Консалтинговая компания McKinsey подсчитала, что с 2015 года рынок микромобильности привлек свыше $5,7 млрд. Этим термином эксперты назвали бурно развивающуюся отрасль по аренде велосипедов и самокатов с приставкой «электро». Еще одна отличительная особенность — этот вид транспорта используется для поездок на небольшие (до 8 км) расстояния.

Исследователи установили, что потребители с удовольствием выбирают велосипед или скутер для коротких дистанций. Люди уже испытали вкус sharing economy на примере совместного использования автомобилей (Uber, BlaBlaCar), жилья (AirBnB) и других благ.

Полиция готовит новые правила для гироскутеров и электросамокатов в Украине

Зачастую путешествие на таком микромобильном транспорте приносит больше удовольствия, чем на автомобиле. Ведь иногда на электросамокате можно добраться быстрее, чем на машине, избежав дорожного трафика. И это однозначно дешевле. Еще можно самому выбирать маршрут на свежем воздухе, двигаясь через парки и скверы.

Для участников рынка тоже есть очевидные преимущества. Ведь значительно легче приобрести электроскутер за $400, чем автомобиль. Стоимость последнего на порядок больше.

По данным CB Insights, в США число велосипедов для совместного использования за 2017 год увеличилось более чем вдвое — приблизительно до 100 тыс. На развитие рынка позитивно повлияло удешевление аккумуляторных батарей и повышение их эффективности.

Как избежать пробок и заработать

Больше четверти населения Земли живет в городах с числом жителей свыше одного миллиона. И средняя скорость движения в центрах таких мегаполисов зачастую не превышает 15 км/час. Так вот микромобильность уже предлагает горожанам, как избежать неприятностей, связанных с запруженными улицами.

Более быстрые скорости передвижения, меньше времени на поиск места для парковки. А также меньшую стоимость владения — ведь не нужно покупать — и пребывание на свежем воздухе.

Электросамокаты – транспорт будущего для мегаполисов - фото 2

По данным аналитиков, 50-60% всех поездок в крупных городах США, Китая и Евросоюза по расстоянию можно смело назвать микромобильными. То есть — до 8 кв. Еще 20% пассажиров общественного транспорта путешествовали на расстояния, которые попадали в эту же категорию.

Еще больше миллиардов

По прогнозам McKinsey, потенциал рынка микромобильности впечатляет. К 2030 году в США он вырастет до $200-300 млрд, в Европе — до $100-150 млрд, а в Китае — до $30-50 млрд.

В Украине отменят все налоги на импорт электротранспорта

Такие различия обусловлены разницей в тарифах на один километр пробега. В Евросоюзе цены в два раза ниже, чем в Америке, а в Китае — в пять раз. В будущем столь существенная разница, скорее всего, исчезнет за счет повышения расценок.

Не все так радужно

Хотя потенциально микромобильный сервис мог бы заменить в мегаполисах половину поездок автомобилем и до 20% — общественным транспортом, но на самом деле перспективы поскромнее. В McKinsey их оценили в 8-15%. Причины — погодные условия, возрастные ограничения и неприспособленность инфраструктуры. Например, отсутствие парковочных и зарядных станций.

Скептически настроен по отношению к байк-шейрингу Даниил Тонкопий, основатель и руководитель украинского стартапа Delfast. Компания начиналась как курьерская доставка на електровелосипедах. Столкнувшись с неудовлетворительным качеством используемых транспортных средств, предприятие наладило выпуск собственных электробайков.

По его словам, у некоторых байк-шейринговых компаний процент воровства и вандализма доходит до 25%. При этом «полиция обычно никак не помогает», у них и так дел хватает. Если велосипед дешевый, то значит «неремонтируемый». Он через несколько месяцев выйдет из строя. Если же более высокого качества, то появляются регулярные затраты на ремонт и обслуживание.

«Байк-шейринг — это невыгодная бизнес-модель на сегодняшний день», — заявил Даниил Тонкопий. Хотя в будущем спрос на альтернативный вид транспорта будет расти, признал он.

В Украине — пока только велики

Руководитель Nextbike в Киеве Алексей Кушка тоже высказал свое неудовольствие работой полиции. Не потому, что правоохранители не ищут велосипеды. То же утверждение относится и к кражам телевизоров, и даже более тяжелым преступлениям, отметил он.

Электросамокаты – транспорт будущего для мегаполисов - фото 3

Но он твердо уверен в перспективах байк-шейринга в Украине. Даже несмотря на слабо развитую инфраструктуру и сезонность этого вида бизнеса. А также невзирая на отсутствие у автомобилистов понимания того, что велосипедист — полноправный участник дорожного движения. Справедливости ради стоит отметить, что пока в Украине не урегулирован вопрос о том, как и где можно ездить на электротранспорте, различные виды которого появились в последнее время.

Немецкий стартап Nextbike появился в нашей стране в 2015 году во Львове с пятью станциями и 55 велосипедами. В прошлом году в Киеве насчитывалось 33 парковочных станции. В 2019 году их число вырастет до 281, а в дальнейшем — превысит 300.

Услуга доступна еще в четырех городах. Во Львове в этом году заработают 24 станции, а в Харькове, Одессе и Виннице — по 15. Их число тоже будет увеличиваться, не так стремительно, как в Киеве, рассказал Алексей Кушка.

Индусы хотят собирать электротранспорт на украинском заводе

Он отметил, что в Киеве наметились улучшения с транспортной инфраструктурой. Планируется создание пяти велодорожек общей протяженности более 100 км. При реконструкции улиц появляются или велодорожки, или велосипедистам разрешается движение по полосе общественного транспорта.

Руководитель Nextbike в Киеве сегмент двухколесного электротранспорта тоже считает перспективным. Но в то же время у него есть отличия, нужна другая инфраструктура для его развития. Вероятно, краж электросамокатов будет еще больше, чем велосипедов, предположил Алексей Кушка. Ведь скутер меньше и легче.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: транспорт электротранспорт сегвеи электросамокат гидроскутеры велосипеды электровелосипед
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4970