В ночь на 24 марта сверхкрупный 400-метровый контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале. Движение по маршруту было полностью парализовано. Скопилось 150 судов, которые суммарно перевозили миллионы баррелей нефти и нефтепродуктов. Почти четверть (26%) от этого объема (около 2,6 млн баррелей) приходится на танкеры, осуществляющие поставки из РФ.

К слову, общая стоимость российского топлива, застрявшего в Суэцком канале, оценивается в $160 млн. Около одного миллиона баррелей 24 марта должны были поставить египетским покупателям, но партия, очевидно, задерживается.

Укрнафта потеряла десятую часть добычи газа: названы причины

В спасательной операции было задействовано как минимум восемь буксиров. Согласно опубликованным в соцсетях новым фотографиям с места инцидента, а также спутниковым снимкам американской аэрокосмической компании Capella Space, судно по-прежнему стоит поперек канала, перекрыв движение в обоих направлениях.

Сразу же после этого североевропейская марка нефти Brent подорожала на 3% – до $62,7 за баррель. Правда, эксперты рынка топлива успокаивают и массово утверждают, что, во-первых, такое событие вряд ли приведет к нарушению баланса спроса и предложения. Во-вторых, паника на рынке будет кратковременной.

Такое же виденье в разговоре с UBR.ua разделили сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич и гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук.

"Вряд ли это будет иметь какие-то серьезные и длительные последствия. В ближайшие дни этот контейнеровоз оттуда уберут. И полноценное движение через Суэцкий канал возобновится", – говорит Марунич. Но стоит отметить, что по заявлениям российского МИДа для разблокировки Суэцкого канала может потребоваться несколько недель.

Если же блокировка канала продлится несколько дней, она может привести к росту стоимости фрахта, которая в последние месяцы и так бьет рекорды по сравнению с весной 2020-го контейнерные перевозки подорожали в 6,5 раз.

В то же время министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что такая пробка приведет ко временному росту стоимости и сроков перевозок, а география маршрутов изменится.

Почему все-таки подорожала нефть

Если бы контейнеровоз, как утверждает Марунич, застрял на месяц, рынок, конечно же, такие задержки ощутил бы. Краткосрочный эффект исчерпает себя за несколько суток. Большей мерой эта "пробка", вероятно, повлияет на средиземноморский рынок сжиженного газа, полагает Косянчук.

Начало сезона дорожных работ затянулось: поставщики битума жалуются на отсутствие отгрузок

"Такое подорожание на 3% – просто паника. Это один из традиционных факторов ценообразования. Тем более на рынке нефти. Через Суэцкий канал идет громадный объем черного золота в Европу, которая является большим рынком потребления нефти и нефтепродуктов", – подытожил Марунич.

Суэцким каналом ежедневно в обоих направлениях проходит более 50 морских судов. Через него осуществляется 30% всех мировых контейнерных перевозок. Косянчук же полагает, что рост цен на Brent произошел по другим причинам.

"Сегодня внешние рынки нефти и нефтепродуктов стабилизировались и замерли в ожидании завершения пандемии. Есть, конечно, небольшие ценовые колебания, но они несущественны. Это инструмент финансовых спекуляций. Но рост цены пока приостановился. Это знак того, что борьба с мировой пандемией ожидаемых результатов не имеет", – убежден он.

Хорошая новость в том, что цены перестали расти даже на фоне некоторого оживления потребления. Начиная со средины марта котировки, как правило, ползут вверх, поскольку растет спрос. В частности, в связи с посевной. Но пандемия не позволяет прогнозировать увеличения потребления: выход мировой экономики из рецессии откладывается.

"Множество стран живут в основном благодаря туризму. Последний ограничен. А в некоторых государствах даже передвижение из района в район ограничено. Люди уходят на "удаленку". Это существенно сокращает потребление топлива", – говорит Косянчук.

Проблема намного глобальнее: порты и каналы не справляются

Как рассказал UBR.ua вице-президент Морской палаты Вячеслав Кисловский, который также убежден, что Суэцкий канал вскоре освободят, проблема создания такой "пробки" лежит намного глубже. В мире появились настоящие торговые страны-гиганты, что и обусловило появление столь громадных судов.

"Такие риски росли давно, несмотря на общее улучшение организации прохождения суден по Суэцкому каналу. Их размеры просто должны были привести к подобному. Этот контейнеровоз – последнее поколение. Такие монстры появились, так как распределилась мировая торговля. Китай стал мировым производителем и "супермаркетом", – говорит он.

Формально подобные контейнеровозы на такие каналы не рассчитаны. Элементарный сбой в корабельной электрике привел к тому, что судно при скорости в восемь узлов (около 16 км/час) зацепило носовой частью дно, после чего произошел разворот поперек канала.

"С такими фантастическими поставками не справляются даже порты. Даже в США. В Европе оказались неготовыми принимать такие поставки. При входе в них суда стоят около 10 суток. Такая остановка в Суэцком канале может заставить трейдеров пересмотреть подход к торговле в целом, перейдя на более мобильные корабли", – предположил Кисловский.

Ждать ли Украине подорожания топлива

По словам гендиректора сети АЗС SunOil Косянчука, угроза подорожания нефти и нефтепродуктов в Украине из-за ситуативного дефицита топлива отменяется. Proton Energy уходит c украинского рынка, но его место занял международный трейдер Coral Energy.

В Нафтогазе поддержали раздел активов "проблемной" Укрнафты

Последний получил разрешение Минэкономики РФ, а с ним – и возможность переправлять ресурс в Украину почти в тех же объемах.

И действительно, к вечеру четверга стоимость эталонных марок начала существенно снижаться, несмотря на блокировку суден в Суэцком канале: инвесторы опасаются, что ужесточение карантинных мер в Европе и задержки поставок вакцины от Covid-19 могут негативно сказаться на нефтяном спросе.

Однако уже в пятницу, 26 марта, цены на нефть эталонных марок ускорили рост в пятницу, прибаввив на торгах около 4%. Стоимость майских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 16:21 в пятницу составляла $64,3 за баррель, что на $2,35 (3,79%) выше цены на закрытие предыдущей сессии. Цена фьючерсов на нефть WTI на май на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) в указанное время составляла $60,88 за баррель, что на $2,32 (3,96%) выше уровня на закрытие предыдущей сессии.

Как комментирует ситуацию аналитик по нефтяному рынку Rystad Energy Бьорнар Тонхауген, рынок нефти поспешил заложить в цены перебои с поставками, связанные с приостановкой навигации в канале.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн в разговоре с UBR.ua утверждает, что связывать "затор" в Суэцком канале с ростом тарифов в Украине как на нефть с нефтепродуктами, так и на их доставку – смысла нет.

"Все топливо, которое к нам поступает, вообще не имеет никакого отношения к Суэцкому каналу. Единственная косвенная связь в том, что если эта проблема повлияет на подорожание нефти в мире, мы вынуждены будем продублировать цены на наших АЗС", – констатировал эксперт.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: нефть цены котировки суэцкий канал пробка азс цены на бензин нефтепродукты танкер
Просмотров: 1209