Предупредительная забастовка дальнобойщиков, вызванная кризисом в работе электронной системы выдачи разрешений на право осуществления международных перевозок, после блокирования множества трасс и проведения митинга под зданием правительства, завершилась утверждением предварительных договоренностей с Министерством инфраструктуры Украины (МИУ) по выполнению части требований протестующих.

Регулятор, передает Ассоциация международных автоперевозчиков Украины (АсМап), согласился внести изменения в правила работы рынка с тем, чтобы не допустить дальнейшей спекуляции разрешениями на перевозки. В частности, МИУ ограничит выдачу разрешений на одно транспортное средство, активизирует переговорный процесс с международными партнерами по увеличению квот на дефицитных направлениях, а также отменит "помесячную" систему распределения годовой квоты дефицитных направлениях – последнее будет осуществлено уже с 18 февраля.

Всеукраинский протест дальнобойщиков: десятки фур отправились к границе с ЕС

Ставшая триггером для начала протестной акции электронная система при этом будет работать и дальше из-за принципиальной позиции МИУ. Окончательно заменить ей сегодня еще действующий "физический" механизм бронирования разрешений на пунктах пропуска планируется к июню, а для польского направления – уже с 18 февраля.

Несмотря на промежуточный консенсус, представители АсМап допускают протесты в будущем если соглашения не будут соблюдаться. В любом случае, вероятность последующих конфликтов между бизнесом и властями высокая, считают эксперты, так как на устранение системных проблем отрасли – недостачи годовых квот по ряду международных направлений и коррупции в Укртрансбезопасности, – потребуется несколько лет плановой работы и постоянной координации с участниками рынка, мнение которых до этого часто игнорировалось.

Чего хотели и чего достигли?

Не первый месяц тлеющий конфликт международных перевозчиков и Министерства инфраструктуры вспыхнул после введения электронной системы выдачи разрешений.

Должная минимизировать коррупционные риски и ускорить бюрократический процесс, она привела ровно к противоположному результату из-за непродуманных настроек: пользуясь отсутствием лимита на количество возможных разрешений для одного транспортного средства, спекулянты буквально за несколько часов 1 февраля разобрали 60% месячной квоты на осуществление перевозок в "дефицитную" Румынию. 6 февраля то же самое произошло с месячной румынской квотой на март.

В результате неверно отрегулированной онлайн-программы многие дальнобойщики были вынуждены нарушить контрактные обязательства. Количество произведенных за январь 2020 года плановых рейсов сократилось более чем на 5 тыс. по сравнению с январем 2019 года, что лишило дальнобойщиков 23 млн. грн. планировавшейся заработной платы, а также уменьшило поступления в бюджет страны как минимум на 32 млн. грн, оценивает январские убытки АсМап.

"Перевозчики 100% правы относительно некорректности системы: они не могут неделю стоять в очереди на переходе, чтобы дождаться получения права его проехать", – отмечает руководитель Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры Владимир Наумов.

Организованный перевозчиками забастовочный комитет изначально требовал отставки руководящего состава МИУ, в виду, как считают члены профильной ассоциации, их непрофессионализма в транспортной отрасли. Кроме того, АсМап посчитали, что функции контролирующего соблюдения норм перевозок госоргана – Укртрансбезопасности – должны быть передоверены на профильную транспортную международную организацию по результатам независимо проведенного тендера. Главное, перевозчики требовали полной отмены неправовой, по их мнению, электронной системы бронирования.

Бизнес высказался против ограничения движения фур в городах

В результате переговоров стороны не достигли полного взаимопонимания, однако, сообщает пресс-служба МИУ, приняли позицию ведомства, что работа электронной системы будет продолжена.

При этом перевозчики смогли доказать необходимость ряда изменений в организации работы. АсМап заявил о 8 согласованных для последующей реализации пунктах, а также об еще 9 должных быть утвержденными в ближайшее время. Так, перевозчикам предварительно удалось договориться и зарегистрировать в Кабинете Министров следующие забастовочные требования:

  1. Об исключении возможностей для повторного взвешивания разными проверяющими органами. Это коррупциогенная ситуация, так как, объясняет Владимир Наумов, "ехать перегруженным на международный рейс перевозчику не имеет смысла, ведь там у него просто отберут машину". Кроме того, повторные проверки лишь замедляют доставку груза для дальнобойщика, который "зарабатывает деньги, платит налоги, а также обеспечивает приток валюты", акцентировал внимания глава Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры.
  2. К первому апреля установить критерии распределения разрешений. По информации АсМап, стороны договорились, что те нововведения, которые стали основной причиной пробок на границах и привели к чрезмерно быстрому "таянию" квот и появлению черного рынка, будут отменены через приказ главы МИУ уже 14 февраля:
  3. С 18 февраля отменяется помесячное бронирование годовых квот для "дефицитных" стран – то есть, в Польшу, Румынию, Австрию, Венгрию, Финляндию, Италию, Турцию перевозчики уже сейчас смогут бронировать поездки на весь годовой период.
  4. Забронировать можно не более 2 разрешений в месяц на один ТС (для направлений, где на 1 поездку требуется два разрешения, их лимит, соответственно, равен 4). При этом получение второго права на торговый выезд выдадут в пункте пропуска лишь после подтверждения использования первого с его возвращением на месте. Также предусмотрено появления возможность сдавать использованные квоты в территориальных органах Укртрансбезопасности.
  5. Сокращение срока, на который бронируется разрешение, до 5-7 суток. Удалось договориться о создании технической возможности осуществить электронный заказ брони в комплекте для осуществления конкретной перевозки с возможностью выбора маршрута.

Система изначально неправильно устроена

Руководитель Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры Владимир Наумов подчеркнул, что главная причина некорректной работы системы, допускающей спекулятивное квотирование, в несогласованности между связанными госструктурами.

Дальнобойщики перекрывали трассу Одесса - Киев из-за взвешивания фур

"Электронная система, по сути, не связана ни с таможенниками, ни с пограничниками: разрешение может забронировать одно предприятие, а затем перепродать его на черном рынке, где, из-за дефицита и необходимости для дальнобойщиков выполнить контракт, пусть даже получив разрешение нелегально, на него высокий спрос и высокая стоимость. Ни таможня, ни погранслужба не контролируют, кто получил разрешение, и кто по нему поехал: тут как присутствовала, так и сейчас присутствует коррупционная составляющая", – говорит Наумов.  

К тому же, считает Наумов, вся система квотирования и распределения разрешений организована неправильно, из-за чего и проявились сбои в работе электронной брони, несмотря на понятное желание властей минимизировать коррупцию за счет ликвидации человеческого фактора.

В частности, специалист отметил, что "нелогично продавать фактически принадлежащие другому государству разрешения собственным гражданам", – официально получить разрешение можно за 54 грн. Кроме того, при наличии достаточного количества разрешений, и добросовестности бизнеса, в целом система квотирования перевозок является нецелесообразной.

"Квотирование не имеет смысла, если каждый перевозчик будет относиться к своей работе сознательно, и не будет бронировать заранее большее число разрешений, чем ему нужно. У всех есть договорные отношения на год либо на полгода, что дает им понимание, какое количество поездок они могут в принципе сделать в году – максимум может добавиться одна-две. Если перевозчик будет знать, что разрешения есть, и он сможет ими воспользоваться в любой момент, то в квотировании нет смысла", – высказал свою точку зрения Владимир Наумов.

Увеличат ли квоты?

Главное требование АсМап – увеличение общего количества квот на осуществления международных перевозок на "дефицитных" румынском, венгерском, и, в особенности, польском направлениях. От этого зависит стабильность рынка, однако договориться об обоюдном увеличении квот сложно из-за позиции данных стран. Так, Польша планомерно сокращала украинскую квоту с целью защиты своих перевозчиков – они от сокращения двухсторонних обязательств выигрывают, так как поляки украинскими квотами пользуются значительно в меньшем объеме, нежели наоборот.   

"Мы не пойдем ни на какие компромиссы и уступки": Гончарук отреагировал на протесты дальнобойщиков

Владислав Криклий во время общения с протестующими, тем не менее, объявил, что переговоры с международными партнерами ведутся на постоянной основе, а достичь конкретных результатов обещал уже через две недели после переговоров с министром инфраструктуры Польши. При этом ранее представители АсМап указывали, что с Румынией, чье направление второе по дефицитности после польского, переговоры в рамках двухсторонней смешенной комиссии в последний раз проводились в 2014 году, и с того момента уровень годовых квот не пересматривался.  

Несмотря на все сложности переговорного процесса, увеличить квоту возможно, считает эксперт Украинского института будущего и бывший первый замминистра инфраструктуры 2014-2016 г. Владимир Шульмейстер.

"Для этого нужна политическая воля. Когда появляется информация о дефиците квот, это означает, что власти стран, которые их не выдают, лоббируют интересы своих перевозчиков. МИУ также должно проводить данную работу. В 2015 я лично проводил три пула переговоров с Венгрией, вследствие чего мы достигли приемлемых результатов", – считает эксперт.

Причина кризиса

Претензии дальнобойщиков в части некомпетентности руководства МИУ не столь далеки от правды, считают опрошенные UBR.ua эксперты. Так, несмотря на многочисленные переговоры между представителями рынка и чиновниками, проведенные еще в прошлом году, руководство МИУ до сих пор не приняло мер для удовлетворения требований перевозчиков, которые не раз озвучивались.

"Судя по тому, что АсМап решился на такие шаги, можно сказать, что Министерство не справляется со своими обязанностями", – комментирует Владимир Шульмейстер, замминистра Инфраструктуры в 2014-2015 годах.

Владимир Наумов, в свою очередь отметил, что для исправления кризисной ситуации необходим долгий срок.  

"Это огромный комплекс мероприятий, начиная от законодательной базы. Если подойти к этому со стороны госполитики, то на приведение системы в нормальное состояние должно уйти 2-3 года", – говорит Наумов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: забастовка украинские дальнобойщики дальнобойщики автоперевозки грузоперевозчик фуры перевозки протест решения договоренности дипломатия
Просмотров: 10231