В Украине обострилось противостояние между властями и розничными торговцами топлива (АЗС). На днях Кабмин опубликовал постановление (№450), согласно которому заправки должны декларировать правительству увеличение топливных цен на 1% и более за 20 дней до такого подорожания.

Кабмин решил попросту отнести топливо к разряду социально значимых товаров. Сразу же после этого розничные сети с 11 на 12 мая подняли цены на бензины и дизель в среднем на 24 коп/л (а пара крупных сетей вздернула ценники сразу на 1 грн/л). Декларировать же цены Госпродпотребслужбе автозаправщиков обязали именно с 12 мая, поэтому им просто нужно было успеть это сделать во избежание санкций.

В Украине появился новый поставщик российского дизеля и автогаза – СМИ

Но, как заверили в беседе с UBR.ua участники рынка, такая тенденция будет кратковременной.

Более того, сразу после публикации указанного постановления Нефтегазовая ассоциация (НАУ) незамедлительно разразилась гневом в адрес Кабмина, опубликовав релиз. Но касается он уже не указанного постановления, а иного новшества от властей – проекта постановления №1236 об установлении предельной надбавки на бензин и дизель.

Этот документ о госрегулировании цен Кабмин принял утром 14 мая. Средние цены на топливо обязали публиковать "Нафтогаз".

В частности, Минэкономики предложило на период карантина установить предельные уровни торговой наценки к средней цене дизельного топлива не выше 7 грн/л и бензина не выше 5 грн/л. Власти объясняют такие шаги не только желанием избежать на рынке ценовых скачков, но и заботой о нацбезопасности.

Заправщики предупреждают, что эта инициатива вообще может закончиться дефицитом топлива. В открытом письме НАУ, отправленном в адрес премьера и Минэкономики, говорится, что временное регулирование цен на топливо чревато нарушением принципов конкуренции.

В ассоциации также полагают, что этот проект постановления может закончиться созданием предпосылок для усиления рыночных позиций "теневых операторов", а нормативные ограничения в документе не соответствуют реальным ценовым факторам. Тут сомневаются, что документ вообще обоснован и подчеркнули, что он противоречит целям евроинтеграции Украины.

Кашу заварили премиальные бренды

Гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук в разговоре с UBR.ua раскритиковал инициативу Кабмина, но вместе с тем обратил внимание на важный момент, а именно – на начало тенденции по госрегулированию цен на топливо с неформального сотрудничества брендов с властями.

"Такие решения показывают, что в Кабмине не понимают, как функционирует рынок. А все началось, когда премиальные бренды начали привлекать правительство к борьбе с конкурентами под прикрытием проверок и борьбы с нелегальным рынком. А теперь ввели декларации, но это ни о чем", – полагает Косянчук.

Госрегулирование цен на топливо приведет к дефициту и подорожанию бензина, – НАУ

По его словам, главная проблема в том, что заправщикам будет крайне сложно спрогнозировать, что будет через 20 дней на внешнем рынке, поскольку украинский рынок от него очень зависит. Не говоря уже о прогнозах по курсу Нацбанка.

"Что же касается инициативы Минэкономики по предельной надбавке на дизель и бензин, то это вообще переворачивает рынок вверх тормашками. Выходит, что Кабмин отходит от рыночных отношений и переходит на плановую экономику, как в Советском союзе", – говорит он.

Косянчук утверждает, что если следовать методике Минэкономики относительно упомянутого ограничения торговой надбавки к средней цене дизельного топлива не более 7 грн/л и бензина не выше 5 грн/л, то это ударит именно по премиальным брендам, которые и создали такую ситуацию с регулированием.

WOG и ОККО сегодня бензин стоит по 31 грн/л, а по расчетам Кабмина цена должна быть 29,46 грн/л. На дизель – чуть более 26 грн/л. Тем более, что там конкурировать, если у всех будут одинаковые цены. Но цена ведь содержит и логистические расходы. А это – по гривне на литр", – обращает внимание гендиректор сети АЗС SunOil.

Государство ничего не выиграет

Косянчук убежден, что в таком случае государство в финансовом плане ничего не выиграет. Оно и так получает по 12 грн на литре бензине. Либо на завезенном, либо на произведенном в Украине. И это еще до того, как топливо начали продавать.

"У нас или на границе собирают акциз и НДС, или на производстве. Иными словами, еще ничего не продали, а государство уже получило свое. Если в Кабмине так хотели показать, что опекаются потребителями, то, возможно, надо было на период карантина найти более рациональное решение. Я думаю, что дело в падении рейтингов властей", – предположил он.

За неделю внешний рынок колеблется в диапазоне $30-40. А в перерасчете – это полторы гривны на литре. Это далеко за границами 1%, о котором говорят в Кабмине. Соответственно, перед АЗС стоит вопрос, каким образом предусмотреть необходимость повышения цен на топливо для декларирования за три недели.

Топливная паника в США: крупнейший в стране трубопровод возобновил работу

По мнению эксперта, такие указания властей АЗС никак впоследствии не отразятся на стоимости дизеля и бензина. Разве что на первой поре, как это уже произошло.

Будут выкручиваться

Есть и другой выход. Операторы рынка изо дня в день будут просто-напросто подавать 1 июня декларацию, к примеру, что 20 числа они поднимут цена на 2,5%. 3 июня подают декларацию о повышении цен 23 число еще на 2% и т.д.

"Будут они поднимать или не будут – от этого штрафных санкций не получат. Если они поднимут, то не задекларируют, их накажут. Будет просто бесполезная работа как Госпродпотребслужбе, так и операторам рынка. В итоге этим власти ничего не достигли", – утверждает Косянчук.

АЗС и так подпадают под ценовые критерии Кабмина

В комментарии UBR.ua директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн утверждает, что власти сражаются с несуществующей проблемой, поскольку критерии Кабмина по ограничениям стоимости топлива и так практически совпадают с действительностью. Он имеет в виду те самые ограничения надбавки к средней цене.

"Мы смоделировали ситуацию, если бы такая инициатива Кабмина по предельной надбавке была реализована с начала года. Мы положили расчеты правительства на фактическую ситуацию и увидели, что критериям властей и так соответствовали цены на 86% АЗС. Подавляющее большинство работает в том самом коридоре, который рассчитали в Кабмине", – говорит Куюн.

Рекордная инфляция в США подстегнет цены на бензин и авто в Украине к росту: что еще подорожает

Эксперт не понимает, зачем власти продвигают такие инициативы, поскольку почти 90% АЗС и так соответствуют критериям властей. Более того, это именно те цены, которые утвердились при рыночных отношениях.

"Что касается перспективы, то никакое госрегулирование никогда не приведет к каким-либо позитивным моментам. В нашем случае это приведет к еще большей тенизации рынка, которая и так переживает в Украине настоящий "ренессанс". Это обернется настоящим ударом для украинских заправщиков", – заключает Куюн.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: дизель бензин кабмин азс заправки дефицит топлива госрегулирование цен наценка цены на топливо
Просмотров: 6506