Президент Владимир Зеленский поручил главе правительства Денису Шмыгалю обеспечить конкуренцию на оптовом рынке электроэнергии для промпотребителей на Бурштынском энергоострове (БуОс) – отделенной от остальной украинской энергосистемы территории, где 90% всей генерации производит принадлежащая Ринату Ахметову компания "ДТЭК Захидэнерго", владеющая местной тепловой электростанцией.

Документ с президентским поручением, датированный 12 октября, опубликовал "Цензор.нет" в понедельник, 19 октября. В нем призывается привлечь к формированию конкурентной среды на рынке Антимонопольный комитет (АМКУ), однако госорган уже занимается расследованием возможных злоупотреблений ДТЭК в БуОс с октября прошлого года.

В июне 2020-го антимонопольщики опубликовали предварительные результаты своей работы, обвинив ДТЭК в монопольном (доминирующим) положении на рынке с момента его открытия в июле и по октябрь 2019 года, а также в злоупотреблении данным статусом. За нарушение компании грозил штраф до 10% от годовой выручки.

Украинцы увеличили потребление электроэнергии почти на 6%

На изучение доказательств и формирование своей позиции отрицающему обвинения ДТЭК отводился месяц, после чего Комитет должен был назначить дату заседания для рассмотрения дела с участием сторон – однако до сих пор этого сделано не было, несмотря на то, что глава АМКУ Ольга Пищанская отмечала процесс как один из наиболее значимых среди расследуемых комитетом.

Опрошенные UBR.ua эксперты указывают, что доказать виновность ДТЭК будет сложно в первую очередь по причине наличия у оператора рынка – нацкомпании "Укрэнерго" – рычагов контроля за импортом и производством ресурса. Впрочем, даже если АМКУ оштрафует компанию Рината Ахметова, одно это не позволит выполнить поручение президента и обеспечить конкуренцию на рынке.  

Для этого нужно создать большее число производителей ресурса и снизить административное давление на участников рынка – впрочем, этим меры необходимо применить и по отношению ко всей украинской энергосистеме, в целом испытывающему схожие с БуОс проблемы, считают собеседники UBR.ua.

Аргумент виновности ДТЭК – скупка импортной э/э из Словакии

Согласно выводам АМКУ, злоупотребления ДТЭК в период с июля по октябрь прошлого года заключались в снижении объемов предлагаемой электроэнергии в часы минимальной нагрузки, что приводило к росту продаж на балансирующем сегменте рынка – более дорогом относительно внутрисуточного и рынка на сутки вперед (РСВ). На последнем, считают в АМКУ, во время максимальной нагрузки компания также устанавливала завышенные и экономически необоснованные цены.

Конкуренцию ДТЭК мог бы составить импорт из Словакии, так как БуОс, находящийся на территории Закарпатской, Львовской и Ивано-Франковском областей и граничащий с ЕС, интегрирован в европейское энергообъедиение UCTE. Однако, по данным антимонопольщиков, компания D. Traiding, участник группы ДТЭК, выкупала большую часть пропускной способности направления, благодаря чему могла диктовать свои условия покупателям и продавать ресурс по завышенной цене.

В ДТЭК не признали обвинения как в части нарушении антимонопольного законодательства, так и относительно наличия монопольного статуса у группы. Однако, если доминирующее положение компании в БуОс можно обосновать ввиду отсутствия у нее отечественных конкурентов, то касательно способности ДТЭК ограничивать импорт из Словакии возникают вопросы, считают аналитики.

Биржевая цена на электроэнергию в Украине оказалась самой высокой в Европе

Как объясняет ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Максим Билявский, режим работы как БуОс, так и объединенной энергосистемы Украины (ОЭС) контролируется оператором системы передачи – нацкомпанией "Укрэнерго", которая может влиять на поведение игроков.

"Государственный оператор системы передачи определяет объемы генерации и объемы импорта-экспорта, а также может регулировать выполнение заявок по ним. С точки зрения технологии, генерирующая компания не может влиять на свою выработку, потому что ее ограничивает или не ограничивает Укрэнерго. Если ДТЭК делал это (выкупал большую часть пропускной способности из Словакии, – ред.), то это свидетельствует о недоработке менеджмента Укрэнерго", – разъясняет Билявский.

Согласен с его мнением и эксперт в сфере энергетики Сергей Дяченко. Он, впрочем, добавляет, что проблемы с доказательной базой у АМКУ будут возникать не только в отношении искусственных ограничений для других игроков, но и в части завышенного ценообразования.

"Когда есть хотя бы несколько субъектов, то можно доказать, что был сговор и солидарная политика в установке монопольных цен. Но когда производитель один, доказать его злоупотребления очень тяжело. Что значит "неконкурентная цена"? Есть затраты, есть норма прибыли – в остальном компания проводит ту политику, которую считает нужной. В данном случае монополиста обвиняют в том, что его поведение – монопольное", – высказал точку зрения Дяченко.

Он, впрочем, спрогнозировал, что расследование может закончиться установлением тарифа для ДТЭК со стороны НКРЭКУ. Однако ни эти, ни другие возможные действия АМКУ не приведут к усилению конкуренции в БуОс.

"Что они могут сделать, если там нет альтернативной генерирующей станции? Ну вынесут штраф, а дальше? Вопрос должен ставиться не так: антимонопольный комитет отвечает за соблюдение дисциплины всеми участниками рынка. Если там нет других, то их нужно создать", – указывает на способ решения проблемы эксперт Центра Разумкова Билявский.

Как обеспечить конкуренцию на рынках БуОс и ОЭС

По мнению Билявского, перспектива создания конкурентной среды в БуОс состоит в строительстве на данной территории малых модульных атомных реакторов мощностями от 150 до 400 МВт (мощность Бурштынской ТЭС ДТЭК – 2400 МВт) – осуществить это мог бы оператор украинских атомных электростанций "Энергоатом".

АМКУ закончил анализ доказательств по делу о злоупотреблениях ДТЭК Ахметова

Выполнение данной задачи, считает эксперт энергетических программ Разумкова, позволило бы не только увеличить экспорт э/э в Евросоюз (для чего БуОс изначально и создавался), но и сократить безработицу в регионе. Для государства это также будет означать увеличение платежей в бюджет как от поставок энергоносителя за границу, так и от налоговых отчислений.

"К тому же с точки зрения энергетической безопасности нам, без сомнения, нужно двигаться в сторону замещения старых или создания новых АЭС – отдельные существующие блоки должны начать выводить из эксплуатации уже с 2025 года", – напомнил Билявский.

В отличие от Бурштынского энергоострова, в ОЭС конкуренция могла бы существовать уже сейчас, считает эксперт Центра Разумкова, указывая на наличие межтопливной конкуренции среди производителей тепловой, атомной, гидро- и "зеленой" генерации. Однако он же добавляет, что ее не удалось обеспечить из-за административно-политического вмешательства в условия работы отрасли – они, как отмечается в исследовании Центра Разумкова, привели к искусственному падению цен на рынке РСВ, увеличившему разницу между продукцией дорогой "зеленой" электроэнергии и другими видами генерации.

Среди основных негативных факторов административного вмешательства в Центре Разумкова выделили действия НКРЭКУ, а также нерыночные ценовые ограничения для отдельных игроков рынка и, в частности, для "Энергоатома", который обязан 85% от производства э/э реализовывать по фиксированным ценам для нужд населения.

"Начало пандемии вывело систему из равновесия: изменились структура нагрузки и время потребления, что способствовало росту финансовой задолженности на рынке. Однако без административного вмешательства сам закон Украины мог бы без особенных изменений обеспечить конкурентность на оптовом рынке", – говорит Билявский.

Эксперт Сергей Дяченко высказал противоположную точку зрения, указав, что на сегодняшний день электрогенерирующая отрасль характеризуется монопольной структурой и из-за этого априори не может быть конкурентной.

"Когда три компании занимают 90% рынка – базовые мощности на 90% Энергоатома, 70% маневровой тепловой энергии принадлежит ДТЭК, а пиковая полностью производится Укргидроэнерго – такой рынок по определению не может быть конкурентным", – заметил Дяченко.

Ахметов продает Западной Украине электроэнергию на 75% дороже, чем в Словакии – СМИ

Эксперт считает, что запуск рынка в прошлом году в принципе был преждевременным – "нужно было сначала создать в каждом сегменте хотя бы по 5-6 конкурентных производителей", – а нынешние ограничения, наложенные на Энергоатом и других субъектов рынка, просто не позволяют им отобразить свое монопольное положение в ценах для населения.

"В тех странах, где таких механизмов нет, население платит на 20-30% дороже промышленности", – отметил Дяченко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: энергообъекты конкуренция бурштынская тэс ахметов монополия дтэк
Просмотров: 457