Общемировой кризис в производстве микропроцессоров стали остро ощущать украинские компании.

Разорванные логистические цепочки и ограничения, вызванные пандемией коронавируса Covid-19, вызвали дефицит как высокотехнологичных товаров, так и компонентов для их производства.

"Теневые фопы" продают каждый второй товар: как на них скажутся новые лимиты Приватбанка

Почему возник дефицит полупроводников

Первый рынок, ярко ощутивший нехватку чипов, – автопроизводство.

Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко назвал две причины, вызвавшие дефицит полупроводников. Первая – пожар на японском заводе Renesas в марте этого года, а вторая – это Covid-19.

Из-за пандемии коронавируса, во-первых, на заводах в некоторых государствах были введены карантинные ограничения. "Люди не ходили на работу и производство чипов упало", – отметил он в разговоре с UBR.ua.

Дефицит авто в Украине: эксперты объяснили спад первичного рынка в октябре

Во-вторых, часть стран "закрылись", люди сидели дома и из-за этого "бросились покупать бытовую технику".

"Продажи в мире бытовой техники выросли в четыре-пять раз", – поделился своими наблюдениями гендиректор ВААИД. Получилось, что "мощности упали, а спрос на микрочипы вырос".

"Украина ничем не отличается от других стран. Тенденция дефицита автомобилей – во всем мире", – констатировал Олег Назаренко.

Украинцы обвалили рынок новых авто в октябре: какие модели покупали

Он подчеркнул, что автопроизводство – это "системный бизнес" и дефицит не спровоцировал рост цен на машины. Например, если Volkswagen принял программу в декабре 2020 года, в которой выписаны цены на ближайший год, то он не будет менять расценки из-за дефицита. "Для него (автопроизводителя) имя дороже", – подчеркнул руководитель ВААИД.

Новых машин нужно ждать месяцами

Встроенные в автомобили полупроводники управляют системами кондиционирования воздуха, контролируют давление в шинах, перемещают сиденья в салоне или обеспечивают срабатывание подушки безопасности в случае аварии.

Поэтому микрочипы стали неотъемлемой частью современных машин и автомобильная промышленность испытывает все большую потребность в них.

Шины дорожают из-за дефицита важного сырья: переобувка авто на зиму ударит по карману

Сроки доставки автомобилей в Украину зависят от того, насколько тот или иной завод справляется с заказами. Как правило ожидать приходится от четырех до шести месяцев.

"До дефицита (микрочипов) можно было приехать в салон и купить сразу автомобиль", – привел сравнение Олег Назаренко.

По его прогнозам, автопром сможет вернуться на допандемический уровень не раньше, чем через год. Часть дополнительных мощностей уже создана и еще строятся заводы, но для того, чтобы они заработали, нужен как минимум год.

Чип-кризис и рынок бытовой электроники

Опрошенные UBR.ua ритейлеры тоже отметили негативные тенденции, проявившиеся за последние год-полтора.

По словам директора департамента коммерции Eldorado Татьяны Згурской, дефицит процессоров повлиял на производство практически всех категорий товаров:

  • смартфонов;
  • ноутбуков;
  • телевизоров;
  • большой бытовой техники.

Бум на дорогую электронику: украинцы потратят на гаджеты в этом году почти 90 млрд грн

Кроме этого, отметила она, значительное влияние на себестоимость товаров оказывает рост цен на сырье и повышение стоимости контейнерных перевозок также оказало существенное влияние на себестоимость товара.

"К сожалению, в ближайшее время не ожидается улучшение, поскольку спрос на контейнерные перевозки не уменьшается, а их фактического наличия существенно недостаточно", – спрогнозировала Татьяна Згурская.

По ее наблюдениям, на внутренних перевозках ситуация усугубляется ростом цен на топливо, что также влияет на себестоимость. "В результате на мировом рынке в целом сложилась ситуация, когда предложений недостаточно для удовлетворения спроса", – констатировала она.

"Мы не можем себе позволить две пандемии одновременно", – Sanofi

Большинство производителей и специалистов в сфере прогнозируют улучшение ситуации не ранее второго-третьего квартала 2022 года. Но "непрогнозируемые пандемические всплески" в разных регионах мира могут корректировать и эти ожидания, предупредила директор департамента коммерции Eldorado.

Меняют начинку в электронике

В "Алло" UBR.ua сообщили, что спрос на электронику превышает предложение, и хотя компания учитывает это в обороте, но "во многом разрешение ситуации зависит от вендорских поставок в страну".

Сложившая ситуация подтолкнула производителей адаптировать модельный ряд под новые комплектующие. Они выпускают новые модели, изменяют спецификации предыдущих.

"Рынок электроники – саморегулирующийся, и в ответ на возникший дефицит, хоть и медленно, но приходят альтернативные чипы, матрицы дисплеев, комплектующие", – прокомментировали в компании.

Samsung отказывается чинить смартфоны по гарантии, если пользователи их роняют

Данная тенденция нашла отражение в ценовой политике. В "Алло" отметили, что "украинцы чувствительны к ценам", поэтому значительное повышение стоимости товаров сдерживается платежеспособным спросом. "Но мы надеемся, что ситуация с поставками улучшится в 2022 году", – заявили в одном из крупнейших ритейлеров страны.

По данным "Алло", из-за дефицита микрочипов прежде всего подорожала компьютерная техника – ноутбуки, роутеры – в среднем стоимость их закупки повысилась на 20%.

Смартфоны и бытовая техника – особенно роботы-пылесосы, стыковые пылесосы – также выросли в цене, но в меньшей степени.

Продавцов обязали наносить на бытовую технику и электронику спецмаркировку: зачем она нужна

Помимо подорожания некоторые товары просто невозможно прийти в магазин и купить. "Самыми яркими примерами дефицита" в "Алло" назвали консоли PlayStation и новые девайсы Apple, предзаказ на которые превышает поставки на несколько месяцев вперед.

Заводы не успевают выпускать полупроводники

Помимо компаний из торговой сферы на себе кризис в отрасли микропроцессоров почувствовали и отечественные производители.

"Глобальная проблема отсутствия электронных компонентов повлияла на весь hardware рынок, в том числе затронула и нас. В один момент производители и поставщики микросхем урезали заказы, и каждую неделю один из нужных нам компонентов переходит в фазу острого дефицита. Мы тратим много времени и сил на то, чтобы внедрять новые электронные компоненты и стабильно производить текущие устройства Ajax", – заявил UBR.ua CEO Ajax Systems Александр Конотопский.

В Украине – разгул квартирных краж и грабежей: кого обносят

По его наблюдениям, дефицит на рынке микросхем связан как с карантинными ограничениями на заводах, так и в целом с растущим спросом на потребительскую электронику по всему миру.

"Заводы по производству микросхем не справляются с огромным объемом заказов. Например, у компании STMicroelectronics, одного из наших поставщиков, в прошлом году портфель заказов составлял $10 млрд, и уже на этот год – $15 млрд. Вместе со спросом растут и спотовые цены, в среднем – на 20%", – сообщил глава Ajax Systems.

Он посетовал, что возглавляемая им компания "вынуждена покупать компоненты по завышенным ценам, бороться за поставки и переводить часть устройств на новых поставщиков".

"По предыдущим прогнозам, проблема дефицита полупроводников должна была решиться до конца 2021 года, но мы видим, что этого не случится. Вероятнее всего, рынок нормализуется к третьему кварталу следующего года", – подытожил Александр Конотопский.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: чипы микросхемы дефицит авто электроника бытовая техника сигнализация охранные услуги автосалоны заводы производство микросхем
Просмотров: 1513