Тяжелое финансовое положение вынуждает авиакомпанию "АэроСвит" проводить реструктуризацию и сокращать сотрудников. По данным источников, большинство его маршрутов достанутся "Международным авиалиниям Украины".

Максим Арсланов

Украинский авиационный рынок переживает радикальные изменения. Тяжелое финансовое положение игроков вызывает вопрос о дальнейшем существовании крупнейшего на сегодня перевозчика страны — авиакомпании "АэроСвит". Сегодня компания готовится к масштабной реструктуризации. "О подобных мерах уже объявили десятки авиакомпаний во всем мире, включая практически все ведущие авиационные группы Европы. Причины, побуждающие авиаперевозчиков совершать такие шаги, — общие последствия отраслевого кризиса, рецессия экономики стран Еврозоны, снижение спроса в регионе, который европейские авиакомпании вынуждены стимулировать снижением тарифов. Из-за этого их доходы уже не покрывают опережающий рост затрат", — сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе перевозчика.

В "АэроСвите" подчеркнули, что, помимо этого, украинские авиакомпании имеют дополнительные проблемы в виде пессимистических прогнозов о развитии бизнеса, ограниченным доступом отечественных перевозчиков к финансовым ресурсам, падением покупательной способности населения. Словом, нужно что-то делать, чтобы хоть как-то удержать компанию на плаву.

Рейсы на аутсорсинг

Что же в итоге предпримет "АэроСвит"? По данным пресс-службы, программа реструктуризации уже утверждена наблюдательным советом. "В целом программа предусматривает значительное сокращение операционных затрат "АэроСвита" и его постепенный выход из зоны убыточности. Часть операций будет передана на аутсорсинг, вследствие чего изменится структура авиакомпании. Произойдет ее реорганизация и сокращение штата. В связи с запланированным сокращением персонала сотрудники авиакомпании в соответствии с национальным трудовым законодательством должны заблаговременно получить предупреждения об увольнении в связи с реорганизацией. Поэтому предоставление таких предупреждений департамент трудовых ресурсов компании начал уже в декабре. Далее администрация "АэроСвита" проведет весь комплекс мер, предусмотренный трудовым законодательством в случае реорганизации предприятия", — отметили в пресс-службе.

Подробности программы не разглашаются. Однако, по данным участников рынка, часть сети среднемагистральных маршрутов компании, а также некоторые дальнемагистральные — Пекин, Шанхай и Бангкок — перейдут "Международным авиалиниям Украины" (МАУ). Вспомним заявления, в которых говорилось об увеличении числа совместных маршрутов зимой 2012–2013 гг. и летом 2013 года. "В настоящее время МАУ и "АэроСвит" формируют сеть рейсов, которые будут выполняться под совместными кодами в период летней навигации 2013 года, и работают над планами сотрудничества на более отдаленную перспективу", — сказано в пресс-релизе МАУ.

А планы, признаться, впечатляют. Недавно МАУ обмолвились о том, что уже в марте следующего года количество их направлений увеличится в два раза. Любопытно, за счет чего? Неужто перевозчик способен в течение каких-нибудь четырех месяцев удвоить маршрутную сеть, наработанную годами? Тем более на таком зарегулированном рынке, как украинский. Вряд ли. Поэтому оперирующей компанией на направлениях "АэроСвита", по всей вероятности, станут МАУ.

Причем на этот раз дело не ограничится код-шеринговыми и тому подобными соглашениями. По данным источников, в отрасли часть самолетов "АэроСвита" перейдет во флот МАУ. А это значит, что МАУ хоть и отрицают причастность группы "Приват" к их бизнесу, однако имеют очень хорошие шансы попасть под действие паразитирующих схем Игоря Коломойского. Как известно, этот бизнесмен любит сдавать в лизинг свои воздушные суда своим же эксплуатантам, выводя таким образом за рубеж деньги под видом платы за пользование авиатехникой.

Слияние или уничтожение?

Помимо этого, часть персонала "АэроСвита" уже проходит собеседования в офисе МАУ и будет принята в компанию на конкурсной основе. И фактически происходит то, что уже несколько раз пытались сделать акционеры двух перевозчиков — слияние двух крупнейших предприятий в отрасли. При других обстоятельствах можно было бы говорить о создании украинского флагмана, которому будет проще противостоять мощным европейским конкурентам после присоединения нашей страны к Единому авиационному пространству ЕС.

Но сейчас не тот случай. Группа "Приват", которая постепенно выжимает все соки из украинских авиалиний, вряд ли будет заинтересована в их развитии. Судите сами: с рынка незаметно уходит авиакомпания "Донбассаэро", которая передает свой флот другому чартерному перевозчику — "Розе Ветров". Безусловно, несколько бортов придется оставить, т.к. без них легко лишиться сертификата эксплуатанта — документа, который оказывается очень полезным для оформления кредитов либо получения назначений на маршруты.

Авиакомпания "Днеправиа" в недалеком прошлом обладала внушительным парком региональных воздушных судов из 25-ти Embraer-145 и связывала Киев со многими крупными городами Украины. Сегодня четыре машины уже год простаивают в аэропорту Варшавы. Разбросаны по различным аэропортам остальные. В работе, по данным источников, находится около трех-четырех бортов. Интенсивность полетов на внутренних линиях сократилась, а освобождающуюся нишу постепенно заполняет дочерняя структура российского "ЮТэйра", которая предлагает пассажирам сравнительно недорогие перелеты в пределах страны на турбовинтовых ATR-72. Эти машины не так затратны, как реактивные, поскольку потребляют меньше топлива. К тому же компания получила их непосредственно с завода-производителя, а потому расходы на обслуживание и ремонт не такие высокие, как для подержанных Embraer-145.

В результате действий акционеров сдает позиции и сам "АэроСвит", которому, как ни странно, удавалось удерживаться на плаву с 2009 года. Тогда ситуация выглядела совсем удручающей: простаивающие самолеты, задержки по заработной плате. Однако совладельцы не только выводили деньги под видом лизинговых платежей, они также практиковали накопление задолженности, которую не возвращали до того момента, пока контрагент не начинал требовать ее в жесткой ультимативной форме. Результатом стали скандалы с "Украэрорухом", аэропортом "Борисполь", Росавиацией, минскими и московскими авиаузлами.

Вопрос лишь в том, каковы перспективы МАУ в такой ситуации? Если ее совладельцы снова изберут свою излюбленную тактику паразитирования и накопления долгов, то некогда успешная компания рискует повторить судьбу "АэроСвита" в течение двух – трех лет. Любопытно также, что внеочередное собрание акционеров МАУ состоится 31 декабря с.г. в 11:00. Интересно, какие же важные вопросы нужно обсуждать в канун праздника? Рискнем предположить, что именно в этот день, когда внимание окружающих будет занято другим, предприниматели могут рассмотреть реструктуризацию и слияние с "АэроСвитом".

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: авиакомпания самолеты аэросвит
Источник: cfts Просмотров: 9875
Загрузка...
Загрузка...