Ряд крупных общественных организаций, объединяющих бизнесменов, выступили против законопроекта №5420. Он предусматривает введение уголовной ответственности за контрабанду.

Укроборонпром, каннабис, контрабанда, айтишники и АМКУ: как голосовала Рада на внеочередном заседании

Почему бизнес против законопроекта №5420

С совместным заявлением выступили Американская торговая палата (AmCham) в Украине, Ассоциация налогоплательщиков, Федерация работодателей Украины и Ассоциация профессиональных таможенных посредников. К ним присоединились два общественных совета – при Государственной таможенной службе (ГТС) и Министерстве финансов.

Они "однозначно поддержали" намерения властей бороться с контрабандой подакцизных товаров. Но их беспокойство вызвало введение уголовной ответственности за недостоверное декларирование.

"Предложенная редакция статьи 201-4 Уголовного кодекса Украины, по мнению бизнеса и экспертов, допускает возможность привлечения к уголовной ответственности субъектов хозяйствования даже за непреднамеренные ошибки в таможенных декларациях", – сказано в распространенном AmCham заявлении.

Такой подход "может исказить саму суть таможенного контроля". Например, таможенники будут заниматься "поиском формальных причин для отказа в таможенном оформлении". Вместо того, чтобы оформлять товары и проверять правильность указанных в таможенной декларации сведений. 

Таким образом таможенные органы, предположили эксперты, будут стремиться обезопасить себя от возможных обвинений в содействии "недостоверному декларированию". За такие правонарушения предлагается наказание в виде лишения свободы от 7 до 11 лет.

Брендовые вещи под видом плитки: СБУ задержала груз "контрабандиста из списка СНБО"

Почему возник вопрос борьбы с контрабандой

Инициатором законопроекта выступил глава государства Владимир Зеленский. В пояснительной записке к проекту закона №5420 заместитель руководителя Офиса президент (ОП) Андрей Смирнов напомнил, что парламент "декриминализировал контрабанду" в 2011 году.

В то же время ГТС в 2019 году выявила нарушений таможенных правил на сумму 1,6 млрд грн, а в 2020-м – на 1,96 млрд грн.

В 2019 году на суды рассмотрели 984 дела указанной категории на сумму 348,2 млн грн, оштрафовали на 40,46 млн грн.

Но по результатам рассмотрения 126 дел (12,8% от общего числа) на сумму 142,96 млн грн суды решили закрыть их. В подавляющем большинстве основанием послужило "отсутствие состава правонарушения, в том числе из-за недоказанности отдельных элементов состава правонарушения".

Вывод, к которому пришли в ОП – таможенные органы не имеют достаточно полномочий, чтобы бороться с правонарушениями. В результате за последние десять лет провинившихся трудно или невозможно привлечь к ответственности.

По информации Государственной казначейской службы Украины, за 2020 год поступления от таможенных платежей составили почти 296,96 млрд грн. Это на 28,5 млрд грн меньше плановых, установленных законом "О Государственном бюджете Украины на 2020 год".

Apple лично проследит за ценами на iPhone: что изменится с приходом техногиганта в Украину

Шесть лет за четыре серых "айфона"

Перед голосованием некоторые парламентарии высказались против президентского законопроекта.

Народный депутат Александра Устинова (фракция "Голос") заявила в Раде, что согласно действующему законодательству "если останавливается машина с контрабандой, то весь товар конфискуется". Если же вступят в силу положения законопроекта №5420, то "можно получить судимость" при ввозе подакцизных товаров на сумму от 50 тыс. грн или подакцизных – от 112 тыс. грн.

"То есть если вы завезли четыре "айфона" или дорогой ноутбук жене или кому-то другому в подарок привезли, то вы – уже контрабандист и будете иметь шесть лет судимости", – подчеркнула она. 

Нардеп отметила, что "есть и другая проблема" – когда будет открываться уголовное производство, не нужно будет конфисковать товары на таможне. Появится возможность проводить конфискацию прямо на складах. Это приведет к тому, спрогнозировала она, что пока не будет создано Бюро экономической безопасности, Служба безопасности будет арестовывать склады с бытовой техникой крупных компаний. В итоге работа этих предприятий остановится "на года".

Народный депутат Сергей Власенко ("Батькивщина") законопроект №5420 назвал "простым решением вместо системной борьбы с коррупцией". 

"Как же на самом деле нужно было бороться с контрабандой? Это же достаточно просто – нужно было объединить информационные системы украинской таможни с таможнями стран-соседей для того, чтобы контролировать документацию", – заявил он. Отметив, что это помогло бы вернуть в госбюджет миллиарды гривен, как уже происходило в 2008-2009 гг.

Айфоны на таможне "превращают" в зеленый горошек: "серые" смартфоны отключат от сети

Юристы предупредили об угрозах

Законопроект №5420 содержит значительное количество недоработок, которые не обеспечат ожидаемого эффекта. Об этом в комментарии UBR.ua заявил Александр Маленко, управляющий партнер адвокатского объединения Interlegum.

По его оценкам, дополнения Уголовного кодекса новыми нормами (ст. 201-2 "Контрабанда товаров", ст. 201-3 "Контрабанда подакцизных товаров" и ст. 201-4 "недостоверное декларирование товаров") "нарушают логику юридической техники конструирования диспозиций".

"Поэтому целесообразно было бы внести изменения в действующую ст. 201 Уголовного кодекса Украины "Контрабанда" путем дополнения ее новыми частями", – предложил он.

По мнению кандидата юридических наук Константина Зерова, законопроект №5420 предложил установить "слишком высокие уровни наказания". В документе указаны штрафы в пределах 10-175 тыс. необлагаемых минимумом доходов граждан (170 тыс. грн – 2,975 млн грн), что не соответствует положениям Общей части Уголовного кодекса Украины относительно целей применения наказания в уголовном праве. 

"Кроме того, установление таких слишком высоких размеров штрафных санкций вряд ли сможет наполнить государственный бюджет, поскольку его размер будет непомерным для соответствующих физических лиц", – уверен он.

По его словам, состояние качества предварительного расследования уголовных производств следователями органов налоговой милиции является "слишком низким". Зачастую, подчеркнул Константин Зеров, оно характеризуется "давлением на бизнес, процессуальными злоупотреблениями и т.д".

Поэтому, уверен он, до начала функционирования Бюро экономической безопасности вряд ли целесообразно инициировать соответствующие изменения в Уголовный кодекс Украины.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: контрабанда штрафы таможня торговля таможенное декларирование грузов
Просмотров: 889