Украина на пороге подписания соглашения об "открытом небе" с ЕС. Ожидается, что это должно привести к снижению стоимости билетов в Европу, а также обеспечить украинцам большую правовую защищенность во время перелетов.

В частности, европейские нормы предполагают существенную денежную компенсацию для пассажиров при отмене рейса.

Совет Евросоюза одобрил соглашение об открытом небе с Украиной

Удешевление авиапутешествий может произойти вследствие допуска дополнительных перевозчиков на тех направлениях, где сейчас сохраняется монопольное право перелетов для одной или двух компаний.

Опрошенные UBR.ua эксперты согласны, что билеты в ЕС после выхода на такие маршруты третьих перевозчиков могут подешеветь – даже на 20-30% от нынешней стоимости.

Однако, по нескольким причинам, увеличится конкуренция далеко не на всех европейских направлениях.

Более скептично наши собеседники относятся к внедрению компенсаций для клиентов авиакомпаний за отмену, перенос или задержку рейсов. Во-первых, потому что такие обязанности уже сейчас накладывает на украинские компании отечественное законодательство.

Во-вторых, если авиакомпания проигнорирует эти правила, добиться возмещения бывает довольно трудно.

В Украине начали закрываться небольшие турфирмы

Авиабилеты подешевеют

28 июня Совет ЕС согласовал подписание соглашения о совместном авиационном пространстве (СоАП) с четырьмя странами, среди которых и Украина. Киев ожидал этого решения с 2013 года.

"Открытое небо" является одной из составляющих Соглашения об Ассоциации с ЕС, однако договор до сих пор не был ратифицирован из-за разногласий Испании и Великобритании касательно воздушного пространства Гибралтара.

После того, как процесс согласования был разблокирован, как прогнозируют в издании "Европейская правда" (ЕП), окончательное подписание документа может произойти в этом либо следующем году. Но "так или иначе, уже с летнего сезона навигации 2022 года у авиакомпаний будет возможность воспользоваться первыми преимуществами совместного авиапространства".

Одним из главных последствий внедрения документа для пассажиров может стать значительное удешевление билетов в ЕС. Сторонники нынешней редакции соглашения аргументируют этот прогноз опытом украинских соседей, уже добившихся либерализации авиасообщения с Европой.

К примеру, как отмечает та же "ЕП", для Молдовы стоимость прямого перелета в Лондон снизилась с €210 (на апрель 2010 года) до €45 к апрелю 2017.

Запрет на авиасообщение: эксперт прокомментировал риски остаться без топлива из Беларуси

Как объяснил UBR.ua глава авиационного комитета Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры (ВЦРТИ) Богдан Долинце, на первом этапе внедрения норм СоАП будут ликвидированы межгосударственные ограничения в части доступа на маршруты перевозчиков.

Пользоваться воздушными линиями между Украиной и всеми странами Евросоюза сможет неограниченное число компаний, подмечает эксперт.

На данный момент по ряду направлений квоты пользования распределены между двумя компаниями – украинской и местной европейской – а другим в перелетах отказывают. На таких направлениях, указывает Долинце, стоимость перелета на 20-50% выше, чем на маршрутах аналогичной протяженности, но с тремя и более перевозчиками.

"Поэтому там, где у авиакомпаний была значительная наценка к тарифам, стоит ожидать 20-30% снижения стоимости перелета", – полагает Долинце.

Не все страны станут доступнее

Однако на европейских направлениях осталось не так много зарегулированных маршрутов – по оценкам Долинце, всего 20% от общего количества.

Дело в том, объясняет он, что с 2014 года Украина подписала ряд двусторонних соглашений об "открытом небе" с членами Евросоюза и, таким образом, снимала ограничения по количеству перевозчиков на отдельных направлениях.

К примеру, еще в 2016 году такое соглашение украинские власти подписали с Италией и Литвой. Всего Украина либерализовала полеты с 16 из 28 стран ЕС.

Как отмечает Долинце, когда на одном маршруте работает хотя бы три перевозчика, то там устанавливается наиболее низкая цена, опускать которую еще больше экономически нецелесообразно.

"Если компании это и делают, то с целью маркетинга, чтобы отвоевать часть рынка", – пояснил эксперт ВЦРТИ.

Украинским авиакомпаниям могут запретить полеты в Европу при наличии непокрытых долгов

Среди направлений, которые до сих пор контролируют не более двух авиакомпаний, тем не менее остаются наиболее высокомаржинальные, идущие в аэропорты с высокой загрузкой.

Богдан Долинце привел в пример направления Киев – Париж и Киев – Амстердам. В первую очередь подписание СоАП может повлиять на стоимость билетов именно на таких маршрутах, а там, где Украина уже договорилась о снятии ограничений на перелеты, уровень цен не изменится.

Но с загруженными направлениями остается еще одна проблема. После снятия межгосударственных ограничений компаниям будет нужно договориться с аэропортом об осуществлении рейса – получить так называемый слот, то есть выделенное для прилета и вылета время. В случае тех же Парижа и Амстердама сделать это не так просто.

"Европейские аэропорты достаточно перегружены и слот там получить сложнее. Стоимость билета на ранее зарегулированных маршрутах может снизиться, только если слоты на них получат системные перевозчики", – объяснил Долинце.

Особую актуальность вопрос слотов имеет для украинских авиакомпаний, которые боятся, что получат неравные условия с европейскими после подписания СоАП.

Не хотят платить компенсации

Согласно СоАП, Украина должна будет имплементировать ряд документов Евросоюза, регламентирующих условия авиаперелетов. Среди них – регламент 261 от 2004 года, который устанавливает размер компенсаций, которые должны предоставить авиакомпании пассажирам в случае отмены, переноса, задержки рейса или понижения класса обслуживания.

В последнем случае авиаперевозчик должен вернуть от 30% до 75% стоимости билета после осуществления перелета (процент зависит от дальности маршрута).

Также документ обязывает перевозчиков в случае задержки рейса предоставить пассажирам гостиницу, возместить затраты при перемещении между ней и аэропортом, обеспечить клиентов водой и питанием.

Авиатрафик в украинском небе начал расти, но почти наполовину уступает докризисному уровню

Но, отмечает Долинце, большая часть норм регламента уже внедрена в украинское законодательство. Как и в Европе, согласно правилам Госавиаслужбы Украины, градация компенсаций за отмену рейсов установлена следующим образом:

  • €250 применительно ко всем авиарейсам дальностью до 1500 км;
  • €400 применительно ко всем авиарейсам дальностью от 1500 до 3500 км;
  • €600 применительно свыше 3500 км.  

Основная проблема указанных правил перевозки пассажиров состоит в том, что часть компаний их в действительности игнорирует, считает эксперт по вопросам транспорта общественной кампании "Евро-Патруль" Вячеслав Коновалов. По его оценкам, только 30% украинских авиакомпаний выполняет требования по компенсациям для пассажиров.

"Чтобы добиться компенсации за отмену рейса, часто нужно идти в суд. Это как с лоукостами, которые требуют деньги за питание на борту. Но есть правила перевозки пассажиров, в соответствии с которыми тебе обязаны предоставлять бесплатно воду. Но лоукосты за это берут деньги. На них можно подать иск, но ты будешь бегать по судам до следующего пришествия", – рассказывает Коновалов.

Вместе с этим часть правил, которые сегодня прописаны в украинском законодательстве, отличаются от европейских. К примеру, говорит Богдан Долинце, если в Европе авиаперевозчик может не платить компенсацию пассажирам в случае отмены рейса как минимум за две недели до времени вылета, то в Украине – за месяц.

Борисполь массово переносит рейсы в Турцию. Пассажиры жалуются на задержки самолетов и в Египет

В то же время социальные нормы зависят от страны вылета. Так, во многих странах Ближнего Востока компенсация за отмену рейса не предусмотрена. Поэтому, если наша авиакомпания осуществляет перелет из такой страны в Украину, то она не обязана будет выплачивать пассажирам средства в случае отмены рейса.

Также все указанные нормы не будут действовать, если перевозчик докажет, что был вынужден отменить или перенести полет из-за "чрезвычайных обстоятельств".

Украинские авиакомпании против

Крупнейшие украинские перевозчики – МАУ и Sky UP – последовательно выступают против СоАП в нынешней редакции. Как объясняет Долинце, они опасаются непропорциональных условий, которые прописаны в соглашении для украинских и европейских компаний.

В случае тех же слотов, если украинские аэропорты их практически не регулируют, то в Европе ситуация обратная.

"Кроме Борисполя, никто в Украине слот-регулированием не занимается. И даже в Борисполе есть только отдельные пики прилета-разлета, утро и вечер, когда достаточно тяжело получить слот. Есть риск, что после открытия рынка европейские компании свободно зайдут в Украину, а украинские – если и получат какие-то новые возможности, – то их будет намного меньше, чем у европейских", – говорит Долинце.

Кроме того, подписание СоАП лишит украинские компании одного из инструментов получения слотов в европейские аэропорты.

Боятся вмешательства российских диспетчеров. Почему над Украиной не летают самолеты

По словам Долинце, ранее, когда Госавиаслжба работала над либерализацией авиасообщения в двустороннем формате, соглашение с конкретной страной подписывалось лишь после выделение слотов в аэропорты для украинских перевозчиков.

Так как СоАП аннулирует все предыдущие двусторонние договоренности, то получать слоты станет "намного сложнее", констатирует Долинце. Как отмечалось выше, Украина уже согласовала "открытое небо" с большинством стран ЕС.

Неравные возможности для европейских и украинских перевозчиков заложены и непосредственно в СоАП. Так, на втором этапе имплементации соглашения европейские компании смогут осуществлять перелеты внутри Украины, например, из Киева в Одессу.

Аналогичная опция для отечественных перевозчиков будет закрыта – они не смогут лететь внутри конкретной страны ЕС (например, из Берлина во Франкфурт). При этом выполнять рейсы между отдельными странами ЕС украинские компании смогут только в случае, если одной из точек маршрута будет украинский город: например, Киев – Берлин – Париж.

Учитывая, что европейские компании менее заинтересованы в перелетах внутри Украины, на отечественный рынок они могут и не зайти.

Турсезон и частичное открытие границ увеличили число полетов над Украиной на четверть

Как объясняется в публикации Sky Up, размещенной в издании Forbes.ua, после подписание СоАП Грузией стране удалось привлечь на свой рынок венгерский лоукост Wizz Air только серьезными дотациями перевозок – около €35 на одного пассажира.

Поэтому не факт, что "открытое небо" с ЕС сильно увеличит конкуренцию между перевозчиками в Украине.

"Есть статистика, согласно которой подписание Грузией и Молдовой СоАП с ЕС оказало намного меньший эффект на развитие рынка авиаперевозок, чем либерализация визового режима. В первом случае количество перелетов увеличилось лишь на пару процентов, что соответствует статистической погрешности", – говорит Богдан Долинце.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: открытое небо дешевые авиабилеты украинские авиакомпании денежная компенсация авиарейсы самолеты авиаполеты
Просмотров: 2762