С конца мая права на эксплуатацию воздушных линий будут распределять уже по новым правилам, сообщили в Госавиаслужбе. 17 мая вступили в силу изменения к Авиационным правилам в части предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. 

Из предыдущей редакции правил изъяты два пункта, вызывавшие бурные протесты профессионального сообщества: требование подтверждать, что более 50% уставного капитала принадлежит гражданину нашей страны, и обязательное выполнение внутренних рейсов в течение года. Как пояснили в Госавиаслужбе, условие проверки преимущественного владения было исключено, поскольку оно дублировало аналогичное требование при получении лицензии, а сеть маршрутов и их экономическая целесообразность остаются в компетенции авиакомпаний. 

Зато внесено новое условие об обязательной уплате в полном объеме государственных сборов, предусмотренных Воздушным кодексом. Это требование ударит по интересам крупнейшего отечественного авиаперевозчика — компании МАУ, которая избегала уплаты сборов на протяжении последних нескольких лет, аргументируя это юридическими коллизиями. 

По состоянию на 1 мая 2016 г. задолженность МАУ перед Госавиаслужбой составляет 147,174 млн. грн., сообщила пресс-секретарь ведомства Ирина Кустовская. 

Воздушный кодекс Украины предусматривает, что регулирование всех вопросов связанных с уплатой сборов — это компетенция Кабмина, пояснил юрист ECOVIS Бондарь и Бондарь Сергей Дзюбенко (эта юрфирма представляет интересы МАУ).  

Причем на сегодняшний день существует множество законодательных пробелов в вопросах оплаты государственных сборов. 

"Действующий с 1993 года правительственный акт не регулирует порядок оплаты государственных сборов, не устанавливает размер некоторых сборов, периодичности и сроков их уплаты. Например, начисление сбора за каждого вылетающего из аэропорта Украины пассажира Госавиаслужба осуществляет в размере, который установлен совсем для другого вида сборов. Также не предусмотрено, что Госавиаслужба имеет право начислять сборы и выставлять счета-фактуры на их оплату", — перечислил Сергей Дзюбенко. 

При этом он акцентировал внимание на том факте, что Госавиаслужба отлично знает обо всех пробелах законодательного регулирования, но вместо их устранения, ставит перевозчиков перед выбором — плати или не получишь право на эксплуатацию воздушной линии. 

"Оказывается, гораздо проще внести изменения в Авиационные правила и заставить перевозчика платить спорные сборы, чем навести порядок в процедурных вопросах уплаты сборов, изменив закон или подзаконные акты.  По сути, авиаперевозчики, которые не согласны с начисленными сборами, стоят перед выбором: оплатить безосновательно начисленные суммы, или отказаться от возможности получения права на эксплуатацию воздушной линии". — говорит Дзюбенко. 

Юрист оценивает изменения Авиационных правил как направленные против авиаперевозчиков, которые оспаривают как законность существования государственных сборов, так и законность действий чиновников по их начислению.

"Введение Госавиаслужбой барьеров в получении прав на воздушные линии сложно назвать цивилизованными методами государственного регулирования", — резюмирует Сергей Дзюбенко. 

Юристы, представляющие интересы других авиакомпаний, тоже признают, что законодательство несовершенно. 
"Безусловно, изменения порядка государственных сборов необходимы¸ чтобы не было противоречий в законодательстве. И насколько я понимаю, они сейчас готовятся", — отметил партнер АФ "Анте" Андрей Гук. 

И подчеркнул, что большинство авиакомпаний платит сборы, поскольку понимает, что за эти средства финансируется целый ряд направлений в авиации, в том числе обеспечивается безопасность их пассажиров. 

Юрист предполагает, кто к концу мая, когда должно быть проведено очередное заседание комиссии Госавиаслужбы по рассмотрению вопросов о правах на эксплуатацию воздушных линий, может появиться судебный иск против новой редакции правил.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: авиация авиа госавиаслужба мау регулирование
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2825