"Укрзализныця" предпринимает очередную попытку повысить тарифы на грузоперевозки.

Уже с 1 марта они должны вырасти на 15%. Соответствующий проект приказа Министерство инфраструктуры (курирует работу ПАО "Укрзализныця") согласовал с Минфином и получило положительное заключение Минэкономразвития и торговли (МЭРТ).

По мнению чиновников, это позволит привести тарифы к экономически обоснованному уровню. Но у Государственной регулярной службы и представителей бизнеса есть большие сомнения на этот счет.

Скандальные цены

11 февраля состоялись общественные слушания по данному вопросу, организованные Государственной регулярной службой (ГРС). На них, помимо самих железнодорожников, присутствовали представители основных отраслей-грузоотправителей.

Но общего языка стороны так и не нашли. "Укрзализныця" обосновывает подорожание увеличением себестоимости перевозок, а компании возмущаются завышенными аппетитами монополиста и грозят вообще закрыть предприятия.

Читайте также:

Участники слушаний договорились только о создании рабочей группы при ГРС с участием всех заинтересованных ведомств и предприятий.

Постоянно действующая рабочая группа начнет работать и при Министерстве инфраструктуры. Ей предстоит решать спорные вопросы между перевозчиком и бизнесом, в том числе, будет проведен и анализ необходимости повышения тарифов.

Таким образом, будет ли очередное подорожание грузоперевозок станет ясно в течение ближайших двух недель

Аргументы "за"

И.о. председателя правления ПАО "Укрзализныця" Александр Завгородний сообщил UBR.ua, что в течение пяти лет в железнодорожную инфраструктуру нужно вложить не менее 150 млрд грн. Полученные после повышения тарифов дополнительные средства УЗ хочет направить на обслуживание и модернизацию путей и локомотивов, а также на обеспечение финансовой стабильности ключевой транспортной системы страны.

По словам замминистра инфраструктуры Николая Снитко, рост тарифов на 15% увеличит доходы "Укрзализныци" на 5,2 млрд грн. Этих денег, как заявил председатель совета Федерации железнодорожников Украины Владимир Корниенко, хватит только на текущий ремонт путей и подвижного состава. А ведь нужно еще обновлять основные фонды, особенно локомотивы и вагоны, износ которых достигает 90%.

Александр Завгородний говорит, что железная дорога вкладывает в инфраструктуру только 5-7% от необходимого. "Мы латаем пути на самых критических участках и только за счет этого сохраняем безопасность и скоростной режим движения", — отмечает глава УЗ.

На дно железнодорожников тянет обязанность перевозить льготников и содержать большую социальную сферу. "Нам за пять лет недодали 1,7 млрд грн компенсации за льготные перевозки, а на текущий год в бюджете эти средства вообще не предусмотрены", — жалуется Завгородний.

В "Укрзализныце" считают, что без повышения тарифов рентабельность грузовых перевозок снизится до 6,5% (с 27,7% в 2015 г.). А общая рентабельность (с учетом пассажирских перевозок и прочих неприбыльных направлений деятельности) и вовсе станет отрицательной (минус 6,6%). По мнению замначальника Главного коммерческого управления УЗ Юрия Меркулова, повысив цены для бизнеса, они смогут выйти по итогам года хотя бы в ноль. А рентабельность грузовых перевозок в этом случае составит 20,5%.

Аргументы против

Напомним, "Укрзализныця" жалуется на жизнь уже не первый год. За последние пять лет компания повышала тарифы на перевозку грузов несколько раз, в итоге они выросли более чем на 100%.

Только в феврале 2015г расценки были увеличены на 30%, что позволило  железнодорожникам заработать дополнительно 9 млрд грн. Но качественных изменений в работе железной дороги предприятия так и не заметили.

В МЭРТ подсчитали, что предложенное на этот раз повышение приведет к удорожанию промпродукции всего на 0,23%.

Но основные заказчики грузоперевозок — предприятия горно-металлургического комплекса — против подорожания. Президент объединения "Металлургпром" Александр Каленков считает, что железнодорожники и так зарабатывают достаточно, но тратят деньги не всегда эффективно. И предупреждает, что повышение тарифов остановит работу многих предприятий отрасли, а это еще больше усугубит и без того сложную экономическую ситуацию в стране.

Металлурги доплатят позже

Эксперт отметил, что украинский ГМК и так оказался на грани выживания. "Текущие цены на железорудное сырье — минимальные за последние 10 лет, а на прокат — за 12 лет. При этом производство стали в Украине достигло наименьших показателей с 2000г. На фоне падения цен и объемов экспорта, отрасль потеряла в 2015г более $6 млрд валютной выручки", — сообщил Александр Каленков.

По его словам, сегодня мировое перепроизводство стали составляет 730 млн т. Для стабилизации ситуации ее выпуск нужно снизить на 300-350 млн т, и Украина со своими 23 млн т запросто может оказаться в "черном списке" претендентов на вылет с рынка.

Отечественные металлурги утверждают, что наша продукция пока конкурентоспособна на мировом рынке и по качеству, и по цене, но растущие расходы на транспортировку грозят нарушить этот баланс.

В компаниях предупреждают, что очередное повышение железнодорожных тарифов приведет к остановке многих предприятий. "Тарифы можно поднимать, но позже. Сейчас не самый подходящий момент. Месяцев через 6-7, возможно, ситуация улучшится, и мы сможем поделиться дополнительными доходами с железнодорожниками", —пообещал генеральный директор ПАО "Запорожсталь" Ростислав Шурма.

Промышленники хотят все пересчитать

По мнению промышленников, государство, позволяя УЗ постоянно повышать тарифы, тем самым способствует ее внутренней неэффективности. Вместо этого нужно искать внутренние резервы для оптимизации бизнеса монополиста.

В Украинской зерновой ассоциации (УЗА) говорят, что доля логистики не должна превышать 20% от стоимости урожая на борту судна (условия FOB— ред.). "Иначе перевозка становится экономически не выгодной", — поясняет президент УЗА Владимир Клименко.

Производители стройматериалов советуют железнодорожникам ликвидировать фирмы-"прокладки", которые создают искусственный дефицит грузовых вагонов и формируют завышенные тарифы на свои услуги. "Снизьте коррупцию хотя бы до 10% и уберите посредников, чтобы компании могли напрямую заключать договора на перевозку с "Укрзализницей", — советует президент Всеукраинского союза производителей стройматериалов и изделий Иван Салий.

Бизнес требует и четкого инвестиционного плана развития железной дороги с указанием, на что конкретно будут потрачены дополнительные деньги. "Мы хотим видеть эту инвестиционную составляющую в тарифе", — говорит Иван Салий.

Ведь каждый раз при повышении расценок монополист обещал закупить новые вагоны. "Тем не менее сейчас самый новый зерновоз у нас 1993 года выпуска. И по прогнозам ВБ, уже через 7 лет исправных вагонов в стране вообще не останется", — заявил Владимир Клименко.

Предприниматели также настаивают на создании Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере транспорта (НКРТ), что позволило бы снять вопрос тарифообразования, как это происходит, например, в сфере регулирования расценок на электроэнергию или связь. Напомним, соответствующий проект закона №3835 "О государственном регулировании в сфере транспорта" зарегистрирован в парламенте 28 января 2016г.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: тарифы укрзализниця грузоперевозки
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3706
Загрузка...
Загрузка...