Из двух иностранных компаний, развивавших сеть розничных продуктовых супермаркетов в Украине, осталась одна: литовская BT Invest, владеющая сетью Novus, приобрела все 35 магазинов Billa австрийской REWE intl. AG, являющейся дочерним подразделением базирующейся в Кельне REWE Group. Сделка, позволив австрийцам избавиться от проблемного бизнеса, в то же время для литовцев означает почти двукратную прибавку к числу объектов собственности и возможность усилить конкуренцию с другими игроками рынка – в первую очередь киевского и одной из лидирующих на нем сетей Сильпо.

Открылись в нулевых, остались на уровне начала 2010-х

К 2014 году число торговых точек крупной австрийской торговой сети Billa в Украине достигло 39, при этом первый ее украинский супермаркет открылся еще в 2000-м. Однако в результате кризисов 2009 и 2014 годов австрийцы вынуждены были изменить бизнес-стратегию: сперва пришлось отказаться от исключительной ориентации на постройку собственных объектов, начав брать часть помещений в аренду, а после 2014-го – сконцентрироваться на киевском рынке, уйдя из регионов.

Бери сейчас, плати потом. Феномен сервиса Klarna ценой в $10 млрд и есть ли в Украине нечто подобное

В итоге REWE продала свои магазины в Харькове, Днепре, Запорожье, Одессе, Херсоне и еще ряде украинских городов – единственным регионом, кроме столицы и области, где Billa сохранила свое присутствие остался магазин в Житомире.

"Для австрийцев украинское подразделение не представляло большого интереса: после резвого старта в начале 2000-х годов сеть затормозила в развитии, не смогла наладить эффективную работу в регионах, выстроить оптимальную бизнес-модель и в итоге уступила конкурентам: как украинским сетям (Сильпо, АТБ, Varus и т.д.), так и международным игрокам", – объяснила UBR.ua генеральный директор Ассоциации ритейлеров Украины (RAU) Оксана Приходько.

Последнее время компания пыталась изменить положение дел, экспериментируя с форматами. Так, в 2018 году был обновлен один из супермаркетов сети, в котором управители внедрили концепцию Pop-Art Kitchen, объединившей в одном магазине пространства кухни, товаров, искусства и детского мира. Однако, увеличив выручку в данной точке на треть, глобально это ситуацию не поменяло.

"В то время как все ритейлеры экспериментировали с форматами, внедряли новые технологии, обновляли магазины, активно использовали маркетинговые коммуникации, выходили в онлайн, сеть Billa, по сути, оставалась на уровне начала 2010-х годов: с устаревшими форматами, невнятной коммуникацией, без стратегического видения развития бизнеса в нашей стране", – дает оценку деятельности компании в Украине Приходько.

Глава RAU также отметила, что, по данным инвестаналитиков, Billa "была операционно убыточной, и предпосылок для изменения ситуации не было".

"Для REWE Group продажа подразделения – оптимальный выход", – констатировала Оксана Приходько.

Карантин существенно высвободил площади в киевских ТРЦ

К 2023 году Novus планирует расшириться вдвое

Сеть Novus, которой владеет работающая главным образом на украинском рынке литовская компания BT Invest, в результате покупки 35 супермаркетов может разрастись до 81 магазина. С учетом планов построить еще 8-10 объектов в 2020-м, а также 30 – к концу 2022-го, на что компания получила кредит в $100 млн от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), общее количество объектов литовцев в Украине к этому времени может достигнуть 120.

Это может ввести BT Invest в топ-10 украинских ритейлеров. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, по состоянию на июнь 2020 года наименьший оператор в данном списке – владеющее брендами "Копейка" и Santim ООО "Модерн-Трейд" – располагал 89 магазинами, в то время как прогнозируемые к 2023 году для Novus`а 120 объектов уже сегодня имеет сеть Делви.

В то же время относительно лидеров украинского рынка – не только АТБ с его 1132 магазинами, но и Fozzy Group, которая контролирует 575 супермаркетов – позиции Novus`а пока будут оставаться незаметными. Тем не менее, по мнению Приходько, во всеукраинском масштабе поглощение позволит несколько нарастить продажи и войти в топ-5 по суммарной выручке.

Благодаря покупке Billa, почти все объекты которой располагались в Киеве либо области, Novus главным образом существенно укрепит свое положение в столице, на которую компания также в основном ориентирована.

"Компания получит возможность занять раскрученные и известные потребителям локации. Учитывая, что в таком же сегменте в Киеве работает сеть Сильпо, Novus усилит свои позиции в конкурентной борьбе", – отметила Приходько.

Как предположили в разговоре с UBR.ua представитель одной из компаний-аналитиков рынка ритейла, конкуренция за киевский сегмент могла происходить между Novus`ом, сетью Сильпо и другими игроками уже на этапе торгов за украинские активы REWE Group – не исключено, что среди интересующихся приобретением магазинов сети была не только литовская компания. По оценкам экспертов RAU, сумма сделки составляет от 40 млн до 50 млн евро.

В течение следующих трех лет в Киеве откроются 10 новых ТРЦ

Впрочем, даже приобретенные магазины пока не позволят Novus`у достигнуть объемов Сильпо – последний оператор владеет 81 точками в Киеве и области, в то время как после покупки Billa количество магазинов под управлением BT Invest в столичном регионе достигнет 76.

Правда, итоговое число реализованных проектов Novus`а может существенно отличаться от заявленных целей – это касается и преобразования магазинов австрийского бренда. Как предполагает Оксана Приходько, если отдельные точки новый собственник может переоборудовать под тот или иной формат Novus`а, то другие – если операционная эффективность объекта окажется неудовлетворительной – могут подлежать закрытию. В целом, в большинстве случаев решение будет приниматься по каждому объекту отдельно, считает Приходько.

"В сети Billa есть как собственные магазины, построенные с нуля, так и арендованные помещения. К тому же иногда зоны охвата уже работающих Novus пересекаются с маркетами Billa", – указывает гендиректор Ассоциации ритейлеров Украины. Она добавила, что реальный эффект от сделки оправдает себя через несколько лет.

"Как показывает практика, интеграция поглощенных магазинов в уже работающую сеть, налаживание логистических потоков и рабочих процессов, переформатирование и т.д. занимает как минимум 2-3 года. Поэтому мгновенных изменений на рынке ждать не стоит: эффект от сделки проявится гораздо позднее", – прогнозирует директор RAU Оксана Приходько.

Между тем, в BT Invest пока не сообщали о дальнейших планах развития магазинов Billa. Кроме того, для окончательного утверждения договоренности двух компаний следует дождаться решения Антимонопольного комитета.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: billa novus сильпо fozzy group ритейл ритейлеры розница супермаркеты
Просмотров: 2014