До запуска программных регистраторов расчетных операций (РРО) осталось несколько дней, но вопрос актуальности такого шага все еще остается. UBR.ua вместе с экспертами и бизнесом решил разобраться во всех "за" и "против" фискализации.

Что меняется

Напомним, осенью 2019 года в Украине приняли новые законы, которые регулируют фискальную деятельность: Закон о РРО №1053-1 и Закон о кассовых аппаратах в Украине №1073.

Фискалы разъяснили, как зарегистрировать программные РРО

Основные изменения:

  • вводится понятие "программного" или "облачного" РРО – технологии, которая дает возможность работать без фискальных регистраторов;
  • становится обязательным использование РРО для ФЛП, которые работают с наличными и получают переводы банковскими картами.

Нормы законов вступают в силу поэтапно. Первый этап по внедрению программного РРО начинается 1 августа 2020 года – с этого времени можно уже тестировать работу программного РРО с налоговым "облаком".

Начиная с 1 января 2021 года определенные категории ФЛП 2, 3 и 4 группы обязаны начать использовать РРО.

"К примеру, в этот список попадают владельцы ресторанов, кафе и других заведений общественного питания, интернет-магазины, турагентства, гостиницы, продавцы ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней, б/у товаров (то есть комиссионки и сэконд-хенды), запчастей для авто", – рассказал UBR.ua CEO и соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster Родион Ерошек.

С 1 марта 2021 года РРО должны стоять у всех ФЛП 2, 3 и 4 группы, кто связан с ритейлом. Даже у тех, кто не торгует подакцизными товарами и имеет оборот менее 1 млн грн.

Также стоит заметить, что "железные" РРО остаются для тех, чья деятельность связана с большим количеством операций, а также, кто уже оформил свою работу таким образом.

"Речь идет, к примеру, о больших ритейлерах. Вместе с тем, учитывая переход на современные технологии (существование самокас, сканирование товаров непосредственно в зале, e-commerce и т.д.), использование железных РРО в дальнейшем теряет свою актуальность", – отметила в беседе с UBR.ua руководитель направления FMCG Европейской бизнес ассоциации Кристина Линиченко.

Налоговая начала тестирование бесплатного программного РРО

Новые законы нравятся далеко не всем

Не весь бизнес разделяет мнение, что программные РРО – это хорошо. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, бизнес понимает, что это не может быть единственным инструментом, чтобы побороть контрабанду. Так, необходима воля проверяющих органов и контроль точек, где осуществляется нелегальная торговля.

Во-вторых, важным является переход на электронный документооборот и уход от бумажных копий, на что не готова Налоговая служба. По крайней мере, у бизнеса складывается такое впечатление.

"На практике, например, при внедрении электронного документооборота, все еще запрашиваются все бумажные дубликаты, что, очевидно, не является упрощением условий ведения бизнеса, о которых мы в ЕВА говорим уже не первый год", – отметила нам Кристина Линиченко.

В-третьих, честность и равенство правил игры, порой, находится под вопросом. Так, к примеру, иногда малый бизнес декларирует, что таковым является, хотя, на самом деле, есть отдельные субъекты, которые в структуре имеют ФЛП и поэтому "измельчают" выручку.

В-четвертых, бизнес слышит от налоговой заявления, что пока идеально работающей программы нет, что явно не способствует к привлечению бизнеса к тестированию или использования новых технологий.

"Бизнес-сообщество надеется, что Налоговая служба сможет предложить полноценно функционирующее программное обеспечение, чтобы обеспечить реальное упрощение условий для ведения бизнеса и установления действенных правил фискализации", – добавила Кристина Линиченко.

Налоговая вернет полную стоимость товара, если чек выдан неправильно

Плюсы и минусы программного РРО

Большинство негатива касается именно расширения круга тех, кто должен использовать РРО. Тем не менее, говорят эксперты, цифровая фискализация – это общемировая тенденция. Нам остается лишь оценивать ее реализацию в Украине.

Программные регистраторы позиционируются как более простой способ соответствовать будущим законодательным требованиям.

Из хорошего – программное РРО позволит сэкономить деньги на покупке и обслуживании "железного" регистратора. Классический фискальник стоит в среднем 7 000 грн, его опломбирование и введение в эксплуатацию – 1 500 грн, а обслуживание – минимум 250-300 грн в месяц.

Кроме того, больше не надо собирать пакет документов и ждать несколько суток, пока налоговая зарегистрирует фискальный регистратор. Касса регистрируется в онлайне в течение одного рабочего дня.

Печатать чек больше не обязательно, можно просто показать QR-код или отправить данные по чеку в СМС или на почту, чтобы покупатель смог найти информацию о продаже на сайте налоговой.

Из минусов – под сомнением бесперебойная работа налогового облака в первые месяцы.

"Я бы советовал начинать работу с программными РРО спустя месяц-два после запуска, чтобы быть уверенным в более или менее обкатанном решении", – говорит Родион Ерошек.

Украинцы смогут обналичивать деньги на кассе в магазинах

Важно, что по закону программное РРО – лишь альтернатива аппаратным. Тем, кто уже купил и работает с фискальными регистраторами можно ничего не менять.

Сейчас на рынке программных РРО есть несколько решений от государства и частных компаний.

Приложение "пРРОсто" и подобные "программные кассы"

Налоговая выпустила свое бесплатное приложение "пРРОсто" для смартфона, планшета или ноутбука.

Есть подобные, но уже платные сервисы и от сторонних поставщиков.

Это могут быть, как виртуальные сервисы (мобильное приложение, web-страница), так и устройства 3 в 1 (принтер, терминал, предустановленная программа "пРРосто" или подобный софт).

Подобные сервисы ограничены в функциях и недалеко ушли от кнопочных касс – по сути, они позволяют только пробивать чеки, пусть и электронные.

"Цена, например, за устройства 3 в 1 стартует от 6 000 грн. Такие решения есть смысл покупать тем, кто не заинтересован в учете своего бизнеса, а планирует исполнить закон формально. С помощью таких сервисов можно только продавать, никакой аналитики, склада, статистики и работы с клиентами там нет", – заметил нам Родион Ерошек.

Альтернатива государственному программному РРО. Что новый стартап Дубилета предлагает бизнесу

Системы, интегрированные с налоговым облаком

Второй вариант – это системы автоматизации заведений и магазинов, которые напрямую интегрированы с налоговым облаком.  

Они имеют множество функций, и онлайн-передача данных в налоговую – всего лишь одна из них.

Помимо программного РРО такая система позволяет вести продажи, склад, финансы, аналитику, CRM. Также она интегрирована с бухгалтерскими сервисами, системами доставки, программами лояльности и помогает отслеживать воровство.

"Цена тарифа Poster – от 350 грн/мес в зависимости от количества техкарт и необходимых функций. При этом софт Poster постоянно бесплатно обновляется", – подметил Родион Ерошек.

Для работы с Poster, как, впрочем, и с приложением "пРРОсто", и виртуальными решениями от других поставщиков понадобится планшет или ноутбук.

Например, за 6 000 грн можно купить новый Samsung Galaxy Tab A или подержанный iPad. По сути, сейчас практически любой современный планшет стоит столько же, сколько базовая кнопочная касса с ограниченными возможностями.

"Для тех, кто сейчас открывает заведение или магазин, или вынужден фискализировать свои продажи с января 2021 года, советую смотреть в сторону программного РРО в связке с системой автоматизации. Это позволит усовершенствовать бизнес-процессы, а не просто платить поставщикам за возможность пробивать чеки легально", – говорит Ерошек.

С 2021 года штраф за просрочку уплаты налогов составит 50% от суммы

Облачная фискализация в других странах

Украина – далеко не первая страна в Европе и мире, которая переходит на облачную фискализацию. В Чехии, Словении, Хорватии и Черногории примерно такая же система существует уже достаточно давно, единственное – без специального решения от государства.

В Германии система похожа, но чеки хранит не государство, а бизнес (по закону хранить чеки нужно в течение 50 лет). Поэтому там появились дополнительные компании-посредники, которые специализируются на сервисе хранения.

В Мексике интересно то, что фискализация используется не только для того, чтобы контролировать обороты, но и для того, чтобы выставлять счета на компании, на основании осуществленных продаж.

Так, например, клиент, пообедавший в ресторане, может в течение месяца отнести этот платеж к расходам своей компании. Для этого он должен зайти по ссылке в чеке, ввести реквизиты своего юрлица и получить инвойс, который потом прилагает к своей бухгалтерии.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: рро регистраторы расчетных операций кассовые операции кассовые аппараты кассовый учет налоговая
Просмотров: 3665