилища
Просмотров: 2866