Контракт на транзит газа между "Газпромом" и "Нафтогазом" уже успели окрестить неудачей Москвы. Действительно, еще год назад она категорически отказывалась от сохранения в любой форме транзита через украинскую газотранспортную систему (ГТС), активно достраивая обходные маршруты по дну Балтийского ("Северный поток-2") и Черного ("Турецкий поток") морей, заявляя при этом о скорой ликвидации украинского направления.

Коболев перечислил преимущества украинской ГТС для Европы

Эксперты, однако, сомневаются, что у РФ изначально были такие планы, и полагают, что жесткие заявления были не более чем переговорной позицией с целью сделать Киев более уступчивым. Несмотря на препятствия и проволочки, Кремль из года в год последовательно реализует стратегию формирования избытка трубопроводных мощностей, чтобы навязывать свою волю европейским странам, и украинское направление - часть этой стратегии.

Тариф подорожал на 1 цент

В интернете появился текст договора о транзите газа между "Газпромом" и "Нафтогазом", который начал действовать с 1 января и определяет "газовые отношения" между Украиной и Россией на ближайшие 5 лет. Он основан на принципе "качай или плати", который подразумевает, что российская сторона обязана оплачивать транзит определенного объема газа даже в случае, если по факту этот объем будет меньше.

Хорошо известно, какое значение Москва придает имиджу, например, когда заявила об отказе выплачивать штраф по Стокгольмскому арбитражу, даже невзирая на растущую пеню, но тем не менее выполнила его условия с "сохранением лица" – выплата была произведена в рамках не судебного решения, а мирового соглашения между Украиной и Россией. И на первый взгляд, принцип "качай и бери" – ущерб имиджу России. На самом же деле это не так.

Украина сможет качать газ из Словакии виртуально, не тратясь на транспортировку

"Стокгольмский арбитраж признал принцип "качай или плати" верным. И он лег в основу контракта на транзит. В то же время в новом контракте сохранена старая цена стоимости услуги транзита – $2,66 за 1 тыс. куб м на 100 км. "Нафтогаз" собрался установить тариф существенно больше, но все надежды на большую ставку пошли прахом", - прокомментировал UBR.ua сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Таким образом, "Газпром" пошел "Нафтогазу" на символическую "уступку" в вопросе, который он и без того должен был учитывать в своей юридической практике. И в то же время не уступил в реальных финансовых вопросах, где у него были развязаны руки. Хотя "Нафтогаз" настаивал на транзите 3,21 доллара за 1 тыс. куб. м на 100 км, "Газпром" согласился на символическое повышение в 1 цент (ранее тариф был $2,65).

Избыточные мощности

В задачу российской энергетической политики входило ослабление зависимости от Украины, уверены эксперты, но отнюдь не ликвидация украинской ГТС, как заявлялось. Наоборот, она должна была сохраниться, чтобы стать инструментом российской политики, и важное условие для этого - она должна быть незаполненной на 100%.

"Политика Российской Федерации была оформлена в виде Энергетической стратегии, в которой сказано, что в отношении экспорта она будет проводиться по двум направлениям. Первое - это минимизация зависимости от стран-транзитеров, которые назывались прямо – Беларусь, Польша и Украина. Это было реализовано. Белорусскую систему купили, польскую - заменили "Северным потоком-2". Украинскую систему должны заменить "Турецким потоком" с продлением через Болгарию, Сербию", - рассказал руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Второе направление стратегии – формирование избытка трубопроводных мощностей, причем этот избыток должен быть максимальным. Эти задачи должны были быть решены к 2020 году, но все сделать к этому сроку не успели. Тем не менее реализация стратегии неукоснительно продолжается.

Глава "Оператора ГТС" отказался от третьей "трубы" в Польшу

"На это брошены огромные деньги. На днях россияне заявили, что чуть ли уже не с февраля готовы продолжить прокладку "Северного потока-2". Они уже перебросили около 15 млрд кубометров через "Турецкий поток", потом еще бросят через СП2. При этом они еще и экономят, ведь за пользование новыми трубопроводами нет транзитного платежа, а идут амортизационные отчисления, когда консорциум платит по сути сам себе", - говорит Дмитрий Марунич.

Директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик поясняет, что крупные российские холдинги строят планы не на один год, и в таких вопросах, как газовая стратегия, только об экономике речи идти не может, это - геополитика.

"Когда говорят, что все эти "потоки" - глупости, что у России нет столько газа, чтобы все заполнить – это не "глупости", это "умности". Они молодцы. Формируя избыток трубопроводных мощностей, они создают для себя возможность перебрасывать объемы в тех направлениях, которое будет наиболее выгодно как с экономической, так и с политической точки зрения. Это продуманная политика, она реализуется десятилетиями", - поясняет Геннадий Рябцев.

Стратегия успеха

Реализация этой стратегии требует огромных вложений – это миллиарды долларов. Несмотря на упреки в нерентабельности таких инвестиций, в российских реалиях они вполне рентабельны.

"Эти трубопроводы по большому счету ничего не стоят тем, кто получает дивиденды от их эксплуатации. Ведь это платят по сути налогоплательщики. А кто когда-либо обращал внимание на нужды налогоплательщиков в Российской Федерации?! Все поставлено в угоду политической целесообразности. А тут политическая целесообразность просто хлещет", - говорит Геннадий Рябцев.

При этом окружение российского президента, которые уже окрестили "карманами Владимира Путина" неплохо зарабатывает на этих подрядах. Например, на строительстве "Южного потока" подрядчики заработали дважды – вначале на его смете, которая оказалась в два раза дороже ценника китайских подрядчиков, а затем - на демонтаже трубопровода после закрытия этого "потока".

Украинской ГТС заинтересовались две европейские компании, – Витренко

Используя такой мощный экономический инструмент, как избыточные трубопроводные мощности, Российская Федерация способна оказывать воздействие на политику европейских государств, в чью экономическую конъюнктуру встраиваются российские "потоки".

"В Европе активизировался рост потребления, что связано с отказом от ядерной генерации и переходом с угля на газ. Плюс к этому упало падение собственной газодобычи. Эти два фактора гарантируют, что объемы поставок газа будут увеличиваться, и мощности российских "потоков" будут задействованы. К тому же это выгодно тем, что позволяет существенно экономить на транзитных платежах", - прокомментировал UBR.ua экономический эксперт Валентин Землянский.

Связанные с "потоками" корпорации европейских стран фактически становятся лоббистами российского политического влияния. И это уже вызвало беспокойство даже мирового гегемона.

"Сам пример газовых войн свидетельствует, что это выгодно, уже все бегают вокруг России на задних лапках, и уже США вынуждены принимать отдельные законы для санкций против компаний - строителей "Северного потока-2". Такого не было со времен Рональда Рейгана", - приводит пример Геннадий Рябцев.

Транзит сохранится

Украинский транзит продолжает оставаться нужным для Российской Федерации, чтобы задействовать его в этой глобальной стратегии. Но работать он должен на минимуме, чтобы у Украины хватало средств только на его содержание, и при этом в любое время его можно было бы запустить на максимум. В последние годы этот транзит неуклонно сокращается. В 2019 году – 80 млрд куб м, в 2020 – 65 млрд куб м, в 2021 – 40 млрд. Цель "Газпрома" – сократить его до 25 млрд куб м в год.

"Путин постоянно говорит, что украинский маршрут нужен. Конечно, нужен – это резервированная мощность. Они будут нас подкармливать небольшими объемами, чтобы мы эту систему поддерживали в надлежащем состоянии. Чтобы в любой момент сказать: у нас есть лишние объемы и новый покупатель. Давайте запустим вашу трубу и будем качать через нее 100 млрд кубометров. Вы согласны? И у нас будет море радости, несмотря даже на аннексию Крыма", - говорит Геннадий Рябцев.

Эксперты сходятся во мнении, что украинская ГТС мертва, и чем ранее власти это поймут, тем лучше. С 2014 года Украина прекратила играть роль транзитного государства, и невозможно вернуть этот статус до возвращения Крыма, перспектива чего в обозримой перспективе не просматривается.

На данном этапе Украине правильнее порезать лишние транзитные трубы, оставив 1 или 2 нитки, а ГТС переориентировать на обеспечение нужд внутренних потребителей и предоставление услуг странам Европы по использованию подземных газовых хранилищ, чтобы перегонять газ из северной Европы в южную и наоборот. Но таких целей не ставят.

"Любая нормальная страна в своей стратегии ставит свои цели. К сожалению, Украины это не касается", - резюмирует Валентин Землянский.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: гтс мощности тариф газпром нафтогаз газ транзит
Просмотров: 1969