Министерство инфраструктуры обещает уже к концу текущего года связать Донецк с Лондоном с помощью регулярного рейса бюджетной авиакомпании Wizz Air. Каковы перспективы у перевозчика на данном направлении.

Максим Арсланов

Отраслевые чиновники снова озаботились ценами на авиаперелеты. Министерство инфраструктуры решило повторить сделанное еще весной обещание отменить налог на добавленную стоимость при перелетах внутри страны и тем самым удешевить билеты. Глава ведомства Борис Колесников не забыл упомянуть и о бюджетных компаниях. По его прогнозам, уже в декабре на линию Донецк–Лондон выйдет венгерский лоукост Wizz Air, который сегодня уже выполняет полеты в столицу Великобритании из киевского аэропорта "Жуляны".

 Wizz Air вводит плату за провоз ручной клади

В самой авиакомпании заявили, что данный вопрос пока находится на стадии переговоров, и назвать окончательную дату начала полетов пока невозможно. "Это почти правда. Мы начнем выполнять полеты после заключения контракта с Донецким аэропортом и получения разрешения на маршрут для авиакомпании Wizz Air. Мы не говорили конкретно о декабре. Речь шла об открытии рейсов через три месяца после объявления. И у нас до сих пор нет ни контракта с аэропортом, ни назначения на маршрут", - сказал Центру транспортных стратегий вице-президент группы Wizz Air Джон Стивенсон.

Государственная авиационная служба Украины пока воздерживается от комментариев и не уточняет, получил ли венгерский перевозчик назначение на линию Донецк–Лондон. Планируемая частота полетов пока тоже не озвучивается, но, по всей вероятности, рейсы будут выполняться не чаще двух-трех раз в неделю.

Новость об открытии данного направления прозвучала несколько неожиданно. Ведь еще не так давно бюджетники говорили о том, что готовы рассматривать Донецк, но только при условии определенных уступок в части сборов и обслуживания. Например, компания Ryanair, привлечь которую ранее обещало Мининфраструктуры, соглашалась летать при скидке в размере 100%. Взамен же ирландский перевозчик предлагал большой пассажиропоток, который должен был принести аэропорту деньги. Однако здесь следует помнить, что в Украине основной доход воздушным воротам дает именно авиационная деятельность, поэтому заманчивая с точки зрения западных гостей перспектива в наших реалиях оказалась просто неприемлемой.

Но вопрос о том, на какую именно категорию пассажиров рассчитывает перевозчик, остается открытым.

Но и Wizz Air, который уже успел освоиться на украинском рынке и хорошо изучить правила игры, также просит определенных уступок. "Аэропорты находятся в госсобственности, а потому ставки и сборы регулируются государством. В свою очередь, это лишает руководителей предприятий гибкости и различных рыночных рычагов для привлечения новых перевозчиков. Стоимость наших билетов зависит от очень многих вещей, в том числе и от затрат в аэропорту. Поэтому мы рассматриваем варианты с более привлекательными ценами. Мне кажется, что в Украине можно зарабатывать на неавиационной деятельности. Но для этого нужны, в первую очередь, пассажиропотоки", - рассказывала ранее в интервью Центру транспортных стратегий коммерческий директор "Визз Эйр Украина" Наталья Артемова.

Мининфраструктуры уже готовится ввести объемные скидки в обновленных аэропортах Донецка и Львова. В конце сентября ведомство опубликовало проект приказа, в котором предусматривается возможность введения понижающих коэффициентов к ставкам сборов для этих предприятий. Их значение будет колебаться от 0,2 до 0,1 к ставкам сборов. Однако приказ еще не утвержден и проходит публичное обсуждение.

Классические перевозчики считают Донецк очень перспективной нишей, которая способна принести хорошую загрузку на рейсах. "Донецк представляет собой очень привлекательный рынок, который может обеспечить достаточно большой пассажиропоток. И прямой рейс из этого города в Западную Европу может тоже оказаться выгодным", - сказала Центру транспортных стратегий пресс-секретарь "Международных авиалиний Украины" (МАУ) Евгения Сацкая.

Однако насколько выгодным будет именно лондонский маршрут? Wizz Air неоднократно заявляла, что при выходе на новое направление рассчитывает на загрузку порядка 83-85%. Основным стимулом для пассажира со стороны компании будет конечно же цена. Но пока переговоры не завершены, говорить о стоимости перелета преждевременно. Кроме того, вопрос в том, на какую именно категорию пассажиров рассчитывает перевозчик. В случае с Донецком преобладать будет, скорее всего, бизнес. А для такого клиента с учетом его плотного графика очень важна возможность выбрать оптимальное время полета в течение дня.

"Лоукосту будет непросто на маршруте, где преобладают деловые пассажиры. Ведь деловому пассажиру очень важна гибкость при выборе времени вылета и прилета, а потому "Визз Эйр" вряд ли будет привлекательным для данного сегмента пассажиров. Другие компании предлагают ежедневные рейсы с пересадкой в Москве, Киеве, Стамбуле, Праге, Варшаве и Мюнхене. И если бы маршрут Донецк-Лондон обеспечивал загрузку самолета на уровне 130-140 человек несколько раз в неделю, то классические перевозчики уже давно бы открыли прямые рейсы на этом направлении", - сообщил Центру транспортных стратегий эксперт в отрасли, пожелавший остаться неизвестным.

По его данным, пассажиропоток между Донецком и Лондоном у всех авиакомпаний с пересадками в различных хабах (МАУ, "АэроСвит", Lufthansa, Austrian Airlines, Turkish Airlines, LOT) примерно в 20 раз меньше, чем между Киевом и Лондоном. Например, в сентябре этот показатель составил 400 человек, тогда как между столицами Украины и Великобритании – 6 тыс. человек. "Прямые рейсы могли бы стимулировать поток, но не настолько, чтобы обеспечить 50% загрузки емкости самолета типа Airbus 320 при трех частотах в неделю", - сказал источник.

Что же касается туризма, то здесь свою отрицательную роль сыграет визовый фактор. "Туристический поток вряд ли будет большим, поскольку британская виза, в отличие от шенгенской, дает возможность посетить только одну страну. Плюс консульство Великобритании расположено в Киеве, что требует от путешественника дополнительных усилий", - отметил собеседник ЦТС.

Впрочем, существует версия, что решение выйти на маршрут Донецк-Лондон носит скорее политический характер. То есть Мининфраструктуры и лоукост решили пойти на взаимовыгодные уступки. Ведомству необходимо привлекать новых перевозчиков и загружать обновленный аэропорт, тогда как перевозчику нужно просто начать работу в Донецке, пусть и с такого не очень привлекательного направления. В свое время на такой шаг согласились и МАУ, открыв неинтересный с коммерческой точки зрения маршрут Донецк-Львов.

"Донецк – это очень интересный рынок для Wizz Air, так как долгое время у компании не было возможности зайти в этот аэропорт. Хороший поток могут дать полеты в крупные города континентальной Европы, например, Италии и Германии. Неплохие возможности и у рейсов в крупные города России. Поэтому решение выйти на маршрут Донецк–Лондон – это скорее результат взаимных уступок, поскольку Министерству инфраструктуры выгодно привлекать новых перевозчиков в реконструированные аэропорты, а Wizz Air – начать освоение донецкого рынка. Более того, открытие рейса в Великобританию не требует значительных усилий со стороны МИУ, все-таки соглашение о воздушном сообщении между двумя странами довольно либеральное в отличие от соглашений с иными европейскими странами", – сказал источник.

 Россия может открыть авиарынок для иностранных лоукостеров

Поэтому интересны дальнейшие планы Wizz Air по открытию рейсов из Донецка, которые перевозчик пока не торопится раскрывать. И если за открытием лондонского направления последует целая программа полетов, то предположение о взаимных уступках подтвердится.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: авиакомпании самолеты
Источник: cfts Просмотров: 3649