Одежда и обувь в Украине входят в категорию товаров, где стоимость в основном формируется конкурентным рынком. Поэтому, если цены на них и повышаются, то предпосылкой к этому обычно служат существенные причины.

Так, за последний год значительно подорожали энергоносители, что повлекло за собой и подорожание основных ресурсов, которые используют в производстве, например, обуви. Любой кожзавод потребляет огромное количество электроэнергии, что значительно повлияло на затраты при изготовлении материалов для обуви.

Брендовая одежда под видом секонд-хенда: пограничники нашли контрабанду на 25 млн грн

"Подорожала нефть, полимеры на подошву, клея и химия для производства кожи. Поэтому есть объективные процессы, которые могут повлиять на средний уровень цен на обувь, и они будут немного расти. Но это не вина обувщиков", комментирует UBR.ua руководитель Ассоциации "Укркожобувьпром" Александр Бородыня.

По его словам, цены вырастут не только в Украине, а во всем мире в связи с объективными процессами в мировой экономике.

Карантинные ограничения сказываются на поставках

Поскольку большинство обуви продолжает поступать к нам в виде импорта, о повышении стоимости обуви в рознице заговорили и такие крупные ритейлеры, как "Интертоп". СМО сети Мария Самплавская отмечает, что кроме цен на сырье и курса валют, на этот процесс повлияет подорожание логистики из-за пандемии и задержки на производстве.

"Осенью цены в магазинах могут немного вырасти из-за того, что возможен дефицит товара и задержки поставок. Это обусловлено тем, что многие фабрики из-за пандемии закрылись, многие сократили свое производство, а также не все могут работать в полную силу. Например, многие европейские фабрики не могут выводить весь персонал на работу, соблюдая карантинные ограничения, это отражается на объемах производства", – говорит Самплавская.

Золотая нитка. Украинская одежда и текстиль могут подешеветь из-за новых пошлин

В целом на данный момент незначительный рост цен по сети обусловлен в большей мере колебаниями курса, а на товары для школы ценники обещают придерживать на уровне прошлогодних.

"Золотые" контейнеры

Эксперты говорят, что существенный рост цен может быть на более дорогую и качественную одежду и обувь: если сравнивать шифт (изменение) цен текстильной/синтетической и кожаной обуви, то это подорожание скорее отразится на коже.

Но в то же время считавшиеся более дешевыми материалы из Китая станут не такими уже и доступными, подмечает глава правления Ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Татьяна Изовит.

"До пандемии Китай был №1 как поставщик сырья: пряжа, ткань, волокна. Контейнерные перевозки стоили в пределах до $2500, но пандемия все остановила: пошли нехватки контейнеров и их подорожание в разы – доходило практически до $10 000! И это только перевезти", – рассказывает она UBR.ua.

Перевозчикам отменили плату за одну из админуслуг: заработала специальная онлайн-платформа

Поэтому большинство производителей вынуждены были искать других потенциальных партнеров, чтобы не платить за перевозку, соотносимую со стоимостью самого сырья.

В целом Изовит говорит, что делать какие-то прогнозы на новый сезон сложно ввиду аномального смещения сезонов. В прошлом году украинская индустрия уже значительно "просела" из-за как-такового отсутствия зимы.

Склады с одеждой и обувью на период пандемии оставались затоваренными из-за низкого спроса, а единственные, кому удалось кое-как удержаться на плаву стали спортивная одежда и сегмент "кэжуал".

Отбивают потери

С учетом того, что в прошлом году наши производители остались в минусе, в этом году, по словам экспертов, они все-таки будут вынуждены поднять цены. Давят и налоги, и повышение минимальной заработной платы и вопрос по газу.

"Чтобы получить ткань текстильщикам, чтобы обработать кожу для той же обуви нужна глубокая переработка, где используется газ. Так же и по другим технологическим процессам. Как можно конкурировать, если на бирже начинают торговаться с 8 тыс. на 15,5 тыс. грн за газ. О чем можно говорить?", говорит глава "Укрлегпрома".

Рост инфляции, несмотря на повышение учетной ставки, сохранится, – эксперт

В то же время менее чувствительной категорией осталась продукция "масс-маркет", которая в меньшей степени использует натуральные материалы и поэтому не потребляет так много ресурсов на переработку.

Ткани подорожают на треть

Для тех же, кто не привык уступать привычному качеству, остаются локальные более мелкие производители: некоторые из них заранее позаботились о закупке исходных материалов либо нашли более доступных поставщиков.

"Обувщики, с которыми работаем мы, пока не планируют поднимать цены: их поставщики еще год назад повысили цены на сырье, поэтому сейчас они закупили подошвы и итальянскую кожу по тем же ценам", – говорит владелица шоу-рума украинских брендов 482store Катерина Подольская.

Однако с одеждой не все так однозначно, добавляет эксперт: ее поставщик, который работает с турецкими фабриками, действительно подтвердил, что ткани (особенно трикотаж) дорожают на 30%, что повлечет за собой увеличение цены на конечный продукт.

"Фопам" и рынкам хотят запретить торговать одеждой и обувью без РРО. На кону – нацбезопасность

Второй производитель говорит, что будет вынужден поднимать цены, потому что уже два года ее держит за счет того, что ужимает маржу, но больше не сможет.

остепенно дорожали ткани, привязанные к доллару и евро. Плюс, выбирают качественный пошив, а это значит, что швеи – недешевые. Таким брендам важна изнанка, а не только внешняя сторона ткани. Именно из-за того, что следят за качеством и держат марку, и из-за того, что собственными силами сдерживать цену уже невозможно, на некоторые позиции цена осенью поднимется", – рассказала UBR.ua Подольская.

Локдаун

В целом продажи у украинских производителей сейчас выросли буквально на 10-20%, массового интереса замечено не было. Сейчас им сложно планировать даже сентябрь ввиду прогнозируемого осеннего локдауна, который может нарушить все продажи.

Объемы производств, по словам Подольской, сейчас также значительно уменьшились: украинским производителям стало безопаснее выдавать по 2-3 модели в месяц, чем отшивать коллекцию в начале сезона и думать, что с ней делать дальше.

Новый локдаун в Украине запланирован на конец августа

Большинство переходят на более короткий производственный цикл и покупают ткани в той же Турции и Италии, где возможен мелкий опт, выкуп стоковых тканей и мелкого метража.

Что касается спроса – здесь ситуация еще менее понятная. Как и реакция на возникшую ситуацию у производителей.

"У нас всегда было 4 сезона, плюс "мода". Перед пандемией "ушла" зима, и вдруг ее не стало как сезона. В итоге обувщики и "одежники" остались с неиспользованным запросом на сезонность. Сейчас перспектива такая, что остается "мода" и непонятно сколько сезонов. И вот каким образом производителю "выжить" пока непонятно", – говорит Татьяна Изовит.

Высокие цены могут отпугнуть покупателя

Немного по-другому ситуацию видит директор ОО "Экономический дискуссионный клуб" Олег Пендзин.

Он считает, что главный ориентир для производителя при повышении цен на одежду и обувь должны быть платежеспособность населения, которое за последнее время богаче не стало. И если производители или ритейл поставят на обувь или одежду цену на 30% больше, то значит, что и продадут они ее на 30% меньше, уверен он.

Названы самые подорожавшие продукты и услуги: лидер показал трехкратный рост

"Сегодня основная масса продукции длительного пользования в Украине это импорт, и рост цен на энергоносители к ним вообще не имеет отношения. Всем, кто хочет сильно поднять цену на одежду, нужно посмотреть на структуру того, что потребляет сейчас страна, и насколько серьезно выросла доля "секонд хенда". Если они хотят увечить ее еще больше, то они ее не продадут", говорит Пендзин.

Эксперт не отрицает, что в случае сдерживания цен производитель, возможно, заработает и меньше, но "это лучше, чем ничего".

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: одежда обувь цены в украине ткани перевозки кожа Локдаун украинские производители легпром
Просмотров: 2559