В Украине, возможно, запустится сервис частных пассажирских перевозок Uber. Хотя компания официально не подтверждает и не опровергает информацию, но известно, что сервис ищет главу представительства в Киеве. Вакансия опубликована на сайте компании и в сети профессиональных контактов LinkedIn. 

"Амбиции Uber – быть везде. В любом прогрессивном, инновационном городе, который имеет потребность в безопасном, надежном и эффективном транспорте – мы хотим быть там. Киев не является исключением. Мы всегда изучаем наши возможности, в том числе и в Украине", – заявил официальный представитель Uber.

Она также ответил, что не может подтвердить информацию о выходе в Украину, ровно как и предоставить сведения относительно планов расширения компании.

Uber любят и ненавидят во всем мире. Любят пассажиры за дешевые и комфортные поездки и за продвинутый интерфейс. Водители Uber – за простой способ подработки. Но ненавидят таксисты за то, что революционный сервис отбирает у них клиентов и, соответственно, оставляет их без заработка. Наверное, сложно найти страну, в которой бы таксисты не протестовали против прихода Uber. Последний пример – протесты профсоюзов таксистов во Франции, которые переросли в массовые беспорядки. Буквально несколько дней назад французские таксисты блокировали доступ к железнодорожным станциям и аэропортам, жгли автомобильные покрышки и переворачивали машины, чтобы выразить свое несогласие с недобросовестной конкуренцией. А руководители Uber во Франции и в Европе были взяты под стражу.

С какими вызовами может столкнуться Uber в Украине, узнавал UBR.ua.

Uber не пройдет

По оценкам Украинской таксомоторной ассоциации, 99% рынка такси в Украине находится в тени, а это от 200 до 250 тыс. экипажей. Объем нелегального рынка составляет 25 млрд грн в год, а в Киеве – приблизительно 2,5 млрд грн. По данным Государственной фискальной службы, за 2014 год все таксисты уплатили в госбюджет только 31 млн грн налогов. Это равноценно общей налоговой нагрузке на весь рынок такси в размере 0,01% от общего финансового объема рынка.

Эти 99% таксистов создают недобросовестную конкурентную среду по отношению к легальным перевозчикам. И именно из-за того, что рынок такси уже "находится на дне", запуск Uber в Киеве не будет успешным, считает Андрей Антонюк, председатель правления Украинской таксомоторной ассоциации.

Сперва-наперво, Uber, известный по всему миру своими низкими тарифами, столкнется с невозможностью установить цены ниже, чем у нелегальных таксистов.

"У нас легальному и качественному перевозчику уже создано неконкурентное поле. Рынок уже на дне. Uber, придя в Украину, не сможет конкурировать с местными, дешевыми, нелегальными таксистами", – говорит эксперт.

По его словам, Uber успешно заходит в те страны и города мира, где рынок такси работает в правовом поле. В Киеве же легально работают единицы. И у них, соответственно, высокий ценник на услуги, по сравнению с теневыми перевозчиками. Цена в такой службе такси составляет минимум 8 гривен за километр, в то время как в самой дешевой службе Киева – 3 грн.

По словам Марии Орловой, со-инвестора сервиса для заказа такси WinTaxi, нелегальный рынок такси в Украине уже сам по себе работает по логике Uber. "Средний чек Uber в США и Европе – $10-12. Согласитесь, для нашего населения это неподъемная сумма за одну поездку. Для сравнения, средний чек в Киеве сейчас равен $2-3, в регионах эта цифра еще меньше. Uber и аналогичные сервисы имеют лишь небольшой процент с каждого заказа", – уточняет она.  

"Uber берет тем, что серьезно демпингует цены. Но ниже наших цен уже быть не может", – подтверждает глава Профсоюза таксистов Украины Василий Попик.

"Водители согласны возить по 3 грн на убитых тавриях, ланосах без колес, без резины, без дверей. Uber себя с такими машинами не позиционирует. Нормальный водитель на нормальной машине не будет работать за 3 грн, потому что за эти деньги невозможно обслуживать нормальный автомобиль. Цену ниже, чем у местных нелегальных зазывал, они не дадут. Если они дадут цену выше, то к ним не пойдет пассажир", – говорит Андрей Антонюк.

Второй минус Uber, по его словам, заключается в том, что не все украинцы готовы заказывать такси через мобильное приложение. "В Киеве даже не у всех есть смартфоны, и не каждый умеет ими пользоваться. У многих айфон для красоты", – говорит Андрей Антонюк.

И в-третьих, сервис работает по безналичному расчету, к чему большинство украинцев также не приучены. "У нас по безналу рассчитывается не каждый. Люди привыкли к кэшу", – уточняет он.

Украинские таксисты Uber не ждут. В профсоюзе таксистов, прогнозируемо, выступили категорически против подобных сервисов. "Мы хотим сделать все возможное, дабы усложнить выход данных сервисов к нам на рынок. Мы будем настаивать, чтобы в ближайшее время был принят новый закон про такси, дабы упорядочить деятельность таких сервисов", – говорит Василий Попик.

"Выход Uber на украинский рынок маловероятен. Это уже не первая публикация вакансии от Uber в Украине, первый раз это было осенью прошлого года. Нам кажется, что подобные публикации – это PR, цель которого повысить уровень знания данного проекта в нашей стране", – говорит Мария Орлова.

Читайте также:

Uber вне закона?

Сервис Uber запрещен во многих странах мира: Германия, Испания, Таиланд, Индия, Нидерланды, Бельгия. Как правило, сервис запрещают из-за нарушения местного законодательства о коммерческих транспортных перевозках. В частности, претензии к Uber предъявляют по причине отсутствия лицензии у водителей.

По словам заместителя главы IT-комитета Ассоциации юристов Украины Никиты Полатайко, оценить легальность деятельности Uber в Украине можно будет тогда, когда будет понятна специфика их работы в Украине. "Если они будут собирать заказы и передавать их другим компаниям, имеющим лицензии, ничего незаконного в этом нет, так уже сейчас делают многие украинские приложения. Некоторые из них, как и Uber, позволяют отслеживать передвижение машины до подачи, – говорит он. – Выступая просто посредником, Uber также сможет вступить в партнерство с финансовыми компаниями и принимать платежи в пользу компаний, которым будут передаваться заказы".

"Если же Uber будет передавать заказы конечным исполнителям (таксистам) и осуществлять прием платежей за их услуги, выступать перед клиентом представителем услуги такси, а не просто сервисом поиска, тогда можно говорить о проведении деятельности, которая требует получения лицензии", – продолжает юрист.

Согласно действующему законодательству, эксплуатация легкового авто, обустроенного как такси, без наличия лицензионной карточки, тянет за собой штраф в размере всего лишь нескольких сотен гривен.

Сервис частных пассажирских перевозок Uber, если и зайдет в Украину, то существенно на рынок не повлияет. Демпинговать некуда – нелегальные таксисты и так возят за смешные деньги. Скорее всего, потенциальными пассажирами в Украине будут иностранцы, которые уже знакомы с этим сервисом. Хотя возможно, это всего лишь маркетинговый ход.

Теги: пассажироперевозки uber таксисты рынок такси
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3704
Загрузка...
Загрузка...