В Украине впервые признали электросамокаты транспортным средством, исходя из чего постановили, что езда на них по тротуаром является нарушением правил дорожного движения (ПДД).

Такие утверждения значатся в постановлении, которое вынес Шевченковский районный суд г. Запорожье по уголовному производству о причинении вреда здоровью пешехода из-за наезда на него электросамоката.

Украинцам хотят запретить ездить на электросамокатах без шлемов

Решение занимательно тем, что на данный момент электросамокаты, как и другие виды персонального электромобильного транспорта пока никак не упоминаются в украинском законодательстве, регулирующем дорожное движение – соответственно, формально на них ПДД и ответственность за их нарушение не распространяется.

UBR.ua поинтересовался у экспертов, каким образом вывод запорожского райсуда может повлиять на пользователей электросамокатов и начнут ли их наказывать за несоблюдение правил дорожного движения.

Наезд на пешехода – штраф 127 тыс. грн.

Фабула дела, в котором значатся выводы о недопустимости езды на электросамокатах по тротуарам, следующая: виновница происшествия вместе с ребенком ехала на электросамокате Хіаоmі Мі Electiric Scooter М365 и, объезжая пожилую женщину, задела ее локтем, в результате чего та упала на асфальт.

Владелица электросамоката вместе с мужем, который ехал сзади на велосипеде, помогли потерпевшей встать и предложили вызвать скорую помощь, однако по той или иной причине (тут показания истца и ответчика расходятся) не сделали этого и ушли домой. В итоге скорую помощь потерпевшей вызвала ее знакомая. В больнице женщине поставили диагноз "перелом шейки бедра".

В суде посчитали, что инцидента можно было избежать, если бы владелица электросамоката соблюдала правила дорожного движения. Согласно анализу судей, электрический самокат подходит под определение "транспортное средство", которое в пункте 1.10 ПДД определяется как "устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования и механизмов".

Дальнейшая логика проста: если электросамокат является транспортным средством, то управляющий им человек должен руководствоваться ПДД и, в частности, пунктом 11.13, который, кроме некоторых исключений, запрещает движение ТС по пешеходным тротуарам.

"Нарушение требований п. 11.13 Правил дорожного движения Украины с технической точки зрения находятся в прямой причинной связи с данным дорожно-транспортным происшествием. Техническая возможность избежать данного дорожно-транспортного происшествия зависела от выполнения требований п. 11.13 Правил дорожного движения Украины", – констатируется в заключении суда.

В Киеве заработали новые правила езды на электросамокатах

Исходя из степени причиненного ущерба действия обвиняемой были квалифицированы по 291 статье уголовного кодекса, а именно "нарушение действующих на транспорте правил безопасности движения, если это повлекло тяжкие последствия".

Суд также назначил владелице самоката наказание в виде одного года лишения свободы, но, на основании смягчающих вину обстоятельств, с заменой на испытательный срок в тот же 1 год. В течение этого периода она должна будет отмечаться в уполномоченном органе по вопросам пробации и сообщать ему о смене места жительства, работы или учебы.

Суммарно с обвиняемой взыскали в пользу потерпевшей 127,5 тыс. грн. – из них чуть более 102 тыс. предусмотрено для возмещения затрат на лечение. 23 тыс. грн. потерпевшая получила в качестве компенсации за моральный ущерб – стоит отметить, что истцы просили за это 100 тыс. грн. Также стороны разделили между собой оплату юридической помощи потерпевшей – из 4 тыс. грн. 2 350 грн оплатила обвиняемая.

Запрещать электросамокатам ездить по тротуарам могут – но не будут

По мнению автоюриста Владимира Караваева, вывод запорожского райсуда, вероятно, может послужить основой в других делах о ДТП, произошедших по вине пользователей электросамокатов. Но наказывать их за езду по тротуару, если она не привела к убыткам или травмам других пешеходов, все же правоохранители не начнут.

"Водитель, если нарушил правила дорожного движения, но ДТП не произошло, то его все равно привлекут к ответственности. В случае с электросамокатами и лицами, которые ими управляют, так как для них не определено никаких правил, то и нарушать нечего. Другое дело, если возникает наезд, либо какие-либо другие убытки из-за действий пользователя электросамоката", – говорит Караваев.

Это обусловлено и выведенной в решении суда формулировкой, согласно которой электросамокат подпадает под термин транспортного средства. Ее, как и само решение суда, Караваев назвал "очень спорной".

Глава Rozetka призвал урегулировать ПДД для электросамокатов

"Если применять к электросамокатам определение транспортного средства, то нужно выяснить, кем будет являться лицо, управляющее таким ТС. Но под статус водителя оно не может подпадать, ведь водитель – это, кто имеет право управления ТС конкретной категории", – считает эксперт.

Исходя из вывода суда о соответствии электрических самокатов транспортному средству, нелогичным, говорит Караваев, является и применение к виновнику происшествия 291 статьи УК о нарушениях правил на транспорте.

Юрист объясняет, что между транспортом и транспортным средством "есть огромная разница", ведь к первому определению в законодательстве, в частности, в законе об автомобильном транспорте, относят те средства, которые используются для перевозки пассажиров и грузов.

Транспортные средства же определяются в правилах дорожного движения. Однако даже в ПДД, заметил Караваев, электросамокаты больше соответствуют определению мопеда. С этим согласен и автоюрист Вадим Володарский.

"Возможно, суд провел недостаточный анализ. Если обращаться к определениям, которые даны в пункте 1.10 ПДД, то там электросамокаты по сути дела соответствуют мопедам. Мопеды – это все, что имеет два колеса и имеет мощность электродвигателя до 4 кВт (4000 ватт), или ДВС мощностью до 50 куб. см.", – отметил Володарский. Отметим, что мощность самокатов марки Хіаоmі Мі Electiric Scooter М365, которая фигурировала в деле, составляет 250 ватт.

Поэтому, полагает Вадим Володарский, правоохранители уже сейчас могли бы применять к электросамокатам ограничения, накладываемые на пользователей ТС либо мопедов, и, в частности, запрещать езду по тротуарам.

"Это вопрос к полиции, но там, кроме как водителей авто и мотоциклов, ни на кого внимания не обращают", – выразил мнение эксперт.

Без выхлопа. Почему рынок двухколесного электротранспорта растет как на дрожжах

В Раде и на местном уровне пытаются урегулировать ситуацию с электросамокатами

В любом случае, пока права и ограничения персонального электротранспорта отдельно не пропишут в отечественном законодательстве, сложности с их квалификацией будут возникать и в дальнейшем. В Верховной Раде хотели урегулировать этот вопрос еще в прошлом году, однако внедряющий новацию законопроект №3023, пройдя первое чтение, более не рассматривался.

Новые предложения по урегулированию проблем электросамокатов, а заодно сигвеев, моноколес гироскутеров, недавно выдвинул внефракционный депутат Андрей Деркач. Законопроектами его авторства – №5731 и №5732 – пользователей данных видов транспорта предлагается уравнять с велосипедистами, как в части прав на перемещение по дорогам, так и по размеру штрафов за нарушения ПДД (340 грн, 680 грн, если оно было совершено в состоянии опьянения и 850 грн –если была создана аварийная ситуация)

Если законопроект будет принят, то электросамокатчикам будет запрещено перевозить пассажиров или грузы, но при этом вместо тротуаров будет разрешено пользоваться обочиной, велодорожками или краем проезжей части. Ночью им будет необходимо включать светоотражающие устройства или внешние световые приборы.

Владимир Караваев на вопрос, можно ли разрешать пользователям персонального электротранспорта перемещаться по дорогам, отметил, что ответ на него будет отличаться в зависимости от условий безопасности на конкретном проезжем участке. Поэтому органы местного самоуправления в каждом городе должны иметь право самостоятельно принимать решение, где и давать ли возможность легкому электротранспорту выезжать на дорогу.

"Дорожные условия отличаются – разное количество полос, разная интенсивность движения. На некоторых есть полоса для общественного транспорта с края проезжей части, на других ее нет. Количество ответвлений или перекрестков – все это влияет на безопасность", – отметил Караваев.

Сейчас же власти пытаются обезопасить пользователей электросамокатов и других участников дорожного движения другим способом.

В Киеве снизили максимальную скорость электросамокатов

Так, сообщил 13 июля замглавы Киевской городской госадминистрации Константин Усов, в соответствии с меморандумом о работе электросамокатов, ранее подписанном сервисами их проката, такие компании снизили максимальную скорость перемещения на них до 20 км/ч, а в парках, на пешеходных улицах и площадях, в 50 метрах от станций метро и на территориях дипломатических учреждений и госучреждений, которые работают в сфере нацбезопасности, – до 14 км/ч.

Пока это сделали четыре сервиса по аренде э-самокатов, но в ближайшее время к ним должны присоединиться и остальные компании.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: электротранспорт самокат электросамокат штрафы суд пдд нарушение пдд
Просмотров: 10732