Ирландский лоукостер Ryanair в шаге от того, чтобы уйти из Украины, громко хлопнув дверью: перевозчик уже закрыл доступ к бронировкам билетов на анонсированные маршруты.

Причина скандала на поверхности — аэропорт «Борисполь», лояльность которого ирландцам пообещал министр инфраструктуры Владимир Омелян, оказался несговорчивым и не дал тех условий, на которые рассчитывали иностранцы. Львовский аэропорт, который на все согласился, судя по всему, падет случайной жертвой летных разборок. В списке пострадавших рискует оказаться и глава «Борисполя» Павел Рябикин: Омелян уже заявил, что инициирует его отставку.

Экспертное сообщество и рядовые украинцы, наблюдающие за всеми перипетиями этого скандала со стороны, разделились на два лагеря. Одни считают, что конфуз с Ryanair — позор для страны, «диагноз» системе и звоночек для всех будущих инвесторов. За интригами против крупнейшего в мире лоукостера усматривают руку Коломойского, опасающегося за судьбу своего дорогого и ему, и всем украинцам летного проекта — МАУ.

Есть и другая точка зрения. Дескать, выгнали Ryanair — и поделом, нечего вгонять государство в убытки, требуя каких-то «особых условий». Истина, как обычно, где-то посредине.

Собрали деньги и ушли

Как рассказал эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов, половина требований лоукостера действительно не коррелировались с нашим законодательством — чего стоит только начало продажи билетов без утвержденных разрешительных документов на полеты.

Юристы подтвердили: на момент начала продажи билетов у авиаперевозчика не было вообще никаких разрешений, предусмотренных украинским законодательством — ни назначений на маршруты, ни слотов (время прилета и вылета самолета), ни утвержденного расписания, ни согласованных условий обслуживания в аэропортах.

То есть, фактически Ryanair продавал услугу, которую не имел права оказывать. Отсюда сложности, к которым стоит готовиться тем, кто уже купил билеты.

«Покупать такие билеты — очень рискованно. Сейчас этот риск материализовался. И хотя билеты, которые без разрешений распространял у нас Ryanair, продавались как non-refundable (т.е. без права возврата), в данном случае перевозчик обязан вернуть все собранные с украинских пассажиров деньги. В то же врем нужно учитывать, что Ryanair в Украине юридически не присутствует и поэтому получить обратно деньги за билет может быть непросто», — отметил в беседе с UBR.ua управляющий партнер «ECOVIS Бондарь и Бондарь» Олег Бондарь.

Еще один аргумент против: Ryanair собирался предложить 4 направления из Киева с общей частотой 15 рейсов в неделю и 7 направлений из Львова с общей частотой 18 рейсов в неделю.

Для сравнения: из «Борисполя» выполняется около 1 тыс. рейсов в неделю. Из всех направлений, половина уже обслуживается другими компаниями, которые, как утверждают эксперты, «предлагают, в том числе и лоукост тарифы».

Как рассказали эксперты блога Low Cost Эксперт, большинство направлений, которые пытался открыть Ryanair, не были особо уникальными. Особенно для жителей столицы. Так, в Лондон летает множество авиакомпаний, те же МАУ и WizzAir, в Стокгольм — МАУ. А рейс Львов-Берлин продублировал WizzAir. Единственный рейс, который действительно жалко, говорят эксперты, это направление в Эйдховен, у него нет бюджетных альтернатив.

Когда будет дешево

Впрочем, перечисленные выше перевозчики все равно продают билеты дороже, чем анонсировал Ryanair. Да, и в МАУ и в WizzAir можно найти доступные по цене билеты, но для этого нужно хорошо постараться (покупать заранее, подстраиваться под даты и пр.).

А после ухода Ryanair, не исключают эксперты, остальные авиакомпании могут даже поднять цены.

Впрочем, как рассказали в самих авиакомпаниях, пока о повышении стоимости билетов речь не идет.

Наоборот, конкуренты ирландского лоукостера решили воспользоваться ситуацией и переманить к себе потенциальных клиентов снижением ценников.

К примеру, до конца ноября WizzAir запустил тарифы от 15 до 35 евро для пассажиров, которым грозит аннуляция рейсов Ryanair из Украины.

О расширении лоукост-программы раздумывает и МАУ. Авиакомпания уже сегодня предлагает пассажирам 500 тыс. мест по низким ценам: от 249 грн в одну сторону на внутренних маршрутах и от 587 грн на международных.

Как долго продлиться этот аттракцион невиданной щедрости — покажет время. Но в любом случае рядовые украинцы рискуют не только своими кошельками. Бойкот ирландцами нашего рынка может послужить сигналом для других лоукостеров — они попросту не будут даже рассматривать Украину, составляя маршрутную сеть. А сужение конкуренции — это всегда повод для монополиста диктовать рынку свои условия.

Впрочем, уже есть целая армия путешественников, которые готовы ехать на перекладных в Польшу, чтобы лететь дешево оттуда. Понятно, что такой вариант подходит лишь легким на подъем и располагающим свободным временем гражданам. Другим же придется довольствоваться тем, что им навяжут.

 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: авиация авиа ryanair лоукостеры полеты цены борисполь
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1796