Украинские производители смазочных материалов и машинных масел с 23 мая столкнулись с фактическим запретом на работу: сырье для продукции в измененном налоговом кодексе включили в перечень подакцизных товаров. Компании решили, что причина произошедшему – техническая ошибка законодателей, однако в налоговом комитете это мнение опровергли, объяснив, что акциз был введен не на базовые масла, а на группу товаров "прочие смазочные материалы и другие дистилляты", под которой в Украину завозят нелегальное дизтопливо.

Остановка производства машинных масел: Гетманцев разъяснил введение акциза

Тот факт, что Таможенная служба уже 27 мая начала требовать уплату акциза именно с базовых масел, глава профильного комитета Даниил Гетманцев назвал "эксцессом", заверив, что специалисты комитета уже направили разъяснения в таможенную службу: в ближайшие дни сырье для украинских предприятий, убежден он, снова будут ввозить по старым правилам.

В свою очередь опрошенные UBR.ua эксперты усомнились в том, что выйти из ситуации удастся столь просто: чтобы окончательно устранить несогласованность в налоговом кодексе, разъяснение нужно направить не должностным лицам таможенной службы, а добавить в уже принятый и одобренный президентом закон.

Акцизом как по маслу

В пятницу 28 мая украинские производители смазочных материалов и машинных масел заявили о полной остановке работы отрасли из-за, по их мнению, допущенной законодателями ошибки в вступившем 23 мая в силу законе № 466-IX "Об изменениях в налоговый Кодекс Украины". Компании предположили, что в ходе подготовки законопроекта в перечень подакцизных товаров законодатели случайно внесли код 2710 19 99 00, по которому в Украину завозятся базовые масла – выпускаемое только за рубежом сырье для производства машинных и индустриальных масел.

В своем обращении к президенту, правительству и членам принимавшего правки налогового комитета, предприятия попросили принять меры для устранения ошибки в ближайшее время, а до того момента – направить официальные разъяснения к налоговому и таможенному ведомству, чтобы там администрировали базовое масло по старым правилам. На момент публикации обращения, указывалось в нем, должностные лица таможни, понимая ошибочность правки, по закону не могли пропускать базовое масло без уплаты сбора.

Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят

Почти максимальная акцизная ставка в $213,5 не только ставит украинских производителей, чья продукция с его учетом дорожает в полтора раза, в неконкурентное положение относительно лишенных акцизного сбора иностранных компаний, но и в принципе препятствуют какой-либо переработке масел в Украине. Для того, чтобы хранить, закупать и реализовывать акцизные товары предприятиям необходимо получить ряд разрешительных документов, которые до этого участникам рынка оформлять не было необходимости: на их согласование может уйти до года.

На ошибку в изменениях указывала разница между описаниями группы товаров, проходящих по данному коду, и акцизного классификатора, в который он был внесен: классификатор применялся лишь к топливам жидким на основе газойля (то есть, к дизельному топливу), а не к базовому маслу.

Однако в принимавшем правку налоговом комитете опровергли "ошибочность" внесенных изменений: законодатели объясняют, что ставшая подакцизной группа товаров на самом деле не учитывает базовые масла, а полностью соответствует описанию "прочие смазочные материалы и другие дистилляты". Глава Комитета Даниил Гетманцев объяснил UBR.ua, что идея добавить код в акцизный классификатор возникла из-за нелегального дизтоплива, которое "дельцы" провозили под видом "прочих смазочных материалов", не уплачивая акциз.

"В законе, если вы откроете и посмотрите описание кода, то речь идет не о базовом масле, а о смесях, которые используются как дизельное топливо. В коде непосредственно указывается и технология производства. Акцизом облагается не базовое масло, а только смеси", – разъясняет Гетманцев.

Он заверил UBR.ua, что проблема на таможне – это "эксцесс", который будет устранен "сегодня-завтра".

"Мы сегодня (1 июня) уже провели совещание с таможней, с налоговой на уровне специалистов комитета, и, я думаю, мы этот вопрос за сегодня-завтра снимем. В любом случае наши производители не пострадают. А пострадают дельцы, которые, используя пробелы в законодательстве, пытались раньше сэкономить на акцизе", – убежден глава налогового комитета.

Акциз – лишняя мера

Эксперта топливного рынка Леонида Косянчука, впрочем, не убедила аргументация Гетманцева. Он пояснил UBR.ua, что исправить ситуацию можно лишь через изменения в принятый закон, добавив в описание классификатора приставку "кроме базовых масел". В противном случае Таможенная служба, которая "руководствуется не разъяснениями комитета, а таможенным кодексом", будет продолжать требовать с сырья указанный в законе акцизный сбор.

Создание запаса нефти хотят возложить на бизнес. Топливо может подорожать

"Чтобы внести эти правки необходимо пройти всю законотворческую процедуру: добавить правку, согласовать ее со всеми министерствами, одобрить ее в Комитетах, затем внести на рассмотрение в Верховную Раду, чтобы депутаты за него проголосовали. Но там очень много подобных законопроектов: так они могут принять изменения к концу следующего года", – прогнозирует Косянчук.

Вместе с тем он считает, что внесение кода 2710 19 99 00 в акцизный перечень – лишняя мера. Как объяснил Косянчук, "смазочные материалы и прочие дистилляты", которые злоумышленники провозили в Украину без оплаты акциза, были лишь добавкой к реактивному топливу, являющемуся основой для производства нелегального дизеля.

"Производство этого контрафактного дизеля было исключено мерой, принятой еще в прошлом году. Тогда ввели вексельную форму уплаты акциза по реактивному топливу: именно оно является основой для производства этого эразц-дизеля. Если вы провозили реактивное топливо без документов, подтверждающих, что вы доставляете его "в крыло самолета", то в добавок к предыдущим сборам должны уплатить лишние 300 евро с тонны", – объяснил суть защитного механизма Косянчук.

Эксперт убежден, что акциз делает абсолютно невыгодным производство масел в Украине, а сама правка, предполагает Косянчук, исходя из ее характера, может быть направлена против отечественной компании Azmol.

Через 1,5-2 года европейский газ может подорожать более чем втрое, – экс-менеджер Нафтогаза

"Я эту правку воспринимаю, как спланированную диверсию против украинской экономики и, в частности, против компании Azmol. Правка делает невозможным производство того ничтожного количества трансмиссионных и прочих индустриальных масел, которые Azmol еще был в состоянии выпускать – потому что нормальные синтетические масла он не может производить по определению. Он неконкурентный относительно иностранных марок. Но Azmol этим и не занимается – они выпускали масла для промышленности. Для этого нужно базовое масло, которое, кроме как в России, взять больше негде. Таким образом предприятие останется банкротом, а затем его можно будет купить за бесценок, а сам закон после – отменить", – объясняет свое предположение Леонид Косянчук. 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: цены стоимость рынок машинное масло акциз верховная рада
Просмотров: 6272