В Украине хотят обновить не менявшийся с 2002 года закон о почтовой связи, устаревшие положения которого, по мнению разработчиков законопроекта №4353, не только препятствуют модернизации инфраструктуры сети доставки и ее массовому переводу в бесконтактный режим, но и способствуют ввозу контрабандных товаров из-за границы. Однако норма документа, направленная на борьбу с указанным явлением, может обернуться монополизацией рынка госкомпанией Укрпочта и существенным ростом цен на международные посылки.   

Такие последствия спрогнозировали в группе компаний Meest, которая вместе с еще несколькими участниками рынка работает в Украине в качестве оператора почтовой связи через компанию Росан. Законодательные изменения закрепляют этот статус только за Укрпочтой, где, впрочем, не видят предпосылок для снижения конкуренции в результате реформы – частному бизнесу все так же будет доступен формат экспресс-отправлений.

UBR.ua узнал аргументы сторон.

ЕБРР предоставит Укрпочте €63 млн кредита: что получат сельские жители

QR-ящики в каждый дом

Законопроект №4353, поданный в Верховную Раду 10 ноября транспортным комитетом парламента, включает целый ряд новаций, ключевыми из которых в принимавшей участие в разработке документа Укрпочте считают:

  • введение электронной почтовой марки;
  • легализацию электронной подписи при получении посылок и корреспонденций.

Первая мера позволит уменьшить количество фальсификаций и воровства знаков почтовой оплаты, объясняли в госкомпании. Еще одним законопроектом №4354 также увеличивается штраф за подделку марок или их продажу ниже себестоимости до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1 НМДГ – 17 грн) за первое нарушение или повлекшее ущерб в крупных размерах (более 50 НМДГ). Если нарушение привело к большим потерям или было совершенно два раза за год, то штраф размер штрафа составит от 200 до 300 НМДГ.

Уравнивание электронной подписи с обычной при получении почтовых отправлений будет иметь более заметные практические последствия: благодаря норме каждый гражданин теоретически сможет забыть о посещении отделений и получать письма на домашний абонентский ящик.

Хотя сегодня, по оценкам генерального директора Укрпочты Игоря Смелянского, более 40% из них не приспособлены для хранения ценностей и официальной корреспонденции, и требуют замены, однако уже сама возможность не выходить из дома для получения посылок будет стимулировать клиентов менять абонентские шкафчики на антивандальные почтоматы (понятие о которых также впервые вводится в украинское законодательство) с системой доступа по QR-коду.

Смелянский рассчитывает, что уже в течении нескольких лет после вступления в силу закона в Украине будет обновлено 50% всех абонентских шкафчиков. "Если вы частый пользователь или управляющая компания, то вам же будет выгоднее и удобнее поставить такой ящик, чем ездить в наши отделения и тратить свое время", – назвал он способ продвижения новых ящиков в украинские дома.  

Нацбанк упростил идентификацию пенсионеров и получателей субсидий через почту

Откуда идет контрабанда

Наиболее спорная новелла законопроекта о почтовой связи предусмотрена пунктом 7 статьи 17. Согласно положению, назначенный оператор почтовой связи (Укрпочта) наделяется исключительным правом на обработку посылок в Местах международного почтового обмена (ММПО) – складах, на которых происходит таможенное оформление и контроль экспортных и импортных товаров оператора почтовой связи. Кроме того, 29 статьей документ подчеркивается, что перевоз международных почтовых посылок через таможенную границу Украины разрешен только назначенному почтовому оператору.

Такой склад имеет каждая из компаний с лицензией на международные почтовые отправления – на сегодняшний момент, согласно реестру субъектов хозяйствования, их 6. В случае принятия законопроекта международные почтовые отправления сможет обрабатывать только Укрпочта.

"В Украине останется только один национальный почтовый оператор, что фактически является монополизацией рынка. В Европе нигде такого нет: допустим, в Германии любой таможенный лицензионный склад имеет право купить почтовую лицензию за 200 евро и заниматься этим видом деятельности", – характеризует влияние проекта закона один из собственников входящей в группу Meest компании Meest China Вячеслав Лысенко.

Логика составителей документа исходит из факта, что часть действующих украинских почтовых операторов пользуется своим положением для провоза контрабанды на территорию страны, так как при пересечении границы у них проверяют только товарно-сопроводительные документы, но не грузы, которые следуют прямо на ММПО.

"В подавляющем количестве стран мира есть 1 пункт ММПО – у нас 6. При этом Укрпочта завозит в страну 78% посылок в штуках, и всего 10% в тоннах. Улавливаете, где "контрабас"?" – иллюстрирует проблему статистикой Смелянский. Ее иногда удается вскрывать и при содействии правоохранительных органов.

Депутаты предложили ослабить налогообложение посылок из-за границы

Так, в июне 2018 года ГФС обнаружила в грузе оператора "Премиум Пакет" почти 3,5 тысячи мобильных телефонов на сумму в $700 тыс. Импортером же были задекларированы другие товары, в частности, детские игрушки, на сумму в менее $100 тыс. Но даже за таким явным нарушением не последовало наказание. По состоянию на 8 января "Премиум Пакет" еще имел зарегистрированный склад ММПО и лицензию на международные почтовые отправления. Причина – априорная невиновность почтового оператора.

"Как ММПО я работаю с 180 почтами мира. Я их (Почту США, например) не контролирую, и что они приняли в посылку – не знаю. Я не должен пустить что-то запрещенное в страну, но наказывать меня за содержание посылки нельзя", – разъяснил Смелянский.

Есть ли риск монополизации почтового рынка и кратного роста цен

В Укрпочте надеются, что ограничения на рынке будут особенно эффективны совместно со снижением лимита на ввоз международных посылок для потребителей – уменьшенный в 2019 году до €100 беспошлинный порог ввоза товаров, также введенный с целью борьбы с серым импортом, собираются поднять до €400 таможенной стоимости и до €300 – фактурной. Это предусмотрено законопроектом №4345, поданным налоговым комитетом Верховной Рады.

Вместе с тем глобально, считает совладелец входящей в группу Meest компании Meest China Вячеслав Лысенко, готовящиеся изменения крайне негативно скажутся на ценообразовании в отрасли – в первую очередь за счет снижения конкуренции. Действующим почтовым операторам в таком случае придется работать только через Укрпочту, в то время как госкомпания сможет диктовать цены всему рынку.

"Мы будем обязаны все наши посылки передавать на Укрпочту и клиенты будут их получать через них. Свое ценообразование мы также будем определять в зависимости от того, какие расценки установит на эту услугу Укрпочта – они могут стать и вдвое выше. На данный момент даже с конкуренцией ее тарифы намного выше, чем у локальных операторов, и у Meest China в том числе – думаю, где-то на 30%", – объяснил Лысенко, аргументировав свое утверждение опытом других государств.  

"Монополия всегда ведет к росту цен – это факт. В Китае монополия местной почты привела к тому, что стоимость доставки дошла до $19 за килограмм. Когда начала прогрессировать Alibaba, монополия была убрана, после чего цены обрушились вдвое", – привел пример Лысенко.

В Украине появились случаи нового мошенничества через почту

В Meest уже направили письменное обращение к членам комитета и главе правительства Денису Шмыгалю письмо (есть в распоряжении UBR.ua) с просьбой начать публичное обсуждение проекта, который, в противоречие действующему законодательству, не был опубликован для обсуждения перед подачей в парламент.

В компании делают акцент на том, что предоставление монопольного права работать одной из компаний противоречит Директиве 97/67ЕС, с которой хотят гармонизировать украинское законодательство. В частности, Преамбула директивы четко определяет список услуг, на которые может распространяться монополия назначенного оператора: среди них нет международной доставки.

Однако в Укрпочте обвинения в готовящемся монополизме отвергают, напоминая о другой возможности легальной работы на рынке – в качестве экспресс-оператора. Такие компании также предоставляют услуги по международной доставке, но регистрируют склад не как ММПО, а как Центральную сортировочную станцию (ЦСС). При этом, в отличие от почтовых операторов, несут всю полноту ответственности за перевезенный через границу товар.

"Экспресс-операторы (FedEx, UPS, Новая Почта), в отличие от почтовых служб, контролируют оба офиса – заграничный и украинский – и, соответственно, несут ответственность за содержание посылки. Понятно, что тем, кто занимается контрабандой удобней работать операторами почтовой связи, так как у них нулевая ответственность даже если их поймают", – прокомментировал Смелянский.

В Новой Почте подтвердили UBR.ua, что для них законодательные нормы ничего не меняют – тем более, что "и на ЦСС, и на ММПО действуют одинаковые правила таможенного контроля и растаможки", констатировала директор по корпоративным коммуникациям группы компаний Новая Почта Елена Плахова. "Мы как ранее использовали ЦСС для ввоза/вывоза международки, так и дальше будем", – говорит Плахова.

Украина впервые вошла в тридцатку лучших стран по уровню почтовых услуг

Как объясняет директор по правовым вопросам группы компаний Новая почта Инна Хомич, для почтовых операторов, чтобы продолжить деятельность по международной доставке, нужно будет лишь зарегистрировать ЦСС вместо ММПО – и с этим не должно возникнуть трудностей.

Вместе с тем обратная ситуация – регистрация новых ММПО – сейчас невозможна, что является дополнительным аргументом в пользу нововведения: рынок почтовых операторов в последнее время был заблокирован.

"ММПО последние 5 лет были вне закона: порядок, который предусматривал их открытие и функционирование, утратил силу. Новые игроки не могли зайти на рынок, а существующие были защищены отсутствием регуляции и контроля", – подытожила Хомич.

И все же ряд участников рынка указывают, что работа в качестве экспресс-оператора не гарантирует те же права на рынке международной доставки, что и деятельность почтовых служб – именно в этом и кроется риск установления монополии Укрпочты. Как объясняют в группе компаний Delivery, международные стандарты по-разному рассматривают почтовый и экспресс-форматы грузов – в первом случае это все беспошлинные (до 100 евро) посылки весом менее 30 кг.

Отмена моратория на проверки и новый налог на авто. Свежие идеи от Гетманцева

В нынешней редакции законопроект определяет, что назначенный оператор принимает через ММПО все международные почтовые отправления. Соответственно, руководствуясь данным положением, госорганы могут запретить допуск в ЦСС всем грузам экспресс-операторов, которые подходят под почтовый формат, опасается Андрей Ивасив, зампредседателя Delivery Group.

"Беспошлинных посылок до 30 кг – большинство на рынке международной доставки, остальные отправления занимают очень маленькую его часть. Если Таможенная служба решит, что весь почтовый формат нужно провозить через ММПО – а это можно сделать одним письмом, – то всем экспресс-операторам придется обращаться к Укрпочте", – считает Ивасив.  

Так как госрегулятор – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации  (НКРСИ) – не может ограничивать стоимость международной почты, то Укрпочта, освободившись от конкуренции со стороны других почтовых служб, которые могли бы предоставлять свои ММПО экспресс-операторам, получит возможность устанавливать любые цены на услугу, согласился с выводами Meest Андрей Ивасив.

Собеседники UBR.ua отметили, что помимо международной доставки, законопроект вместил в себя ряд других противоречащих европейской практике положений, касающихся уже непосредственно внутренних почтовых услуг. О них – в следующем материале UBR.ua.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: укрпочта почта новая почта монополизация монополизм почтовые услуги
Просмотров: 9368