В Украине решили привести отечественное законодательство в сфере защиты прав потребителей к современным реалиям и европейским нормам. Для этого правительство разработало новый законопроект "О защите прав потребителей", которым обновят действующий и устаревший документ образца 1994 года.

Однако в предложенной редакции как предприниматели, так и эксперты в сфере защиты прав потребителей увидели ряд недостатков.

За пиццу с червями – нет наказания. Что не так с защитой потребителей продуктов питания в Украине

В этом материале UBR.ua расскажет об одном из нескольких спорных положений проекта закона – а именно об отмене обязательства для продавцов сложной бытовой техники предоставлять потребителю, купившему, к примеру, дефектный пылесос или телевизор, замену на время их ремонта.

Как гласит закон

Хотя законопроект Кабмина в первую очередь направлен на защиту потребителей, среди его норм есть и те, которые облегчат жизнь именно предпринимателям.

Так, продавцам сложной бытовой техники (телевизоров, мобильных телефонов, пылесосов, стиральных машин, электрочайников и пр.– всего 20 пунктов, полный список здесь) после принятия документа не нужно будет создавать т.н. обменный фонд товаров.

Samsung отказывается чинить смартфоны по гарантии, если пользователи их роняют

Сегодня магазины обязаны их иметь для того, чтобы выдавать клиенту, купившему, к примеру, дефектный телефон, аналогичное устройство на время его бесплатного ремонта по гарантии. Срок ремонта установлен законом в 14 дней, но по согласованию сторон может быть продлен.

Аналогичный товар, соответственно, может быть выдан на весь период ремонта, при этом потребитель может получить его с доставкой.

Зачем ликвидировать обменные фонды

Даже сейчас потребителям практически ничего не известно о возможности получения подменной техники взамен сломанной, признаются наши собеседники. Дело в том, что продавец не обязан предлагать пострадавшему покупателю "обменную" модель – чтобы получить ее, нужно заранее знать об опции и обратиться к продавцу с письменным заявлением.

В то же время, как указано в пояснительной записке к законопроекту, у субъектов хозяйствования возникают значительные финансовые издержки, необходимые на создание и содержание обменных фондов.

Потребителям будет легче отремонтировать технику по гарантии

Помимо этих трат, за каждый день задержки в предоставлении аналогичного товара, а также за каждый день задержки в устранении дефекта, продавцы должны уплачивать неустойку в 1% от стоимости товара.

Однако недостатки закона об обменных фондах могут почувствовать на себе и потребители. Так как законодательством не регулируются характеристики, которыми должен обладать "аналогичный" товар, предоставляемый на время ремонта дефектного, зачастую покупателям предлагают в замену дорогого устройства куда более "простенькое".

Позиция продавцов

В сети магазинов "Алло" нас заверили, что формируют обменный фонд исходя из статистики обращений клиентов, предлагая им "релевантный" товар.

Продавцам запретят требовать оплату доставки за товар, если его цена неожиданно вырастет

Вместе с тем тут указывают на отсутствие в законодательстве конкретных требований к характеристикам товаров обменного фонда. И поэтому назвали его отмену оправданным шагом.

"Например, потребитель все время пользовался iPhone и хочет, чтобы ему из обменного фонда выдали именно iPhone. Но ему в соответствии с нынешним законом предоставляют телефон другой марки и модели, ведь он выполняет основную функцию – предоставляет мобильную связь. По этой причине потребители часто отказываются от предоставленного обменного фонда", – пояснили UBR.ua в "Алло".

Менять могут только определенный товар

Из-за ограниченного списка товаров, по которым магазины обязаны создавать обменный фонд – всего, напомним, их 20, – множество покупателей сложной бытовой техники и сейчас не имеют возможности воспользоваться опцией, добавляют в "Алло".

С этим соглашается и директор юркомпании "Скарга" Наталья Дьячкова, приводя пример из собственного опыта: после сдачи по гарантийному ремонту робота-пылесоса, на заявление о просьбе выдать временную замену в одной из крупных сетей магазинов электроники ей ответили, что это невозможно, так как роботы пылесосы не входят в категорию "пылесосы".

Украинцы увеличили траты на онлайн-покупки в шесть раз: что заказывают

Между тем юрист называет обменный фонд "составляющей предпринимательского риска", а также считает, что норму об их существование нужно не отменять, а расширить список товаров, которые под нее подпадают.

"Отмена обменного фонда – это не защита, а дополнительное обременение для потребителя. Понимаю, что в ЕС такого нет, но почему мы должны отказываться от положительных наработок нашей практики?", – выразила мнение Дьячкова.

Эксперт "Скарги" добавляет, что при определенных обстоятельствах возможность воспользоваться обменным фондом становится не прихотью, а насущной потребностью покупателя.

Бум на дорогую электронику: украинцы потратят на гаджеты в этом году почти 90 млрд грн

К примеру, если он, узнав об отключении централизованного отопления за 20 дней до этого, купил обогреватель, который впоследствии оказался неработающим.

"14 дней в ремонте – как мне жить? Покупать еще один обогреватель, чтобы не замерзнуть? А потом что делать с двумя (отремонтированным и купленным во время ремонта)? Та же ситуация, когда отключают газ и я покупаю электроплиту – газ мне потом включат, а зачем мне аж две плиты? Или, например, я купила компьютер для дистанционной учебы ребенка во время карантина. 14 дней в ремонте – как должен учиться ребенок?" – задается вопросами Дьячкова.

Что получим взамен

Авторы законопроекта считают, что временная замена товара из фонда – не лучший выход для потребителя. Во-первых, ремонт устройства, которое покупатель "сознательно выбирал, покупал и за которое уплачивал средства", может длиться долго из-за, к примеру, отсутствия деталей.

На этом основании законодатели предложили просто закрепить, что, если ремонт является невозможным, либо требует более 14 дней, а клиент не хочет ждать, дать ему право потребовать такой же или аналогичный товар. Либо – право разорвать договор и вернуть деньги, если ремонт или замену по тем или иным причинам продавец отказывается произвести.

В принципе, схожая норма имеется в законодательстве и сейчас.

Украинцы исчерпывают свой отложенный спрос на покупки: рост торговли замедлился

Так, в "Алло" напоминают, что сегодня в случае отсутствия в обменном фонде аналогичного товара, потребитель имеет право или приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости, или отказаться от договора и получить обратно деньги в размере стоимости возвращенного товара.

Однако в действующем законе установлено, что замена товара осуществляется немедленно только в случае, если такой товар есть в наличии. В случае отсутствия требование потребителя удовлетворяется в двухмесячный срок. В новом законопроекте эта норма исключена.

Отметим, что и согласно действующему закону, и законопроекту Кабмина, перерасчет стоимости не производится в случае замены товара с недостатком на такой же, даже если его стоимость изменилась.

Когда потребителю предлагают аналогичный товар (другой модели, модификации), то перерасчет в случае повышения цены дефектного товара производится исходя из его стоимости на момент обмена, а в случае снижения цены – исходя из стоимости на момент покупки.

Украинцы могут получить электронную гарантию на сложные бытовые товары: как это работает

В случае же разрыва договора:

  • если товар к моменту предъявления требования о возврате средств подорожал, то потребителю возвращают его новую стоимость;
  • если подешевел – ту, которая была на момент покупки.

Средства возвращаются либо сразу, либо – не позднее семи дней. Наталья Дьячкова по этому поводу отметила необходимость введения санкций за несвоевременный возврат денег продавцом. Сейчас они установлены на уровне 3% от стоимости товара (плюс инфляция), что, по выражению Дьячковой, копейки.

"Я установила бы неустойку в 3% от невозвращенной суммы за каждый день просрочки", – добавила директор компании "Скарга".

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: электроника бытовая техника гарантия ремонт замена товар покупки магазины продавцы компенсация неустойка гаджеты
Просмотров: 5036