20 марта киевский ритейл столкнулся с четвертым с начала коронакризиса усиленным карантином. Несмотря на то, что за прошлый год рынок научился работать в его условиях, убытков компаниям все равно не избежать.

В зависимости от вида деятельности одни предприятия опасаются недосчитаться более половины месячной прибыли. Другие же уверены, что потеряют как минимум 6% годовой выручки.

Ритейл и ТРЦ были готовы к локдауну, – эксперт

В случае продления локдауна многим предпринимателям придется окончательно отойти от дел. Наибольший ущерб получит малый и средний бизнес, а также те игроки, формат работы которых не дает возможности заместить потери с помощью онлайн-торговли.

Такие прогнозы получила Ассоциация ритейлеров Украины (RAU), опросив 6 компаний, – среди которых операторы торгово-развлекательных центров, фешн-ритейлеры и рестораторы – о влиянии предыдущих и нынешнего локдаунов на их деятельность, а также о мерах поддержки, которых в отрасли ждут от государства. Ответы бизнеса RAU предоставила UBR.ua.

Рестораны – минус половина прибыли

Предыдущий жесткий карантин, длившийся с 8 по 24 января, оказал разное влияние на разных участников рынка: играли роль как сегмент, так и способность перевести как можно больше продаж в онлайн.

"Не смертельной" назвал потерю 50-60% месячной прибыли, которой лишилась в январе сеть ресторанов быстрого и здорового питания Salateira, ее соучредитель и управляющий партнер Александр Савилов. Он предположил, что по итогам мартовско-апрельского карантина компания получит примерно такой же результат.

Salateira – фастфуд, часть точек которого и ранее открывалась исключительно для заказов на дом. Однако во время локдауна "в целом держатся", рассказывает Дмитрий Борисов, собственник Семьи ресторанов Дмитрия Борисова, и заведения формата smart casual, – бюджетные рестораны с высокой кухней, – и также "особенно" те из них, которые изначально были ориентированы на доставку.

Ритейл и банкиры договорились о снижении комиссии на безналичные операции

Тяжелее всего приходится классическим ресторанам, говорит Борисов, называя среди своих заведений этого типа рестораны "Канапа", "Ватра", "Остання Барикада", "Любчик", Chicken Kyiv.

"[Это] Места, в которые ходили не только за едой, но и за эмоциями, общением. Это сложно "упаковать" в доставку, поэтому здесь она покрывает всего 10% от той выручки, того количества гостей и заказов, которые есть при нормальной работе", – поясняет Борисов.

Фешн-ритейл – нераспроданная одежда и потеря 30% продаж

Сложно оказалось "упаковать" свой бизнес в доставку и фешн-ритейлерам. Ранее эксперты RAU указывали UBR.ua, что даже крупные международные бренды, вроде Adidas и New Yorker, до сих пор не имеют в Украине онлайн-магазинов. Но с проблемами сталкиваются и предприятия, развивающие интернет-торговлю.

Маркетинг-директор Intertop Ukraine Мария Самплавская пояснила, что ее компания, будучи омниканальным игроком, способна избегать радикального падения продаж в период вынужденного закрытия торговых точек – "однако обычно большой процент заказов через сайт клиенты оформляют с выкупом в магазинах, так как им важна предварительная примерка".

"Во время январского локдауна мы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года потеряли 30% продаж", – комментирует Самплавская.

Впрочем, она же уточняет, что падение объемов реализации в модном бизнесе связано не только с закрытием магазинов, но и с изменением потребительских настроений. CEO Invogue Fashion Group (28 магазинов одежды в Киеве, Одессе и Харькове) Татьяна Карлова добавляет, что "сейчас покупатель живет в негативном информационном поле и заранее меняет свои приоритеты по покупкам".

Таким образом "влияние карантина на продажи начинается до его введения и заканчивается позже, после фактического выхода из него", заключает она.

Эксперт рассказал, будут ли ТРЦ взимать арендную плату с бизнеса во время локдауна

"Выход из карантина обычно сопровождается недолговременным эффектом всплеска, который потом также сменяется более пассивным подходом к покупкам", – комментирует CEO Invogue Карлова.

Сделать оценку своих убытков оба участника фешн-рынка пока затрудняются. В Invogue лишь уверены, что этот карантин сократит для них период продаж товара по первой розничной цене – есть риск не реализовать значительную часть одежды.

"После январского локдауна мы остались с большими остатками, так как сократилось время сейла и уменьшился интерес к распродаже", – говорит Татьяна Карлова.

Об итоговых убытках говорить рано и ввиду распространения коронавируса. В Intertop заметили, что уже сейчас у них прекратили работу более 100 из 140 магазинов в Украине из-за попадания регионов, где они находятся, в "красную" зону – но "ситуация продолжает усугубляться".

ТРЦ – убытки $5 млн у одного игрока, 2,6 млрд грн – в отрасли

Тем не менее спрогнозировать потери тех объектов, чья деятельность попала под полный запрет, можно по крайней мере исходя из длительности ограничений.

Как отмечает Анна Чуботина, гендиректор компании Arricano Real Estate, владеющей и управляющей тремя ТРЦ в Киеве и двумя в регионах (Sky Mall, Проспект, РайОN – в столице, а также "Солнечная галерея" в Кривом Роге и City Mall – в Запорожье), так как в году 52 недели, невозможность работать во время трех из них означает потерю 6% годовой выручки. Но весенние убытки могут оказаться и намного более значительными.

"Март – это традиционно один из лучших периодов в первом полугодии для наращивания товарооборотов", – объясняет Чуботина.

ФГИ разорвет договоры с арендаторами-должниками в одностороннем порядке

В 2020 году обусловленный локдаунами финансовый ущерб операторов коммерческой недвижимости достигал миллионов долларов. Управляющий директор Dream Town Роман Емец говорит, что его компания недополучила около $5 млн в результате усиленных карантинов предыдущего года. Потери от нынешнего, хоть в Dream Town подсчеты будут проводить позже, также составят "огромную сумму поступлений", уверен Емец.

В результате трехнедельного локдауна общее снижение выручки киевских торгово-развлекательных центров от арендных поступлений может составить 2,6 млрд грн, на основании опыта прошлых усиленных карантинов сделали оценку в консалтинговой компании Pro-Consulting по запросу UBR.ua.

Как считают аналитики, у столичных арендаторов ТРЦ суммарные потери могут достичь 7 млрд грн.

Как компании адаптируются к локдауну

Несмотря на серьезные убытки крупных компаний, три недели усиленного карантина прежде всего затронут мелкий и средний бизнес, "который еще не восстановился после предыдущего года", уверена гендиректор Arricano Анна Чуботина. Она добавляет, что в случае продления строгих ограничений во втором полугодии 2021-го "стоит ожидать закрытий ритейлеров и роста безработицы".

Для столичных ТРЦ, высказал мнение гендиректор Pro-consulting Александр Соколов, локдаун не станет фатальным – вероятность закрытия даже "слабых" и небольших компаний, бизнес которых не диверсифицирован, по его мнению, является минимальной.

Дело в том, что игроки имели возможность подготовиться к усилению ограничений, наладить работу онлайн-продаж и служб доставки. Учитывая адаптированность предприятий, выход из текущего локдауна будет быстрее с точки зрения восстановления посещаемости, считает Соколов.

"К тому же, позитивно повлияет на обороты ТРЦ после карантина отложенный спрос, который в 2020 году положительно отразился на многих ТРЦ и даже увеличил средний чек по сравнению с докарантинным периодом", – пояснил свою точку зрения Соколов.

Локдаун в Киеве: магазины не досчитаются 85-90% продаж

О своей адаптации к карантину говорят и сами ритейлеры. Как отметил Дмитрий Борисов, в этот раз его компания оказалась "относительно готова" к ограничениям, построив динамичную систему с возможностью быстро "ужиматься", оптимизировать процессы и минимизировать операционные убытки.

Для этого там принимают наиболее эффективные решения исходя из ситуации – "работаем на доставку или не работаем вообще, сколько человек персонала выводим на смену и так далее". При этом – не фокусируясь на недополученной прибыли.

"Наш подход – не считать недополученную прибыль. Просто стараемся строить бизнес, принимая возможные локдауны как один из факторов риска. Фиксируем только инвестиционные убытки, если из-за карантина мы вообще вынуждены закрывать ресторан, как это было, например, с Ronin и Crab’s Burger", – рассказал Борисов.

Важнее во время карантина "не опускать руки и не ставить жизнедеятельность на паузу", также считает управляющий директор Dream Town Емец.

Такую стратегию избрали и в Intertop. Мария Самплавская указывает, что позитивно на падении продаж в январский карантин отразилось открытие 8 точек выдачи товаров Denka Logistics, где "клиенты могли примерить вещи, заказанные онлайн, и получить профессиональную консультацию". Сеть продолжает открывать точки выдачи в городах, попадающих в "красную" зону и сейчас.

Чем государство может помочь бизнесу

Вопреки обещаниям предупреждать о локдауне заранее, в этот раз об ограничениях в Киеве местные чиновники сообщили лишь за 2 дня до начала их действия. Это – главная претензия бизнеса к руководству города и центральным властям.

Анна Чуботина отметила, что ритейлеры и девелоперы провели много рабочих встреч с властями, включая КМУ, договорившись о заблаговременном информировании бизнеса о любых ограничениях, а на себя взяв информационную компанию по респираторному этикету и другим противоэпидемиологическим мероприятиям среди населения.

"Это минимальное, что могло сделать для нас государство, но не сделало", – сетует Чуботина.

Ресторанный бизнес в Украине ужался на 30%. Тысячи заведений не пережили карантин

Дмитрий Борисов заметил, что в его сети ресторанов понимали, что, скорее всего, правительство усилит карантин – "но все-таки надеялись, что предупредят заранее".

"У нас только на эту неделю (22-28 март – прим. ред) было запланировано открытие нескольких фуд-холлов и ресторанов в разных городах. Все пришлось быстро переигрывать", – говорит ресторатор.

Борисов считает, что в нынешних реалиях максимум, которого можно добиться от государства, – это эффективная коммуникация, диалог и честные прозрачные условия для всех, а "не те ситуации, когда одни отрасли закрывают, а другие нет". Однако в идеале у государства есть широкий инструментарий для помощи ресторанному бизнесу.

Среди таких механизмов Борисов выделил денежные компенсации сотрудникам во время простоя и возмещение затрат на аренду  "одну из наиболее болезненных статей расходов и причину закрытия многих ресторанов".

Арендодатели коммерческой недвижимости со своей стороны отмечают необходимость принятия постановления, регламентирующего отношения ТЦ с кредитными организациями в период локдаунов, сообщил управляющий директор Dream Town Роман Емец.

По его мнению, не менее важны и налоговые послабления: начиная от освобождения от местных сборов на более продолжительный, нежели карантин, период, заканчивая в целом изменениями в подходе к налоговой политике государства, в том числе в части НДС.

Говорят о последнем и рестораторы – Александр Савилов из Salateira убежден, что сейчас необходим "немедленный диалог государства с Ассоциацией ритейлеров о создании закона о ресторанной деятельности и снижении ставки НДС до 7%".

Строительный рынок готовится к полному всеукраинскому локдауну: что будет с ценами

Участники модного рынка, также надеясь на налоговые льготы (анализируя мировой опыт, правильным шагом была бы как минимум отсрочка их уплаты, считает Мария Самплавская), в то же время рассчитывают и на частичное снятие запрета на офлайн-торговлю.

Татьяна Карлова из Invogue, объясняя эту позицию, указала на отсутствие логики в том, чтобы при запрете работы магазинов, где "мы выдаем на входе маски, предлагаем дезинфицировать руки, обрабатываем все поверхности", и где "не бывает толп и очередей", не останавливать общественный транспорт.

"Фешн-ритейлу можно было как минимум дать возможность отдельно стоящим магазинам, имеющим вход с улицы, работать по записи. Так работает весь street retail в Европе", – убеждена Карлова.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: Локдаун карантин бизнес убытки трц рестораны ритейл ограничения магазины
Просмотров: 858